ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - проект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12 января 2012 г. № Пр-65.
Проектом вносятся в федеральные законы изменения, направленные на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, и легализацию преступных доходов, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получение коррупционных доходов.
Так, проектом предлагается внести изменения в следующие федеральные законы: "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации; "О бухгалтерском учете" в части обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации; "О несостоятельности (банкротстве)" в части установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство. Также проектом вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" в части уточнения полномочий налоговых органов, а также Гражданский кодекс Российской Федерации в части предоставления права ликвидационной комиссии обращаться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.
Кроме того, проектом предлагается дополнить статью 49 Кодекса положением о взыскании налогов и сборов (пеней, штрафов) в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса, при неисполнении ликвидационной комиссией обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), возникшей после принятия в соответствии с гражданским законодательством решения о добровольной ликвидации организации. В статью 86 Кодекса вносятся изменения, направленные на возможность получения налоговыми органами сведений о наличии счетов физических лиц, а статья 23 Кодекса дополняется положением, предусматривающим закрепление обязанности налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, что позволяет исключить факты сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа.
Проектом вносятся изменения в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", направленные на пресечение незаконных финансовых операций с учетом новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 года. Так, расширяется перечень организаций, обязанных участвовать
в исполнении требований указанного Федерального закона, актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю.
Федеральные законы "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О банках и банковской деятельности" дополняются нормами, согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.
В соответствии с рекомендациями ФАТФ Уголовный кодекс Российской Федерации предлагается дополнить положениями, предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности
и возлагающими ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.
Предлагаемые редакции статей 193 и 1931 Уголовного кодекса Российской Федерации должны устранить недостатки действующей нормы
и обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу. Ответственность за эти незаконные деяния должна наступать только в случаях умышленного их совершения. Предлагаемая проектом норма не будет позволять привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний и ее применение не окажет отрицательного влияния на иностранные инвестиции
в Российскую экономику.
Проектом предлагается установить уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза
в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг.
Ряд изменений, в том числе юридико-технического плана, предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП).
Так, в целях своевременного и в полном объеме представления резидентами в налоговые органы документов в соответствие с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" проектом увеличивается сумма штрафа за непредставление таких документов.
Проектом предлагается увеличить санкции статьи 16.4 КоАП, предусматривающей ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации. Кроме того, проектом вносятся изменения в КоАП, расширяющие перечень лиц, чьи обращения могут рассматриваться в качестве поводов для возбуждения дела об административном правонарушении.
Принятие проекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия, как с точки зрения снижения уровня криминализации российской экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства международным стандартам. Это, в свою очередь, повлечет улучшение инвестиционного климата и повышение уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей. Проект имеет также антикоррупционный потенциал.
Принятие проекта не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, поскольку его реализация будет осуществляться заинтересованными государственными органами за счет имеющихся у них средств.