«
Свою первую компанию — „Алькор“, оператора по регистрации предприятий, он создал в 20 лет. За один год сделал структуру одной из крупнейших в своей области. В 23 — основал и возглавил банк, который сейчас является одним из крупнейших по размеру собственного капитала в России. О том, как ему удалось добиться успеха, Кирилл Миновалов рассказал „Ф.“. — Когда вы заработали свои первые деньги? — Первая работа — одно из самых неприятных воспоминаний в моей жизни. В 13 лет во время школьных каникул я работал на плодоовощной базе. Все ради мопеда: у родителей просить не хотелось. В общем, тогда все и началось. Правда, мопед так и не купил. — Что привело вас в бизнес в начале 90-х? — Все происходило постепенно. В 16 лет я очень переживал, что не родился года на три пораньше: началась перестройка, появились большие возможности, а я еще учился в школе. Конечно, в моей жизни был случай, который заставил сконцентрироваться на работе. Я встречался с девушкой из богатой семьи.
Все у нее было в порядке, она устроилась работать в Моснарбанк. Получала тогда $300, а мне заявила: „Тебя и за $100 никто не возьмет“. Ну, меня это, конечно, обидело. И я открыл свою первую фирму — „Алькор“, которая сейчас является одним из акционеров банка. Тогда мне было 20 лет.
Впрочем, и до создания компании я все время что-то придумывал. Некоторыми „находками“ даже сейчас восхищаюсь. Например, в начале 90-х я обнаружил, что джинсы Levi’s 501-й модели в Питере стоят 480 рублей, а в Москве — 700 рублей. Жил в поезде: там закупал, сюда привозил. Сначала денег собрал на три пары, потом увеличил количество до 10−12. — Когда вы успевали учиться? — На первых курсах института я был одним из лучших студентов. Меня отправляли на олимпиады по математике и физике, даже дали повышенную стипендию. Потом, конечно, когда начал свое дело, учебу забросил. Программу проходил за месяц до сессии. Было тяжело, зато все остальное время мог посвящать работе. Помню, как-то пришел на экзамен.
Преподаватель говорит: „Молодой человек, я вас не знаю“. А я ему: „Ну и что, я вас тоже не знаю“. Думал, он просто экзамен принимает, а оказалось, он у нас год лекции читал. Потом пришлось долго этот предмет пересдавать. Тем не менее я действительно учился — без взяток, как сейчас это принято. К окончанию института у меня уже был сформированный бизнес: два офиса в Москве, штат 30 человек. А фирма „Алькор“ стала одной из крупнейших в сфере регистрации предприятий. — Каким образом студенту удалось за небольшое время организовать столь серьезный бизнес? — Это был самый сложный период в моей жизни. Первое время я работал по 20 часов в сутки. Не было ни офиса, ни сотрудников, ни помощников. Чтобы оплатить аренду офиса, купить компьютер и нанять персонал, больше полугода один трудился за целый штат. Рекламировал фирму тоже сам, как мог. Первые объявления печатал и расклеивал на столбах с другом — бывшим однокурсником. Там был указан мой домашний телефон.
Клиенты оставляли информацию на автоответчике. А я в это время занимался регистрацией предприятий. И думал, что мне никогда не удастся обогнать конкурентов. Ведь они давали объявления в самой крутой тогда рекламной газете „Среда“, где модуль размером со спичечный коробок стоил около $300. Помню, напротив кабинета председателя Московской регистрационной палаты работала конкурирующая фирма „Созидание“.
Куча техники, компьютеры, персонал, клиенты рядом. Но уже через год у меня были рекламные объявления гораздо большего размера, эта фирма разорилась, а ее бывший руководитель перешел в мою компанию. Помогла просто грамотно выбранная стратегия. Когда работаешь много и двигаешься в правильном направлении, это не может не привести к результату. — Как клиенты воспринимали 20-летнего руководителя фирмы? — Когда молодой парень регистрирует предприятия, это совершенно нормально и адекватно. Я становился старше — росли и масштабы бизнеса. В 23 года занимался уже другим направлением — консалтингом. В основном международными схемами бизнеса. Знание математики и английского языка помогло быстро изучить западную систему налогообложения, понять все особенности.
Уже в 23 года я консультировал людей, которые были в два раза старше меня, — мультимиллионеров. Это очень известные люди, не могу называть их имен, но они тогда контролировали основные промышленные отрасли. И они меня спрашивали, как им лучше организовать экспортную схему, какими международными кредитными картами пользоваться.
