о Набиулиной.
Сергей Алексашенко
экономист
В ПИАНИСТА ПРОСЬБА НЕ СТРЕЛЯТЬ…
24 июня 2014, 07:20
Прошел год, как Эльвира Набиуллина заняла пост Председателя Банка России, и многие меня просят оценить ее работу. По разным соображениям я не хотел этого делать, но … что-то сподвигнуло меня на это. Попробую уложиться в несколько тезисов.
1. Она не «въехала в тему» до конца, курс обучения продолжается. Впрочем, это было ясно с момента ее назначения – большинство проблем, с которыми ей приходится сталкиваться, раньше не встречались на ее пути. Есть вопросы, которые ей понять и решить легче, есть вопросы, которые понять и решит труднее, есть вопросы, которые понять и решить она пока не может.
2. Ей не позавидуешь: авгиевы конюшни банковского надзора, которые ей оставил в наследство Сергей Игнатьев, густо замешанные на старом, обнальном, и возникшем новом суперприбыльном бизнесе – привлечение денег населения под государственные гарантии, - плюс поглощение Службы по финансовым рынкам, пожалуй, было бы проще, если бы ее вообще не было и ее нужно было создавать с нуля – только этого достаточно, чтобы любой Геракл свернул бы себе шею, окажись он на ее месте.
3. В какой-то мере ей на руку то, что она является чиновником, а не центральным банкиром. Именно это позволяет ей, не колеблясь, отзывать лицензии у мертвых/проворовавшихся/полукриминалных банков и решать множество бюрократических вопросов, связанных с поглощением Службы по финансовым рынкам. Вопрос только в том, насколько хватит ее решимости? Отзывать по 50 лицензий в год - это еще лет десять работы. А откладывать на завтра решение вопросов по страховому или пенсионному рынку можно, но вот что делать после первого взрыва?
4. Ей явно не на руку тесные связи с правительством и администрацией президента. Та легкость, с которой она идет на разрушение основ денежной политики (например, последнее решение о кредитовании инвестпроектов под гарантии правительства, что есть прямое кредитование бюджета, только «вид в профиль» или решение о выделении 100 миллиардов рублей на санацию разворованного Мособлбанка, единственным итогом которой будет обогащение членов кооператива «Озеро») меня настораживает. В конце-концов, встречать председателя центрального банка можно по чему угодно, а провожать будут по инфляции и девальвации.
5. У нее за прошедший год не было особых достижений, но не было и особых провалов/ошибок, которые нельзя будет исправить. Из ошибок я вижу две. Первая, это кадры. Снятие через год после назначения руководителя московского главка это крупнейший провал, принимая во внимание роль Москвы в банковской системе. На мой взгляд, это, возможно, крупнейшая, но не единственная кадровая ошибка. То, что она ее признала, хорошо. Удастся ли ее исправить? А, заодно, внимательно посмотреть на других членов команды? Не знаю, не готов гадать. Вторая ошибка, это PR. Ну не может председатель центрального банка говорить словами отчетно-выборного собрания. Как минимум, наполовину успех этой работы зависит от того, насколько внятно и доходчиво удается изложить свои мысли, от того, насколько велико доверие к услышанному и у банкиров, и у населения.
Общий вывод: в пианиста просьба не стрелять, он играет, как умеет. Могло быть гораздо хуже.
http://echo.msk.ru/blog/aleksashenko/1346550-echo/