Юрист в сфере корпоративного права
Посты
44
Лайки
508

Обязательное использование печатей хотят отменить

  • 13 марта 2014 в 6:12
  • 12.7К
  • 12
  • 23

Внимание!

Получите ответы на вопросы по регистрации и внесению изменений юрлиц и ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/reg_regforum

    Использование печатей для компаний скоро станет необязательным. Данный законопроект активно обсуждается на Едином портале раскрытия информации. Предполагается,что изменения коснутся только ООО и акционерных обществ,при этом «обязанность» перерастет в «право» компаний выбирать,использовать печать или нет.

    Федеральный закон №82 «Об отмене обязательной печати» 1 апреля одобрен СФ и 6 апреля подписан Президентом.

    Что такое печать?

    В гражданском законодательстве Российской Федерации само по себе понятие «печати» не закреплено. В Постановлении Госстандарта Р. Ф. от 25 декабря 2001 г. № 573-ст(п. 2.1 ГОСТ Р 51511−2001) даются следующие описания:

    печать — устройство,содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу;

    клише печати — элемент печати,содержащий зеркальное отображение оттиска печати.

    • юридическое лицо должно иметь печать круглой формы;
    • в печати должно быть отражено полное фирменное наименование организации;
    • указание на место нахождения данного юридического лица;
    • указание на возможность включения наименования на иностранном языке или на языке народов России.

    Обязанность юридических лиц иметь печать закреплена в законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О некоммерческих организациях», есть отдельные положения,например,про товарищества собственников жилья.

    Суть отмены

    Согласно тексту законопроекта,компании смогут по своему усмотрению применять печати,штампы,бланки с наименованием,собственную эмблему,а также зарегистрированный товарный знак и другие средства индивидуализации. Изменения планируются в п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и в п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    По словам пресс-секретаря министра экономического развития Елены Лашкиной,изготовление печати должно сопровождать процесс государственной регистрации,если исключить такую обязанность из законов о хозяйственных обществах,то ожидается сокращение общей продолжительности процедур регистрации на один день, а стоимости — на сумму около 900 рублей.

    Таким образом,изменения дадут возможность предпринимателю выбирать,какие средства и способы защиты использовать для своих бумажных документов.

    Цель отмены

    Одна из основных целей реформы — поднять Россию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка. Инициатива поправок принадлежит рабочей группе при «Агентстве стратегических инициатив». Отмечается,что войти в рейтинг первой двадцатки, — важная задача на сегодняшний день.

    Помимо этого,немаловажной задумкой изменений является облегчение регистрации юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

    Также отмечается,что печати — это,скорее,«отголосок советских времен», поэтому стоит идти вперед вместе с Европейскими странами,во многих из которых,как известно,уже давно не применяются печати,а вместо этого используются электронные подписи. Следовательно,еще одной целью можно назвать избавление от «пережитков прошлого».

    Как быть с трудовыми книжками?

    Всем известно,что печать используется при заполнении еще одного важного документа — трудовой книжки. Что делать в этом случае? Глава отделения по развитию рынка электронных услуг «Деловой России» Анатолий Миклашевич считает,что обязанность вести трудовые книжки вместе с печатями также можно отменить. Мотивирует он это тем,что сама книжка нужна ПФР для проверки стажа до 2002 года,в остальном все это больше формальность.

    Конечно,при отмене трудовых книжек потребуются изменения и в трудовое законодательство. Однако,этот вопрос пока не планируется выносить на повестку дня. В целом,данное обсуждение будет возможным в дальнейшем.

    Подготовьте документы для внесения изменений в ООО или ИП на Регфоруме

    Аргументы и факты

    1. Очевидно,что пострадает небольшой бизнес,который делает печати. За последние годы прибыль такого бизнеса значительно снизилась,печати подешевели,число конкурентов выросло. Однако,по привычке,многие контрагенты просят печати на различные документы: накладные,счета и т. п. — там,где это даже не нужно. После отмены вряд ли все это понадобится,хотя по сложившейся традиции народ будет воспринимать документ не с той долей соответствия стандартам. Но это уже,скорее,психологический момент.

    2. Снизится уровень защищенности документов,возрастет подделка подписи. Хотя тут стоит поспорить: подделать печать куда проще,чем подделать электронную цифровую подпись. Ведь ни для кого не секрет,что существует множество фирм,которые занимаются изготовлением фальшивых печатей.

    3. Процедура получения электронно-цифровой подписи — процесс не одного дня,также стоит понимать,что за данную услугу придется платить,а стоимость далеко не идентична изготовлению печати.

    4. Вместе с отменой печати потребуется внесение изменений в ряд законодательных актов. Гражданское законодательство,федеральные законы об ООО и АО,о государственной регистрации юридических лиц,трудовое и пенсионное законодательство. Однако,это абсолютно логично,ведь все развивается,мир не стоит на месте. Главное,чтобы с внесением изменений не было место коллизиям.

    Публичное обсуждение законопроекта продлится на портале до 16 марта. Между тем, нельзя не согласиться с мнением, что отмена печатей все же шаг вперед, и очевидно, имеет множество преимуществ. Однако, при любом нововведении важно помнить, что огромную роль в законодательстве играет четкий механизм правогого регулирования той или иной сферы.

    Добавить
    Юрист в сфере корпоративного права
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Господа, откуда же взялась фраза: "изготовление печати должно сопровождать процесс государственной регистрации" ???

    Кажется, ИФНС выдаёт на руки заявителю документы подтверждающие государственную регистарцию юридического лица, и печати среди них нет.

    13 марта 2014 в 11:191

    Фраза такая взялась из того, что хоть и при подаче документов в налоговую нет обязанности "подавать печать", Закон "О госрегистрации" однако, все же содержит пункт, что организация должна иметь печать, и вместе с тем, например, при открытии счета в банке, с вас непременно потребуют печать. Следовательно, без нее не обойтись. Процесс гос. регистрации в этом контексте - в более широком смысле, так сказать "расширительное толкование":)

    13 марта 2014 в 11:41

    Сообщение от Светлана Светлова

    «Закон "О госрегистрации" »

    Вы имели ввиду закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"?

    Он такого требования не содержит.

    13 марта 2014 в 12:251

    Нет, корректировка - Закон об ООО (п.5 ст.2), например, или з-н об ОАО (п.7 ст.2)

    13 марта 2014 в 12:431

    Цитата из статьи

    «Одна из оснолвных целей реформы — поднять Россию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка. Инициатива поправок принадлежит рабочей группе при «Агентстве стратегических инициатив». Отмечается, что войти в рейтинг первой двадцатки, - важная задача на сегодняшний день. »

    Вот когда говорят, что депутатам делать нечего все говорят правильно, что других проблем в России нет. Тоже самое, на мой взгляд можно сказать об инициативе данной рабочей группе. ради рейтинга такое затевать, глупо! Плюсов не так уже много. Электронно цифровая подпись и сейчас есть, можно подписывать как договора, так и платежные документы. Уйтии вообще от письменных документов, опираясь исключительно на электронный документооборот еще долго не получиться. Обычные компании (малый и средний бизнес) используют письменные документы (договоры, накладные и т.д.), без печати юристы как одним из вариантов, будут использовать в суде, почерковедческую экспертизу, ведь печати ведь нет, а подпись поддельна! Преждевременная инициатива.

    Кто-то ведь скажет печать не обязательна, делать ее не буду, на договоре печать не стоит. Это, что же придется руководителям непосредственно встречаться, чтобы чего не того и не тем было подписано?! Это лишняя трата времени и средств фирм.

    Инициатива думаю не пройдет, в настоящий время она вредна, чем полезна!

    13 марта 2014 в 15:001

    Я считаю, что отмена печатей для России - это преждевременно. Возможно, когда-нибудь, мы сможем, как в Европе, пользоваться электронными подписями, но не сейчас. У нас еще несколько лет назад говорили об отмене с 01.01.2014 г. трудовых книжек (сама несколько раз на разных семинарах слышала именно эту дату), и что? Наступил "час Х", но мы оказались, все же, не готовы к отмене трудовых книжек, не смотря на то, что и этот документ называют "отголосок советских времен". Поэтому, другими методами нужно поднимать Россию в рейтинге Doing Business, а уж никак не отменой печатей.

    13 марта 2014 в 16:532

    Согласна с Вами по поводу того, что отменять печати с целью "поднятия России в рейтинге Doing Business" - это не самая разумная цель. А вот по поводу трудовых книжек - мне все-таки кажется, что отмена этого документа не приведет нас к потерям, это на самом деле пережиток прошлого, доказательством прошлого места работы могут послужить трудовой договор и рекомендации от работодателя.

    17 марта 2014 в 9:59

    Согласна, мороки с этой книжкой много, работодатели частенько манипулируют сотрудниками, не отдавая во время на руки при увольнении, или грозясь увольнением по статье. Подтверждением должен быть трудовой договор, рекомендации на вряд ли, этого работодателя можно просто не найти.

    1 мая 2014 в 8:42

    когда коту нечем заняться...

    13 марта 2014 в 22:59

    Цитата из статьи

    «Одна из основных целей реформы — поднять Россию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка»

    Звучит. А что это такое? Лично мне важнее печать, нежели рейтинг, поскольку пока он мне, в сравнении с печатью, не гарантирует ни че го) На идею я не сошлюсь ни в одной инстанции.

    Отвергая - предлагай. Если есть уверенная альтернатива, то ради рейтинга страдать никто не должен. Вариативная система = хаос.

    Цитата из статьи

    «по своему усмотрению применять печати»

    ИМХО, фикция. Считай, - нету печати как класса.

    ...я выберу степень защиты по своему усмотрению и докажу это в любой инстанции... в которой есть моя индивидуальная программа действий с вариациями...

    И, наконец, инструкции. Чем снабдим приемщиков документов? Лозунгом про вссемирно-банковский рейтинг?!

    14 марта 2014 в 22:36

    "Поднять Россию в рейтинге Doing Business от Всемирного банка" - цель эта, действительно, вряд ли будет достигнута одной только отменой печатей. Что же касается применения по своему усмотрению, - это значит, что если данные нововведения действительно получат одобрение, организация сама будет решать, применять печать или нет, но по сути это будет, так скажем, "декоративная" цель, утрированно, конечно, но так оно и есть.

    17 марта 2014 в 15:53

    Светлана, спасибо! Исходя из названия статьи, - в каких случаях использование печати для юридического лица обязательно? На практике вопрос очень актуальный! Когда мы обязаны, а когда имеем право поставить печать? И последствия ее отсутствия.

    И читателю, для полноты картины ссылка на еще один, также весьма познавательный материал на форуме.

    15 марта 2014 в 14:59

    По-моему, заменят несчастную печать на ЭЦП — а на данный момент её получить гораздо дороже и муторнее, чем разработать эских печати и заказать её. Уж не лоббирование ли это для компаний, занимающихся предоставлением ЭЦП? Тем более на электронный документооборот далеко не весь бизнес перейдёт в ближайшее время. К примеру, некоторые и договоры до сих пор от руки пишут, а то и расписками обходятся — и куда там, простите, вставлять эту ЭЦП?

    17 марта 2014 в 13:382

    По поводу дороже, это да, и однозначно выиграют компании ЭЦП. Хотя с другой стороны, какую цель преследует лоббизм в данном вопросе?

    17 марта 2014 в 13:45

    Ну вот раз это дороже, то такая и цель лоббирования) Сделать ЭЦП обязательной не только для ряда видов деятельности (госзакупки, электронные площадки), а вообще для всех юридических лиц, как замену печати. Хотя, это моё мнение.

    17 марта 2014 в 13:57

    Возможно, хотя тут пока все достаточно размыто.

    17 марта 2014 в 14:01

    Сообщение от Андреев Николай

    «Сделать ЭЦП обязательной не только для ряда видов деятельности (госзакупки, электронные площадки), а вообще для всех юридических лиц, как замену печати.»

    После того, как малый бизнес (не ИП), помимо прочего, заставят использовать ЭЦП, мое мнение, что (как в случае с ИП после 2013 г.) многие не выдержат.

    17 марта 2014 в 15:001

    Согласна, дополнительная нагрузка.

    1 мая 2014 в 8:44

    Цитата из статьи

    «ожидается сокращение общей продолжительности процедур регистрации на один день, а стоимости — на сумму около 900 рублей.»

    Интересно где они нашли такие цены, сейчас печать для новой организации можно сделать за 400, а то и за 250 рублей, если хорошо поискать, а что касается сокращения процедуры регистрации, то это бред, печать понадобится разве что для открытия счета в банке.

    6 апреля 2014 в 15:52

    Ну цены по России везде разные, что для Москвы 900 рублей, то для многих регионов - 400)

    7 апреля 2014 в 9:35

    Честно, не совсем понятно чем печати не угодили, особенно ни на что они не влияли, ни на сроки регистрации, ни на финансы. Наоборот, отмена же может повлечь и дополнительные вопросы и траты, особенно если не предусмотреть все возможные последствия.

    1 мая 2014 в 8:52

    для ИП давно отменили при этом люди постоянно у нас делают.Так что "спите спокойно" изготовители печатей!

    3 июля 2014 в 21:17

    У нас цены еще ниже, 250 рублей за печать.

    24 марта 2015 в 0:04

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде