Приветствую, коллеги!
В настоящей теме предлагаю раз и навсегда разобраться с тем, чем является постоянно действующий руководящий орган в общественной организации.
При этом предлагается обсудить не чем он является по мнению МинЮста, а по мнению законодателя.
Изучил множество тем, но единого бесспорного мнения по этому вопросу со ссылками на нормы права, к сожалению, не нашел. Но их изучение дало понять, что этот вопрос является актуальным по настоящее время.
При этом, полагаю, необходимо исходить из позиции, что законодатель подразумевал для обсуждаемого органа определенное назначение, то есть его относимость к одному из органов, предусмотренных законодательством (например, к высшему органу управления, к исполнительному органу, к контрольно-ревизионному органу и т.п.). А потому его содержание нельзя изменить, например, уставом.
В связи с этим, позвольте изложить свое видение.
В силу статьи 65.3 ГК РФ у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший орган;
> исполнительный орган;
> коллегиальный орган управления.
В силу статьи 8 ФЗ "Об общественных объединениях" у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший руководящий орган;
> исполнительный орган;
> постоянно действующий руководящий орган.
При этом формулировки данных норм не вызывают сомнения, что высший, исполнительный и постоянно действующий руководящий органы - должны быть, а коллегиальный орган управления - может быть.
Те же обстоятельства позволяют сделать вывод, что исполнительный орган может быть как единоличным, так и коллегиальным, а постоянно действующий руководящий орган и коллегиальный орган управления - только коллегиальным.
Встречаются мнения, что постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" может являться:
1. Коллегиальным органом управления - по ГК РФ;
2. Ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций);
3. Коллегиальным исполнительным органом - как по ФЗ "Об ОО", так и по ГК.
Допустим, что верным является первое мнение. Постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является коллегиальным органом управления - по ГК РФ.
Это влечет следующие последствия.
1)
Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ, в уставе общественной организации надо указать, помимо прочего, ее место нахождение.
В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 ФЗ "Об ОО" устав общественного объединения должен предусматривать, помимо прочего, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.
С учетом приведенных норм, выходит, что в уставе общественной организации надо указывать два адреса: 1-й - исполнительного органа; 2-й - постоянно действующего руководящего органа!
2)
Приказом МинЮста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 29 данного регламента для государственной регистрации общественного объединения представляются, помимо прочего, сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением (указываются в соответствующей графе заявления).
Заявление Р1101, о котором идет речь выше, содержит листы Е, Ж, З. Соответственно лист Е - для физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; лист Ж - для управляющей организации; лист З - для управляющего.
Очевидно, что коллегиальный орган управления не является управляющим и управляющей организацией, а под физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от его имени, традиционно понимается единоличный исполнительный орган и только если его нет - другие уполномоченные органы (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).
В нашей ситуации исполнительный орган есть, а значит, за неимением других вариантов, в заявлении по форме Р11001 просто нет граф в которые можно было бы вписать адрес постоянно действующего руководящего органа.
3)
Кроме этого, как "коллегиальный орган управления", учитывая содержание пункта 4 статьи 63.5 ГК РФ, может осуществлять права юридического лица от имени общественной организации и исполнять ее обязанности в соответствии с уставом (часть 4 статьи 8 ФЗ "Об ОО")?
Итог разбора последствий:
Указанные выше казусы говорят в пользу того, что первое мнение верным не является.
Допустим, что верным является второе мнение. Постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций).
Наблюдаются те же последствия (1-е и 2-е), что и при первом варианте, что позволяет сделать вывод, что второе мнение также не является верным.
Кроме этого, думаю, можно легко подвергнуть сомнению ситуацию, при которой орган, назначение которого не указано в ГК РФ, имеет право на существование.
Допустим, что верным является третье мнение. Постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является коллегиальным исполнительным органом - как по ФЗ "Об ОО", так и по ГК.
