Федеральным законом N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ), принятым Государственной Думой в 3-м чтении 20 марта 2015 года, подписанным Президентом РФ 30 марта 2015 года, были внесены существенные изменения как в Основы законодательства РФ о нотариате, так и в Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью, в той части, где происходит изменение в сфере компетенции нотариуса либо в иных вопросах нотариальной практики.
С 01.01.2016 года нотариус самостоятельно на безвозмездной основе имеет право получать сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в форме электронного документа.
Статья 1 ФЗ вносит изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы о нотариате). В частности:
Пункт 4) часть первую статьи 15 дополнить абзацем следующего содержания:
Получать бесплатно в форме электронного документа сведения из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей
Положение вступает в силу с 1 января 2016 года.
Таким образом, развитие электронного взаимодействия нотариата и ФНС, которое ранее шло на уровне межведомственных договоренностей, теперь закреплено законом.
Законодатель, закрепив данную норму в Основах законодательства о нотариате как право нотариуса, говорит о том, что при обращении хозяйствующих субъектов к нотариусу за совершением нотариальных действий, нотариус не должен требовать предоставления выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а обязан сам получить ее в форме электронного документа.
Данное право нотариуса давно должно быть закреплено на уровне закона. Это упрощает совершение многих нотариальных действий, начиная от свидетельствования подлинности подписи руководителей на формах заявлений (Р13001, Р14001 и т.д.), предоставляемых в налоговый орган, заканчивая оформлением купли-продажи доли в уставном капитале.
На практике, нотариусы на данный момент повсеместно требуют предоставление «свежей» выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в оригинале для совершения указанных действий, что создает для лиц, обратившихся к нотариусу, определенные финансовые и временные трудности. Учитывая, помимо всего прочего, что с 18.08.2015 года на основании Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 809 «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации» за предоставление сведений о конкретном юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе на бумажном носителе, в виде, например, выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, взимается плата 200 рублей.
Отменив предоставление выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на безвозмездной основе, правильным видится закрепление на уровне закона формата предоставления выписок в виде электронного документа. И хочу отметить, что теперь любое заинтересованное лицо на сайте ФНС – nalog.ru через личный кабинет имеет право доступа к сведениям из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП формируется в течение не более пяти минут и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью налогового органа.
Выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа
(пункты 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»)
Если раньше сведения в Федеральной базе ЕГР обновлялись с опозданием, то сейчас, после перехода налоговых органов на работу в другой программе, сведения уходят на уровень Федеральной базы «день в день». Получая выписку в форме электронного документа можно быть уверенным, что она содержит актуальные сведения, нежели выписка, полученная в бумажном виде неделю назад.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
Новшества имеют цель усовершенствовать и облегчить работу, как хозяйствующим субъектам, так и нотариусам.
Для реализации нормы ст. 45 Основ о нотариате изложена в новой редакции:
Документы, представляемые нотариусу в подтверждение фактов, которые нотариус обязан проверить при совершении нотариального действия, должны соответствовать требованиям настоящей статьи.
В случае, если указанные документы исполнены на бумажных носителях, они не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей, для которых представлен документ, нотариус вправе принять такой документ для совершения нотариального действия.
Нотариусы принимают для совершения нотариальных действий электронные документы, формат которых соответствует требованиям настоящих Основ и других законодательных актов Российской Федерации и которые могут быть воспроизведены программно-техническими средствами, имеющимися в распоряжении нотариуса
Конечно на практике, как обычно, могут возникнуть сложности, нотариусы любят работать «по- старинке» и новое для них всегда вызывает опасение. Однако, так как с 01.01.2016 года положения — закреплены на уровне закона, отказать в совершении нотариального действия по причине не предоставления «свежей» выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в бумажном виде, считаю нотариус не может. В любом случае, целесообразно требовать отказ в совершении нотариального действия с указанием причин в письменном виде и далее с жалобой в нотариальную палату субъекта.