Управляющий партнер ООО "ДЖИАР.ПРО"
Посты
77
Лайки
351

Рынок гособоронзаказа в России в 2023 году. Перспективы и прогнозы на 2024 год

  • 5 декабря 2023 в 10:28
  • 1.3К
  • 2
  • 0

    Сколько государство потратит на гособоронзаказ в 2023 году, какие отрасли являются выгодоприобретателями от роста промышленного производства продукции оборонного назначения, у каких отраслей открываются новые перспективы, как регулируется сфера гособоронзаказа и как с ним работать.

    Сколько государство потратит на гособоронзаказ в 2023 году

    Законом о федеральном бюджете на 2023 год и плановые 2024–2025 годы предполагалось, что в 2023 году государство потратит на оборону не больше 4,98 трлн рублей, однако, как недавно сообщил Reuters, «только в первой половине 2023 года Россия потратила на оборону на 12%, или на 600 млрд рублей, больше чем изначально запланированные 4,98 трлн рублей (54 млрд долларов) на весь 2023 год».

    Так как 2023 год еще не закончился, то цифра, о которой пишет Reutersоснована на анализе промежуточных документов Минфина, которые не являются засекреченными, соответствует действительности, и будет правильно, если в качестве ориентира мы обозначим цифру 5,8 трлн рублей расходов на оборону в 2023 году.

    Как мы понимаем, такой значительный рост расходов на оборону прежде всего обусловлен значительным пополнение Армии России новыми военнослужащими-контрактниками. В целом, значительная часть расходов на оборону на данный момент времени – это расходы на обеспечение выплат военнослужащим, проходящим военную службу в зоне проведения СВО.

    В силу секретности отдельных расходов в законе о федеральном бюджете, мы можем ориентироваться только на примерные цифры. На содержание военнослужащих (мобилизованных и контрактников) из различных силовых ведомств и легализованных добровольческих объединений может уходить от 3/5 от совокупного размера расходов на оборону. С учетом того, что гособоронзаказ – это прежде коммерческая закупка товаров, работ или услуг для нужд армии у третьих лиц, то денежное довольствие военнослужащих мы в расчет не берем.

    Таким образом, максимальный размер рынка закупок для нужд обороны в 2023 году может составить не более 2,32 трлн рублей.

    Как мы видим, размер рынка гособоронзаказа колоссальный, и даже, если в итоге сумма расходов на гособоронзаказ окажется немного меньше, то речь все равно будет об астрономических цифрах. На то же образование и здравоохранение в 2023 году будет потрачено только 1,9 трлн рублей. Напомним, что ВВП России в 2023 году составил 2,24 трлн долларов, если считать в рублях из расчета 92 рубля за 1 доллар, то получается примерно 206 трлн рублей. В 2022 году прогнозировали, что ВВП составит не более 150 трлн рублей.

    Ключевые игроки на рынке гособоронзаказа

    Рынок гособоронзаказа в 2023 году не сильно отличается от предыдущих лет. Как мы все знаем, основными акторами и заказчиками на рынке гособоронзаказа являются крупные государственные и частные корпорации через входящие в их состав дочерние структуры. Частный бизнес в гособоронзаказе – это в основном сектор IT, тяжелая промышленность и средние игроки, закрывающие локальные потребности в отдельных комплектующих и расходных материалах у крупных производителей вооружений и военной техники в отдельных регионах страны. Вероятность появления на рынке гособоронзаказа в 2024 году новых крупных игроков крайне мала.

    У каких отраслей открываются новые перспективы

    Из практики сопровождения бизнес-кейсов в 2022-2023 гг можно сказать, что сегодня наиболее динамично развивающейся отраслью является разработка и производство беспилотных авиационных систем (БАС). Во-первых, это обусловлено непрерывным спросом на «продукты» отрасли для нужд СВО. Во-вторых, после нормализации ситуации и окончании СВО, компетенции и экспертиза, полученные разработчиками и производителями БАС за этот период, будут крайне востребованы в гражданских отраслях экономики (например, малая авиация и сельское хозяйство).

