п. 1 Информационного письма ВАС № 66: 1. Договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды.
Акционерным обществом был заключен с собственником здания договор, на основании которого общество получило право использовать крышу данного здания для размещения рекламы.
По истечении установленного срока действия этого договора собственник отказал акционерному обществу в заключении договора на новый срок, заключив аналогичный договор с другим лицом.
Акционерное общество, полагая, что заключенный между ним и собственником договор является договором аренды крыши здания, на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации <*> обратилось в арбитражный суд с иском о переводе на себя прав и обязанностей по второму договору. В исковом заявлении общество указало, что в течение двух лет устанавливало на крыше свои рекламные щиты и добросовестно исполняло обязательство по внесению платежей.
Суд отказал в удовлетворении иска, признав не подлежащей применению статью 621 ГК РФ.
При этом в решении суда было отмечено, что правоотношения, возникшие между сторонами и связанные с использованием истцом для рекламных целей крыши здания, принадлежащего ответчику на праве собственности, не являются арендными и, следовательно, не могут регулироваться правилами главы 34 ГК РФ.
Принимая решение, суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 607 ГК РФ объектами аренды, помимо прямо перечисленных в данной норме, могут быть только непотребляемые вещи. При этом передача вещи в аренду всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью.
Между тем крыша представляет собой конструктивный элемент здания и не является самостоятельным объектом недвижимости, который мог бы быть передан в пользование отдельно от здания. Поэтому крыша не может являться объектом аренды.
Суд указал, что анализ спорного договора свидетельствует о том, что его предметом являлось предоставление истцу возможности на возмездной основе размещать рекламу на крыше принадлежащего ответчику здания. Такой договор не противоречит ГК РФ, отношения сторон регулируются общими положениями об обязательствах и договорах, а также условиями самого договора.
Суды округов в основном придерживаются указанной позиции Президиума ВАС РФ. Так, в Постановлении от 13.05.2009 по делу N А72-4923/2008 ФАС ПО рассмотрел договор на установку и размещение рекламных конструкций на витринных стеклах фасадной части нежилых помещений здания и сделал следующий вывод. Поскольку фасадная часть здания (стены, оконные рамы) не может рассматриваться в качестве самостоятельного объекта в отрыве от объекта недвижимости, данный договор нельзя отнести к договорам аренды. Вследствие этого судьи посчитали, что договор с собственником здания на установку и размещение рекламных конструкций на фасадной части нежилых помещений в случае, когда такие помещения находятся в аренде у третьего лица, может быть заключен, если владелец рекламных конструкций получит согласие арендатора помещений.
Еще в 2002 г. Президиум ВАС РФ в п. 1 Информационного письма от 11 января 2002 г. N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" (далее - Письмо N 66) указал, что договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент здания для рекламных целей, не является договором аренды. Дело в том, что конструктивный элемент не является самостоятельным объектом недвижимости, который мог бы быть передан в пользование отдельно от здания. Это следует из ст. 607 Гражданского кодекса. При этом судьи указали, что рассматриваемые действия не противоречат законодательству, но являются не арендными отношениями, а отношениями по предоставлению возможности на возмездной основе размещать рекламу на конструктивном элементе здания (то есть речь идет об оказании услуг по использованию имущества).
Значит, в данном случае стоит оформлять не договор аренды, а договор возмездного оказания услуг. Данная позиция поддержана и в Письме Минфина России от 28 октября 2004 г. N 03-04-11/184. Дословно там сказано следующее: "...организация по договору с органом местного самоуправления приобретает услугу по предоставлению рекламного места, расположенного на здании, находящемся в муниципальной собственности, а не услугу по предоставлению в аренду муниципального имущества".
Судьи также согласны с вышеизложенной позицией (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 октября 2007 г. по делу N Ф04-7220/2007(39300-А45-10), Поволжского округа от 9 ноября 2006 г. по делу N А55-3231/05-40(33Н.Р.)).
В п. 1 указанного Письма суд установил, что "договор между собственником здания и другим лицом, на основании которого последнее использует отдельный конструктивный элемент этого здания для рекламных целей, не является договором аренды". Хочется спросить у судей: чем же тогда является такой договор?
В приведенном пункте суд указал, что предметом такого договора является не предоставление в пользование конструктивного элемента здания (в нашем случае - части крыши), а предоставление возможности на возмездной основе размещать рекламу на крыше принадлежащего собственнику здания. Суд указал, что договор "о предоставлении возможности..." не противоречит ГК РФ, а отношения подписавших его сторон регулируются общими положениями ГК РФ об обязательствах и договорах, а также условиями самого договора.
Особый интерес представляет аргументация судом своей позиции. Так, в обоснование своих выводов суд сослался на п. 1 ст. 607 ГК РФ и указал, что "...объектами аренды, помимо прямо перечисленных в данной норме, могут быть только непотребляемые вещи. При этом передача вещи в аренду всегда влечет временное отчуждение собственником права пользования этой вещью". По мнению суда, крыша представляет собой конструктивный элемент здания и не является самостоятельным объектом недвижимости, который возможно передать в пользование отдельно от здания. Итак, суд утверждает: "...крыша не может являться объектом аренды"!