Только в 1993—1994 годах я помог открыть российским предпринимателям около 1500 счетов в швейцарских банках. Да, тогда я почувствовал, что немного опережаю свой возраст. Больше всего, конечно, столкнулся с проблемой возраста, когда основал „Авангард“. — Почему вы решили создать свой банк? — Я предлагал финансовую схему клиентам, а они спрашивали: „Где нам все это обслуживать?“ Рекомендовал банк, помогал открыть счета. И видел, сколько на этом зарабатывают кредитные организации. Это было несоизмеримо с тем, какие деньги получал я. Так возникло желание создать банк для обслуживания финансовых потоков своих клиентов.
Но это была ошибка, и тогда мне не удалось ничего добиться. Когда я в 1994 году основал банк, он не имел валютной лицензии и мог работать только с рублями. Естественно, ни один серьезный клиент на такие условия не согласился бы. Валютная лицензия появилась только в конце 1996 года. — А что помешало получить ее сразу? — Денег не хватило. Банк с рублевой лицензией обошелся в $400 тыс. Тогда у меня было только $100 тыс. Остальные пришлось занимать. Банк с валютной лицензией стоил около миллиона долларов. Оплатить ее я сумел только в 1996-м, но время потерял. К этому моменту банковская система уже сформировалась. К тому же „Авангард“, который располагался на 15-м этаже здания Госстандарта, не мог привлечь большого количества клиентов.
Я понял, что банк развить не удастся, и занялся другими проектами. Создал транспортную, торговую и строительную компании. Но в 1998-м году произошел кризис, на котором я потерял примерно треть, если не половину всех своих активов. Встал вопрос: что делать? Забыть о банке или все-таки попытаться бороться? Выбрал последнее и заложил другие компании.
После кризиса их акции были переведены на клиентов: я объяснил им, что не имею возможности рассчитаться по долгам деньгами. И обещал, что, если в течение трех месяцев не рассчитаюсь, имущество перейдет к ним. Свои обязательства мне удалось выполнить. Когда люди стали забирать деньги из других банков, они приносили их в „Авангард“, потому что здесь давали гарантии. Это был толчок к развитию. — Вы заранее просчитали успех банка? — Нет, это было невозможно. Но как я мог „кинуть“ клиентов? У всех, конечно, разное отношение к этому вопросу, но у меня такое в голове не укладывается. Лучше все отдам и начну строить новый бизнес с нуля. Я же лично знал людей, как сейчас знаком с основными вкладчиками и заемщиками. Ну как можно, глядя человеку в глаза, сказать: „Знаешь, не получилось“? И при этом сохранить бизнес, недвижимость и продолжать зарабатывать?! — Есть ли сейчас у молодых предприимчивых людей возможность создать свой бизнес и добиться такого же успеха, как у тех, кто начинал свое дело в начале 90-х? — Я тоже часто задаюсь этим вопросом. У меня и в 1991 году было ощущение, что я опоздал. Мне пришлось начинать со стартовым капиталом в $200, когда вокруг было полно миллионеров и все вроде бы уже поделено. На мой взгляд, всегда можно начать с нуля. Хотя теперь организовать бизнес в России гораздо сложнее, чем 15 лет назад. Раньше можно было заниматься любой ерундой и иметь клиентов.
Сейчас многие бизнесмены крайне неэффективно управляют тем, что имеют. Потому что обленились. Дошли до какой-то планки — и остановились. Одним достаточно квартиры и машины, другим — дачи на Рублевке, яхты и самолета. Они это получили, живут другой жизнью где-нибудь в Каннах, и их уже не волнует, что происходит с бизнесом.
Дальше начинается такой процесс. Фирма буквально передается наемным менеджерам. Те управляют ею как придется, и компания постепенно скатывается. Я много подобных примеров видел. А молодые ребята постепенно развивают свое дело и обязательно пробьются за счет более эффективной работы. — В банковском бизнесе продвижение новых игроков тоже возможно? — Это маловероятно. Сейчас ситуация такая же, как в 1997 году, когда рынок поделили сильные игроки, которые были гораздо мощнее, чем сейчас. Невозможно было конкурировать с теми инструментами и административными ресурсами, которыми они располагали. В 1998-м ситуация изменилась, дверь чуть-чуть приоткрылась, и в нее все рванули.