    В качестве еще одного примера, из поддержанных гособоронзаказом отраслей, приведем отрасль производства технических газов (кислород, аргон, азот, водород и др.). Сейчас эта отрасль находится в кооперации со всеми производителями продукции оборонного назначения и обеспечена непрерывными заказами на несколько лет вперед. Кроме того, этой отраслью обеспечивается спрос Минобороны на медицинский кислород.

    Однозначно, что востребованной для гособоронзаказа будет IT-отрасль. Кроме того, гособоронзаказ в значительной степени также поддержит отрасль. Здесь в качестве примера приведем известного в России разработчика программного обеспечения «АСТРА». В сети периодически можно увидеть сообщения о том, что компания выигрывает крупные тендеры Минобороны. Только за январь — сентябрь 2023 года компания получила выручку в размере 4,67 млрд рублей против 2,3 млрд рублей, заработанных в 2022 году (по данным финансовой информации о деятельности компании, содержащейся в открытых источниках).

    Еще одной отраслью, которая получит значительный толчок в развитии, является производство телекоммуникационного оборудования. В качестве примера приведем отраслевой кейс из 2022 - 2023 годов, когда пришли к необходимости более интенсивного развития производства оборудования связи в России. Тогда начались активные действия по реанимации тропосферной радиосвязи как защищенного и надежного способа связи для труднодоступных районов страны, а также на случай потенциальной потери Россией своей спутниковой группировки. В решении данной проблемы во главе с Ростехом будет задействовано значительное количество компаний, являющихся производителями элементов компонентной базы, необходимых для производства соответствующего телеком-оборудования.

    Приведенный пример с телекомом скорее частный случай, но он наглядно иллюстрирует, как внешняя конъюнктура может повлиять на потребности рынка потребителей в конкретных продуктах и решениях.

    Как регулируется сфера гособоронзаказа

    Правовые основы государственного регулирования гособоронзаказа, порядок его формирования, особенности его размещения и выполнения, контроля (надзора) за исполнителями и заказчиками, а также основные принципы и методы регулирования цен на товары, работы, услуги по гособоронзаказу закреплены в Законе о государственном оборонном заказе.

    Круг тех, кто считается исполнителем по гособоронзаказу определен в п. 4.1. ст. 3 Закона о государственном оборонном заказе.

    Основными кураторами сферы гособоронзаказа являются Прокуратура РФ, ФАС России, Минпромторг, ФСБ и Минобороны. Полномочия по контролю за сферой гособоронзаказа предоставлены данным органам власти соответствующими нормативными правовыми документами.

    Прокурорский надзор за гособоронзаказом

    Согласно ст.ст 21, 22 Закона о прокуратуре, прокурорам предоставлены полномочиями по надзору за исполнением законодательства в сфере гособоронзаказа. Приказом Генпрокуратуры от 02.11.2018 № 723 определен круг лиц, в отношении которых проводится прокурорский надзор (например, для тех, кто включен в Сводный реестр организаций ОПК). Приказ Генпрокурора РФ от 18.11.2014 № 637 определяет порядок взаимодействия прокурора с проверяемым лицом (например, запрос документов и информации в рамках исполнения гособоронконтракта, а Приказ Генпрокуратуры от 07.05.2008 № 84 будет нужен проверяемому лицу тогда, когда встанет вопрос с разграничением компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

    Прокурорский надзор за исполнением требований законодательства в сфере гособоронзаказа такой же важный вид проверочных мероприятий в отношении бизнеса, как, например, та же выездная налоговая проверка. Важность общественных отношений, охраняемых законом, крайне высокая, так как закрывает риски, связанные со стабильность кооперационных связей между организациями, участвующими в исполнении гособоронзаказа.

    К требованиям прокуроров о предоставлении документов и информации надо относиться также, как и к требованиям налоговых органов, – исполнять если они являются законными и обоснованными. Имеется судебная практика, которая на отдельных ситуациях наглядно показывает, как правильно общаться прокурорами (Постановление АС ЦО от 03.12.2018, Определение ВС РФ от 05.03.2019 № 310-ЭС19-926 по делу № А09-16777/2017).