Сразу стоит отметить, что слово "руководящий" вполне может являться синонимом слова "исполнительный". При этом назначение коллегиального исполнительного органа вполне ясно и из общего и из специального законов.
Казусов норм права, обозначенных при первом и втором мнении, не наблюдается.
Единственное, что я могу сказать в пользу не верности третьего мнения, являются следующие обстоятельства.
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ в ФЗ "Об ОО" в статью 8 была добавлена часть 5, которая вкупе с частью 3, начала сбивать с толку.
А именно: если у общественной организации, в силу части 3 статьи 8 названного закона, а-приори должен быть коллегиальный исполнительный орган, то зачем в части 5 этой же статьи писать о том, что данный орган может (а не должен!) образовываться.
Кроме этого, из раздела "Органы некоммерческой организации" модульного устава некоммерческой организации, размещенного по адресу: http://minjust.ru/ru/node/262463 можно сделать вывод, что МинЮст не считает третье мнение верным.
Цитирую:
"Перечень органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постоянно действующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно-ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия) ..."
Только не понятно, почему в качестве примера наименования обсуждаемого органа указано "Правление", когда в пункте 4 статьи 65.3 ГК РФ указано "Наблюдательный или иной совет".
В заключение.
Учитывая вышеизложенное, полагаю логичнее считать, что из трех представленных мнений, верным является третье, а потому постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является коллегиальным исполнительным органом - как по ФЗ "Об ОО", так и по ГК.
Спасибо за внимание к этой теме.
Буду рад мнениям коллег.
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации, внесения изменений и ликвидации НКО можно и в телеграм-чате Регфорума об НКО.
Переходите по ссылке https://t.me/nko_regforum
В настоящей теме предлагаю раз и навсегда разобраться с тем, чем является постоянно действующий руководящий орган в общественной организации.
При этом предлагается обсудить не чем он является по мнению МинЮста, а по мнению законодателя.
Изучил множество тем, но единого бесспорного мнения по этому вопросу со ссылками на нормы права, к сожалению, не нашел. Но их изучение дало понять, что этот вопрос является актуальным по настоящее время.
При этом, полагаю, необходимо исходить из позиции, что законодатель подразумевал для обсуждаемого органа определенное назначение, то есть его относимость к одному из органов, предусмотренных законодательством (например, к высшему органу управления, к исполнительному органу, к контрольно-ревизионному органу и т.п.). А потому его содержание нельзя изменить, например, уставом.
В связи с этим, позвольте изложить свое видение.
В силу статьи 65.3 ГК РФ у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший орган;
> исполнительный орган;
> коллегиальный орган управления.
В силу статьи 8 ФЗ "Об общественных объединениях" у общественной организации должны (могут) быть следующие органы:
> высший руководящий орган;
> исполнительный орган;
> постоянно действующий руководящий орган.
При этом формулировки данных норм не вызывают сомнения, что высший, исполнительный и постоянно действующий руководящий органы - должны быть, а коллегиальный орган управления - может быть.
Те же обстоятельства позволяют сделать вывод, что исполнительный орган может быть как единоличным, так и коллегиальным, а постоянно действующий руководящий орган и коллегиальный орган управления - только коллегиальным.
Встречаются мнения, что постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" может являться:
1. Коллегиальным органом управления - по ГК РФ;
2. Ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций);
3. Коллегиальным исполнительным органом - как по ФЗ "Об ОО", так и по ГК.
Допустим, что верным является первое мнение. Постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является коллегиальным органом управления - по ГК РФ.
Это влечет следующие последствия.
1)
Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ, в уставе общественной организации надо указать, помимо прочего, ее место нахождение.
В силу пункта 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 20 ФЗ "Об ОО" устав общественного объединения должен предусматривать, помимо прочего, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.
С учетом приведенных норм, выходит, что в уставе общественной организации надо указывать два адреса: 1-й - исполнительного органа; 2-й - постоянно действующего руководящего органа!
2)
Приказом МинЮста РФ от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций.
Согласно абзацу 7 подпункта 1 пункта 29 данного регламента для государственной регистрации общественного объединения представляются, помимо прочего, сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением (указываются в соответствующей графе заявления).
Заявление Р1101, о котором идет речь выше, содержит листы Е, Ж, З. Соответственно лист Е - для физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица; лист Ж - для управляющей организации; лист З - для управляющего.
Очевидно, что коллегиальный орган управления не является управляющим и управляющей организацией, а под физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от его имени, традиционно понимается единоличный исполнительный орган и только если его нет - другие уполномоченные органы (пункт 2 статьи 54 ГК РФ).
В нашей ситуации исполнительный орган есть, а значит, за неимением других вариантов, в заявлении по форме Р11001 просто нет граф в которые можно было бы вписать адрес постоянно действующего руководящего органа.
3)
Кроме этого, как "коллегиальный орган управления", учитывая содержание пункта 4 статьи 63.5 ГК РФ, может осуществлять права юридического лица от имени общественной организации и исполнять ее обязанности в соответствии с уставом (часть 4 статьи 8 ФЗ "Об ОО")?
Итог разбора последствий:
Указанные выше казусы говорят в пользу того, что первое мнение верным не является.
Допустим, что верным является второе мнение. Постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является ни коллегиальным органом управления, ни коллегиальным исполнительным органом (является каким-то иным органом, который есть у общественных организаций).
Наблюдаются те же последствия (1-е и 2-е), что и при первом варианте, что позволяет сделать вывод, что второе мнение также не является верным.
Кроме этого, думаю, можно легко подвергнуть сомнению ситуацию, при которой орган, назначение которого не указано в ГК РФ, имеет право на существование.
Допустим, что верным является третье мнение. Постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является коллегиальным исполнительным органом - как по ФЗ "Об ОО", так и по ГК.
Сразу стоит отметить, что слово "руководящий" вполне может являться синонимом слова "исполнительный". При этом назначение коллегиального исполнительного органа вполне ясно и из общего и из специального законов.
Казусов норм права, обозначенных при первом и втором мнении, не наблюдается.
Единственное, что я могу сказать в пользу не верности третьего мнения, являются следующие обстоятельства.
Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ в ФЗ "Об ОО" в статью 8 была добавлена часть 5, которая вкупе с частью 3, начала сбивать с толку.
А именно: если у общественной организации, в силу части 3 статьи 8 названного закона, а-приори должен быть коллегиальный исполнительный орган, то зачем в части 5 этой же статьи писать о том, что данный орган может (а не должен!) образовываться.
Кроме этого, из раздела "Органы некоммерческой организации" модульного устава некоммерческой организации, размещенного по адресу: http://minjust.ru/ru/node/262463 можно сделать вывод, что МинЮст не считает третье мнение верным.
Цитирую:
"Перечень органов некоммерческой организации зависит от ее организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности или статуса. Так, для общественных организаций наряду с высшим и исполнительным органами, обязательными органами являются постоянно действующий руководящий орган (например, Правление) и контрольно-ревизионный орган (Ревизор или Ревизионная комиссия) ..."
Только не понятно, почему в качестве примера наименования обсуждаемого органа указано "Правление", когда в пункте 4 статьи 65.3 ГК РФ указано "Наблюдательный или иной совет".
В заключение.
Учитывая вышеизложенное, полагаю логичнее считать, что из трех представленных мнений, верным является третье, а потому постоянно действующий руководящий орган - по ФЗ "Об ОО" является коллегиальным исполнительным органом - как по ФЗ "Об ОО", так и по ГК.
Спасибо за внимание к этой теме.
Буду рад мнениям коллег.
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации, внесения изменений и ликвидации НКО можно и в телеграм-чате Регфорума об НКО.
Переходите по ссылке https://t.me/nko_regforum