В ТК все осталось без изменения . Ноги данного вопроса растут из Конвенции (КОНВЕНЦИЯ N 132 ОБ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ) .Но Конвенция не вступила в силу для России ( по-моему с 2011 года будет применяться )
Статья 9 Конвенции
1. Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, упомянутая в пункте 2 Статьи 8 настоящей Конвенции, предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.
2. Любая часть ежегодного отпуска сверх установленной минимальной продолжительности может быть отложена с согласия работника на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 настоящей Статьи, но не выходящий за определенные отдельно установленные пределы.
1 июля 2010 года N 139-ФЗ
------------------------------------------------------------------
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАТИФИКАЦИИ КОНВЕНЦИИ
(ПЕРЕСМОТРЕННОЙ В 1970 ГОДУ) ОБ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОТПУСКАХ
(КОНВЕНЦИИ N 132)
Принят
Государственной Думой
18 июня 2010 года
Одобрен
Советом Федерации
23 июня 2010 года
Ратифицировать Конвенцию (пересмотренную в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенцию N 132), принятую на 54-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда в городе Женеве 24 июня 1970 года, со следующими заявлениями:
1) Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Конвенции N 132 заявляет, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в Российской Федерации составляет 28 календарных дней;
2) Российская Федерация в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Конвенции N 132 заявляет, что она принимает на себя обязательства по Конвенции N 132 в отношении лиц, перечисленных в подпунктах "a" и "b" пункта 1 статьи 15 Конвенции N 132.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
1 июля 2010 года
N 139-ФЗ
Данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 05.07.2010, в "Российской газете" - 06.07.2010).
"Главная книга", 2010, N 14
ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К КОНВЕНЦИИ МОТ ОБ ОТПУСКАХ
НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТ ДЛЯ РАБОТНИКОВ
(Комментарий к Федеральному закону от 01.07.2010 N 139-ФЗ
"О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году)
об оплачиваемых отпусках (Конвенции N 132)")
1 июля 2010 г.
Россия подписала Конвенцию Международной организации труда об оплачиваемых отпусках (Конвенция N 132).
Ратификация этой Конвенции не повлечет за собой каких-либо изменений в продолжительности и правилах предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков работникам. Ведь положения этой Конвенции уже были учтены при принятии Трудового кодекса РФ. Более того, Россия при ратификации подтвердила, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска у нас по-прежнему составляет 28 календарных дней (а по Конвенции - всего 21 календарный день).
Некоторые СМИ распространили информацию, что согласно Конвенции не использованный в течение полутора лет ежегодный отпуск "сгорает". Спешим успокоить вас - это не так, что нам подтвердили и в Госдуме.
Из авторитетных источников
Леонов Александр Сергеевич, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике
"Согласно Уставу МОТ <1> подписание страной - членом МОТ той или иной конвенции МОТ ни в коем случае не должно приводить к ухудшению положения или ущемлению интересов трудящихся по сравнению с действующим национальным законодательством.
Конвенция N 132 реализуется через национальное законодательство <2>. Никаких противоречий между нормами Конвенции и нашим национальным законодательством нет. Конвенция задает общие рамки, как принято говорить, дает минимальный уровень гарантий. А наше законодательство этот уровень гарантий либо сохраняет, либо даже увеличивает. Например, у нас уже более 20 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска - 4 недели (сейчас 28 календарных дней, до 2002 г. было 24 рабочих дня, что, по сути, то же самое). Согласно Конвенции часть отпуска продолжительностью не менее 2 недель должна быть предоставлена работнику в течение года, за который предоставляется отпуск. Оставшуюся часть отпуска работодатель обязан предоставить не позже чем в течение полутора лет по окончании того года, за который предоставляется отпуск <3>. На более длительный срок может быть отсрочено с согласия работника лишь предоставление части отпуска свыше 28 календарных дней <4>. Кроме того, согласно Конвенции соглашения об отказе от права на отпуск минимальной продолжительности или о неиспользовании отпуска с заменой его компенсацией или иным образом признаются недействительными или запрещаются <5>.
В ТК РФ на этот счет содержатся даже более благоприятные для работников правила: отпуск должен предоставляться работнику ежегодно <6>. Если в связи с производственной необходимостью отпуск с согласия работника не был предоставлен, то работодатель обязан предоставить его работнику до истечения следующего рабочего года <7>. И даже если работодатель нарушит эти требования, то при увольнении работника он обязан выплатить ему компенсацию за все неиспользованные отпуска <8>.
Так что ни о каком "сгорании" неиспользованного отпуска речи идти не может.
Возможно, наши люди пытаются "найти отличия", полагая, что если в нашем законодательстве и так есть те же самые гарантии, то зачем же тогда ратифицировать Конвенцию? Но ведь мы живем в глобальном мире, сотрудничаем с иностранными государствами и международными организациями. Ратифицируя подобные документы, мы выражаем свое к ним отношение, это прежде всего политический шаг, так мы подтверждаем свой статус социально ответственного государства.
Никаких принципиальных изменений в трудовое законодательство в связи с принятием Конвенции вносить не придется. Будут небольшие технические поправки.
Например, в ТК нет понятия отпуска за отработанное время. Сейчас, когда работник уходит в отпуск после 6 месяцев работы, не понятно, имеет ли он право на полный отпуск (28 календарных дней) или только на его часть за отработанные полгода (14 календарных дней). На практике, как правило, работнику предоставляют все-таки часть отпуска. Но порой работники с этим не соглашаются. А в Конвенции записано, что если работник не имеет права на полный отпуск, то ему предоставляется отпуск за отработанное время <9>. Аналогичная норма должна появиться и в нашем ТК. Впрочем, внести ее следовало бы независимо от ратификации Конвенции".
Таким образом, правила ТК РФ о предоставлении отпусков сохранят свое действие и в дальнейшем, поскольку наше законодательство улучшает положение работников по сравнению с Конвенцией, а значит, не противоречит ей.
--------------------------------
<1> Пункт 8 ст. 19 Устава МОТ.
<2> Статья 1 Конвенции.
<3> Пункт 1 ст. 9 Конвенции.
<4> Статья 115 ТК РФ; Федеральный закон от 01.07.2010 N 139-ФЗ.
<5> Статья 12 Конвенции.
<6> Статья 122 ТК РФ.
<7> Статья 124 ТК РФ.
<8> Статья 127 ТК РФ.
<9> Пункт 1 ст. 4 Конвенции.
Подписано в печать
09.07.2010