    Органом прокуратуры по итогам соответствующих контрольных (надзорных) мероприятий при выявлении нарушений может быть возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол, на основании которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении (ч.1 ст. 14.55 и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

    Контрольно-надзорные полномочия ФАС России в сфере гособоронзаказа

    ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).

    Кроме того, возбуждение и рассмотрения дела об административном правонарушении относится к компетенции ФАС России (ч.1 ст. 14.55 и ч.1 ст. 23.82 КоАП РФ).

    Минпромторг, Роструд, ФСБ и Минобороны

    Минпромторг России отвечает за ведение Сводного реестра организаций ОПК, лицензирование деятельности разработчиков и производителей различных вооружений и военной техники и другие смежные с обороной вопросы, включая вопросы бронирования граждан.

    В условиях СВО Минпромторг России обладает значительным ресурсом влияния на сферу гособоронзаказа.

    После включения в Сводный реестр организаций ОПК организация будет обязана отчитываться перед территориальными органами Роструда об отсутствии задолженности по заработной плате перед работниками организации (Приказ Роструда от 21.07.2015 г. № 212, Поручение Заместителя Председателя Правительства РФ № 4283п-П13 от 01.07.2015 г., Поручение Председателя Правительственной комиссии от № 11979п-П13 от 15.12.2020).

    Если компания планирует начинать работать с военной приемкой Министерства обороны России, то для успешной реализации данного кейса понадобится получить соответствующую лицензию ФСБ России.

    Приведенные полномочия вышеуказанных органов власти в сфере госооборонзаказа являются лишь частными примерами. Более детальная информация о полномочиях названных органов власти приведена на официальных Интернет-сайтах данных органов власти.

    Ответственность за нарушения законодательства о гособоронзаказе

    Административная ответственность

    Ст. 15.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требованиий о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности в организациях, осуществляющих выполнение гособоронзаказа.

    За нарушение условий государственных контрактов и сроков поставки вооружения и военной техники предусмотрена административная ответственность, в соответствии с ч.1 ст. 14.55 КоАП РФ.

    Действия (бездействия) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу повлекут привлечение к административной ответственности, в соответствии с ст. 14.55.2 КоАП РФ.

    За необоснованный отказ от заключения контракта со стороны головного исполнителя или исполнителя гособоронзаказа, должностные лица и организации могут быть привлечены к административной ответственности, в соответствии со ст. 7.29.2 КоАП РФ.

    Уголовно-правовые риски для участников гособоронзаказа

    Для привлечения лица, ранее подвергнутого административному наказанию за деяние, предусмотренное ч. 1 или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа, к уголовной ответственности в Уголовном кодексе РФ имеется специальный состав – ст. 201.2 УК РФ.

    Максимально возможная санкция за нарушение данной статьи – до 10 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

    Как мы понимаем, уголовно-правовые риски участников гособоронзаказа не ограничиваются вышеназванным составом.

    Лицу, привлекаемому к ответственности за нарушение условий гособоронконтракта, вместе со ст. 201.2 УК РФ могут быть вменены деяния, предусмотренные статьями 159 (Мошенничество) и 165 (Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) УК РФ, а также может быть вменено совершение деяния, предусмотренного ст. 210 УК РФ (Создание преступного сообщества).

    Если лицо ведет свою деятельность в группе (например, в бизнес-партнерстве), то формализация их деятельности в форме юр.лица (легитимной организации) - один из первых признаков, который может свидетельствовать о прямом умысле данных лиц на совершение деяния, предусмотренного ст. 210 УК РФ.

    За создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп) предусмотрено до 20 лет лишения свободы.