Кто-то успел, кто-то нет. Только на одной энергии, желании и энтузиазме в банковском бизнесе преуспеть тяжело. Есть еще несколько других сфер с высокой конкуренцией, куда „с нуля“ лучше не лезть. Но полно и других отраслей. Например, мы сейчас строим стекольные и солодовенные заводы. Эти ниши пока не заняты. — И в какой области посоветуете начинать молодым свой бизнес? — Сейчас можно добиться успеха в сфере услуг, например транспортных перевозках. Можно заработать на самолетах, теплоходах, железнодорожных цистернах наконец. Вы знаете, что аренда одной цистерны стоит $25 в сутки? Я первый, кто раскрутил эту тему. Мы их начали покупать и сдавать в лизинг. Кстати, это принесло 30% годовых. Моя задача сегодня — находить такие новые „инвестиционные“ ниши. — Почему вы не хотите отойти от дел и поставить во главе банка наемных менеджеров? — Из моего интервью может сложиться впечатление, что с 13 лет я ставил себе целью зарабатывать деньги. Нет, я хотел купить мопед. Деньги для меня всего лишь средство. Сейчас меня интересует масштаб принятия решений, крупные проекты.
Просто я получаю удовольствие от побед. Сегодня моя цель — несмотря на все сложности, запустить солодовенные заводы. Хочу, чтобы они были самыми эффективными предприятиями в России. Есть еще несколько серьезных задач на ближайшие три года.
В банковском бизнесе у меня совершенно четкое видение, каким будет „Авангард“ через несколько лет. Не могу сейчас сказать, что именно я придумал, но ряд идей позволит банку сделать рывок в ближайшие три года. Не сомневаюсь, что мне это удастся: все, за что я брался, получалось.»
Добавлено через 1 минуту 22 секунды
Во всем мире среди банкиров встречается не так много пилотов, освоивших управление современным реактивным бизнес-джетом. Точной статистики, к сожалению, нет, но есть основания полагать, что в России такой человек всего один. О своем опыте самостоятельного пилотирования и применения бизнес-авиации в деловых и личных целях рассказывает президент банка «Авангард»
Кирилл МИНОВАЛОВ.
АТО: Кирилл Вадимович, на бизнес-джетах обычно летают профессиональные пилоты, а не любители. Связан ли как-нибудь Ваш бизнес с авиацией?
К. М.: Кроме банка я занимаюсь аграрным, солодовенным и стекольным бизнесом; все бизнесы создал с нуля и реально руковожу ими. Кроме того, спроектировал и построил на своей верфи в Хорватии 50-метровую яхту, которая является базой для вертолета AgustaWestland AW109 Grand. В области авиационного финансирования был только один проект: банк «Авангард» участвовал в приобретении нескольких самолетов для компании «ВИМ-авиа». Для банка это один из успешных проектов.
Решение научиться пилотировать самому было принято в некотором смысле случайно, однако я ни разу об этом не пожалел. На протяжении семи лет регулярно летаю, общий налет сейчас приближается к 3000 ч. Из них примерно 2500 ч — на реактивных самолетах, остальное — на вертолете. Каждую неделю на выходные летаю в Европу на Cessna Citation X. В год получается более 400 ч. На вертолете Agusta 109 Grand еще примерно 150 ч в год.
АТО: Эти полеты для Вас — элемент бизнес-процесса или развлечение?
К. М.: Я часто провожу переговоры в Европе. Например, вылетаю в 8 утра из Москвы в Европу, в Англию или в Германию. В 9 утра по местному времени я уже прилетел, в 9:30 у меня первая встреча. В течение дня успеваю посетить два-три города, причем зачастую в разных странах Евросоюза, и в этот же вечер успеваю вернуться в Москву. Конечно, когда много перелетов в один день – скажем, три-четыре — а между ними бизнес-переговоры, то приходится тяжело.
Реже, примерно раз в год, бывают ситуации, когда дополнительно использую вертолет. Например, мне нужно посетить мои четыре солодовенных завода в Германии. Некоторые из них расположены на расстоянии полутора часов от ближайшего аэропорта, поэтому гораздо комфортнее прилететь в Баден-Баден, где у меня небольшая авиакомпания, пересесть с самолета за штурвал вертолета и в течение одного дня посетить все заводы, причем выполняя посадку непосредственно на их территории. Так что фактически самолет и вертолет позволяют мне более эффективно распоряжаться собственным временем.
Но бывают и интересные полеты на отдыхе, например, кругосветка, когда за десять дней облетели почти все континенты и провели 55 ч в воздухе. На вертолете основной налет зимой в горах, полеты с яхты на горнолыжные курорты, посадки в высокогорье, высаживание с вертолета для спуска на лыжах (так называемый heli skiing).
АТО: Когда впервые Вы столкнулись с бизнес-авиацией? Пользовались ли Вы раньше услугами бизнес-авиации?
К. М.: Я давно пользуюсь бизнес-авиацией и с середины 90-х гг. постоянно арендовал самолеты. В 1998 г. был первый опыт переоборудования в пассажирский вариант самолета Ту-134СХ (машина использовалась для аэрофотосъемки). У меня этот самолет был два года, я летал в качестве пассажира. Кроме того, в 2000–2001 гг. был первый и единственный опыт переоборудования военно-тренировочного самолета Ту-134УБЛ в Ту-134Б, нормальный, пассажирский, сертифицированный. Оба самолета я успешно продал, раза в полтора дороже, чем обошлись мне их покупка и переоборудование.
Будучи пассажиром, я всегда старался вникнуть и разобраться в том, что происходит, насколько правы пилоты, когда ссылаются на проблемы, которые возникают в воздухе. Возможно, это благодаря моему техническому образованию.
Кирилл Миновалов
Президент и председатель совета банка «Авангард», председатель совета директоров ОАО «Русский солод», председатель совета директоров ОАО «Авангард-Агро» Кирилл Вадимович Миновалов родился 22 апреля 1971 г. в Москве. Окончил среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением английского языка. Окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) по специальности «инженер-системотехник ЭВМ» и Институт высших управленческих кадров Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по программе «банковское дело».
С 1991 по 1994 г. возглавлял созданную им консалтинговую фирму «Алькор».
В 1994 г. основал и возглавил банк «Авангард».
По настоящее время — президент и председатель совета банка «Авангард», председатель совета директоров ОАО «Русский солод», председатель совета директоров ОАО «Авангард-Агро».
АТО: Как вообще Вы решили заняться пилотированием?
К.М.: Один эпизод сыграл важную роль. В конце 90-х у меня была мысль купить Falcon 20, приехал в Ле-Бурже на переговоры для встречи с владельцем небольшой авиакомпании. Он сам один прилетел на Falcon 10, подрулил к терминалу, припарковался, закрыл ключиком дверь... Я подумал, наверное, в России так не получится. Но впечатление осталось неизгладимое. Примерно через пять лет я подумал, что бы изменить в жизни, и решил: куплю самолет, обязательно Falcon 10, и буду пилотом. Через два месяца купил самолет и еще через месяц начал обучение. И самолет был выбран правильно — он управляемый, надежный, крепкий, прощает много ошибок. Это был не новый самолет, последние лет 20 такие не выпускают; на нем я столкнулся со многими неисправностями, которые позволили освоить матчасть.
АТО: Как Вам удалось добиться такого высокого уровня подготовки?
К.М.: Я прошел обучение в США, в школе Flight Safety, сдал все необходимые экзамены. Но сам себе поставил задачу не просто взлетать-садиться на самолете, а добиться хорошего уровня пилотирования. Моим инструктором был бывший военный летчик-испытатель, высочайший профессионал; мы каждые выходные летали в Европу и, изучая список наиболее сложных аэропортов, выбирали ближайшие и отрабатывали разные заходы, процедуру touch and go (касание ВПП с последующим уходом на второй круг). Для тренировки выбирал такие сложные аэропорты, как Лугано в Швейцарии, Инсбрук в Австрии, Брач в Хорватии. Поэтому у меня богатый опыт не только инструментальных, но и визуальных полетов.
АТО: Чем объяснить переход с Dassault Falcon 10 на Cessna Citation X? Размерностью салона?
К. М.: Размерность салона никогда не являлась фактором принятия решения, так как я большую часть времени провожу в кабине пилота. Самолет был выбран исключительно из соображений скорости и дальности полета. Если Falcon 10 я использовал для того, чтобы покрыть полностью европейские Альпы, то Citation X — чтобы покрыть всю Европу, беспосадочно долетать до Канар и с одной посадкой до Америки. При этом Citation X – самый быстрый самолет в мире. Так, полет из Майами в Москву с посадкой в Рейкьявике на полчаса быстрее, даже с учетом времени на дозаправку, чем беспосадочный полет на Boeing. Конечно, большинство людей ориентируются на другие факторы при выборе самолета. Но из пилотской кабины на многое смотришь по-иному.
АТО: А не тянет заняться бизнесом в области деловой авиации?
К. М.: У меня есть бизнес-авиакомпания в Германии, ангар и база ТОиР. Однако пока на рынке кризис, развивать этот проект преждевременно.
http://www.ato.ru/content/открываются-совершенно-новые-возможности