Андрей Костин предлагает дать банкам право закрывать счет клиента по собственной инициативе
26.09.2011 10:18
Банкир предложил президенту Дмитрию Медведеву подумать над реализацией такой возможности. У банка недостаточно рычагов в борьбе с подозрительными операциями, считает Костин. Подобные идеи уже выдвигались банковским сообществом, но законодатели их отвергли: трудно прописать критерии сомнительности клиента.
Банкам не хватает рычагов для борьбы с сомнительными операциями, посетовал глава ВТБ Андрей Костин на встрече с Дмитрием Медведевым в пятницу. «Мы можем лишь информировать финмониторинг, но не можем в одностороннем порядке расторгнуть договор, закрыть счет или не проводить операцию, — пояснил
банкир. — Надо дать право банку принимать решение о непроведении операции или закрытии счета».
Если банкам позволить действовать самостоятельно, это позволит играть на опережение правонарушений, а не разбираться уже постфактум в их причинах, полагает Костин.
Президент принял к сведению просьбу Костина, пообещав, что призовет
банковское сообщество изучить законодательства других стран и взять его на заметку. «Согласен, что эта проблема есть и что у вас должен быть юридический инструментарий. Но, прежде чем менять Гражданский кодекс, нужно изучить международную практику», — сказал президент. Костин заверил Медведева, что совместно с Росфинмониторингом и Центральным банком ВТБ уже начал проработку этих вопросов, с тем чтобы представить президенту свои предложения.
Активная борьба с отмыванием средств, нажитых преступным путем, — обязательное требование для стран — участниц FATF (Группа по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force). Сейчас в рамках этих требований банки обязаны отправлять в Росфинмониторинг информацию обо всех операциях, превышающих сумму 600 тысяч рублей, а также о тех, которые банк сочтет сомнительными. Сам же банк может расторгать счет без суда при отсутствии средств на счете в течение двух лет.
Президент Ассоциации региональных банков России, член комитета по финансовому рынку Геннадий Аксаков поддерживает инициативу усиления роли банков в борьбе с финансовыми нарушениями. «Это соответствует мировой практике и соответствует требования FATF. За границей банк имеет право отказать в открытии счета, разорвать счет или не проводить сомнительные операции без суда и следствия.
Когда-то я выступал с этой же идеей, и мы даже законопроект представляли, однако проект закона был отклонен», — говорит депутат.
Действительно, идея позволить банкирам самим решать, чьи операции сомнительны, а чьи нет, не нова. Поправки, согласно которым банки могли получить право в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета, поступили в Госдуму в 2009 году. Но депутаты сочли нечеткими критерии, по которым должна оцениваться сомнительность клиента.
Финансовый омбудсмен, депутат Госдумы Павел Медведев считает инициативу нежизнеспособной по той же причине. «Не думаю, что идея получит одобрение. Мне непонятно каким образом будут прописаны критерии, по которым клиент будет относиться к подозрительному», — говорит Медведев. По его мнению, банки должны подозрительному клиенту не отказывать, а, наоборот, наоткрывать побольше счетов, чтобы задержать его в банке и успеть сообщить о нем в компетентные органы.
У банков и так достаточно рычагов воздействия, чтобы испортить клиенту жизнь, добавляет банкир, пожелавший остаться анонимным. «Можно придраться к чему угодно и отказать без объяснения причин. Самое элементарное — поднять тарифы обслуживания для клиента, сделать его обслуживание в банке неудобным», — рассказывает банкир.