    Если лицо, которому по совокупности будут вменены вышеназванные деяния (обвиняемый), ко всему прочему на момент совершения названных деяний было в юридической зависимости от другого лица, которое является резидентом «недружественного» государства, то обвиняемому можно будет еще предъявить и пособничество в, так называемом, «мимикрировании» лица из недружественного государства, то есть, при фактическом уходе из юрисдикции резидент недружественного государства сохраняет косвенный имущественный контроль над бизнесом и имея возможность влиять на принятие решений в организации, может парализовать деятельность компании.

    На наш взгляд, для вышеназванной ситуации могут быть применимы положения ст. 275 (Государственная измена) УК РФ. За совершения данного деяния предусматривается до пожизненного лишения свободы.

    Если компания входит в кооперационные связи с другими исполнителями в рамках исполнения гособоронконтрактов, то об исключении данного уголовно-правового риска лучше позаботится заранее.

    Имущественная (субсидиарная) ответственность

    В соответствии Указом Президента РФ от 03.03.2023г. № 139, в компаниях, срывающих гособоронзаказ может быть введено внешнее управление. Это означает, что в компании, которая не справляется с взятыми на себя обязательствами по гособоронзаказу, приостанавливаются корпоративные права ее участников и полномочия органов управления в этой компании, а полномочия единоличного исполнительного органа будут переданы управляющей организации, которая будет назначаться по предложению Минпромторга.

    В соответствии п. 1 ст. 8 Федерального конституционного закона о военном положении, ограничения для компаний могут быть введены, как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено. С учетом того, что Указ Президента РФ № 139 не содержит указаний на его применение в конкретных субъектах РФ, то это означает, что его действие распространяется на всю территорию РФ, а не только в регионах, где введен соответствующий правовой режим (военное положение).

    Следующий немаловажный момент – это круг лиц, в отношении которых применяется названный Указ. Согласно п. 1 Указа Президента РФ № 139, его положения распространяют свое действие на головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа.

    Напомним, что к исполнителям, участвующим в поставках продукции по гособоронзаказу, относятся не только контрагенты головного исполнителя, в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о государственном оборонном заказе, но и контрагенты исполнителей, если у них закупается продукция, используемая в рамках выполнения гособоронзаказа, которые все вместе с головным исполнителем входят в кооперацию по гособоронзаказу, что следует из п. 4.1. ст. 3 названного Закона.

    Потеря контроля над компанией после введения в отношении нее внешнего управления является самостоятельной мерой ответственности, следствием которой может стать уголовная ответственность виновных лиц, о которой подробно рассмотрено выше.

    Как работать с гособоронзаказом

    Для того, чтобы работать с гособоронзаказом компания должна обладать запасом свободных денежных средств, соответствующими компетенциями и опытом, а также портфелем специальных разрешений (лицензий) на осуществление вида деятельности, по которому в рамках гособоронзаказа компанией принято решении об в участии в конкурентной закупке.

    Чтобы начать работать с гособоронзаказом необходимо получить аккредитацию на специализированной электронной площадке. На данной площадке осуществляются закрытые закупки в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, в рамках гособоронзаказа, а также иные закупки, доступ к информации о проведении которых ограничен. Далее, при подготовке соответствующих документов для получения аккредитации на площадке руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663 и требованиями площадки.

    Расчетно-кассовое обслуживание операций между участниками госооборонзаказа происходит в уполномоченном банке.

    В 2023 году ЦБ РФ не публиковал актуальный список банков, которые могут работать с гособоронзаказом. Данный список является закрытым. Доступ к нему могут получить только заказчики и исполнители по гособоронзказу.

    Чтобы не допустить критических ошибок при работе с гособоронзаказом лучше привлечь эксперта из данной сферы либо назначить в компании ответственного сотрудника, предварительно обучив его методике работы с гособоронзаказом в корпоративном учебном центре при одном из уполномоченных банков.

     

    Благодарим за то, что дочитали до конца!

    P.S.: Выводы, содержащиеся в данном аналитическом разборе, являются лишь частным мнением автора и не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями.

     

    Добавить
    Управляющий партнер ООО "ДЖИАР.ПРО"
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде