Стартовавшая в июне акция «Спасем Межпромбанк», за которой с интересом следили российские банкиры и иностранные инвесторы, завершилась. ЦБ все-таки отозвал лицензию у кредитной организации, принадлежащей семье сенатора от Тувы Сергея Пугачева. Теперь участникам рынка предстоит наблюдать за не менее любопытными событиями — как будет происходить погашение долгов банка, входившего в топ-30.
Во вторник утром ЦБ объявил о решении отозвать лицензию у Межпромбанка в связи с неисполнением «федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России». Также регулятор указал на предоставление финучреждением недостоверной отчетности, проведение высокорискованной кредитной политики. Кроме того, «Межпром» не создавал адекватные резервы на потери по ссудам.
Несмотря на все финансовые проблемы банка, участники рынка до самого конца полагали, что ЦБ не даст ему «упасть». Некоторые аналитики прогнозировали, что государство не оставит без поддержки банковский бизнес сенатора Пугачева. Стоит хотя бы вспомнить информацию о том, что Межпромбанк сможет взять кредит в ВТБ на 600 млн долларов под залог Элегестского угольного месторождения в Туве. Однако эта сделка так и не была заключена.
Многие были почти уверены в том, что Центробанк не допустит банкротства банка из числа тридцати крупнейших в РФ. И поначалу все свидетельствовало о лояльности ЦБ. Как известно, в середине июня «Межпром» не сумел в срок погасить один из кредитов Банка России в размере 10 млрд рублей. Его общая задолженность перед регулятором составляла 31 млрд рублей. Однако отзыва лицензии тогда удалось избежать. Межпромбанк договорился о реструктуризации долга.
У банка возникли проблемы с выплатой задолженности не только перед ЦБ. В начале июля он должен был погасить еврооблигации на сумму 200 млн евро, но этого не произошло. МПБ допустил технический дефолт по евробондам, а позже договорился с держателями ценных бумаг о реструктуризации. Одновременно с этим Пугачев вел переговоры с госструктурами, в частности с Объединенной строительной корпорацией (ОСК) о продаже принадлежащих ему судостроительных активов («Северная верфь» и Балтийский завод). Однако предлагаемая Пугачевым цена в 88,9 млрд рублей не устроила ОСК, которая хотела купить их за 23 млрд. Отметим, что эти судостроительные активы сейчас находятся в залоге у Банка России.
Провал переговоров МПБ с государством о продаже активов, по мнению опрошенных порталом Банки.ру участников рынка, и стоил ему лицензии. «Пугачев не смог договориться о продаже своих активов по той цене, которая его бы устроила, — говорит гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. — Следовательно, он не получил денег на покрытие долгов, поэтому ЦБ, который, кстати, выступает сейчас крупнейшим кредитором банка, и отозвал лицензию».
«Когда планируется сделка, ее участники рассчитывают на благополучную ситуацию на рынках: кредиторы хотят быть уверенными в том, что активы банка поднимутся в цене, — замечает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. — Возможно, финансовые рынки сейчас восстанавливаются не так быстро, как ожидалось, и это несколько омрачило перспективы и кредиторов, и Межпромбанка. Но это одно из объяснений. Может быть, есть какие-то внутренние детали, которые известны не всем. Возможно, просто «не договорились». А ЦБ, как регулятор, ждал и тем самым давал возможность банку достигнуть договоренностей с кредиторами или с покупателями».
Теперь реализацией активов, находящихся в залоге у Центробанка, станут заниматься уже другие структуры. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев оценивает вероятность возврата долга как высокую. Как сообщается в релизе Объединенной промышленной корпорации (в нее входит МПБ), по результатам аудиторской оценки стоимость судостроительных активов ОПК составляет 101,42 млрд рублей. «Акционеры ОПК полностью разделяют уверенность руководства Банка России в том, что все обязательства МПБ перед кредиторами будут исполнены в полном объеме», — подчеркивается в релизе.
Помимо долгов перед ЦБ и держателями еврооблигаций, можно еще отметить задолженность МПБ перед «Башнефтью», которая через суд добилась взыскания 66,452 млн долларов в свою пользу. Нефтяная компания потребовала расторгнуть договор доверительного управления облигациями внутреннего государственного валютного займа и возместить упущенную выгоду и ущерб.
То, что заложенные активы ОПК найдут новых собственников, участники рынка не сомневаются. «Купить их могут структуры, которые занимаются соответствующим видом деятельности — угольным бизнесом, судостроением и так далее, — полагает аналитик НБ «Траст» Сергей Гончаров. — Но может случиться так, что проданные активы, находящиеся в залоге у ЦБ, не смогут полностью покрыть задолженность Межпромбанка, поскольку у покупателей в данной ситуации будет большая переговорная сила». По мнению Гончарова, крупные госбанки не будут в этом заинтересованы: у них и так много собственных непрофильных активов, от которых они, наоборот, сейчас стараются избавляться.
В самом отзыве лицензии у МПБ Наталия Орлова не видит ничего драматичного. «С конца 2008 года сформировалась такая точка зрения, что правительство и Центральный банк будут спасать очень многих, — отмечает она. — И в этом смысле, наверное, даже хорошо, что такой крупный банк оказался неплатежеспособным и что к нему применяются все те же нормы, которые применялись бы к более мелким». Виктор Четвериков из НРА добавляет, что бизнес Межпромбанка никогда не был рыночным, а значит, отзыв лицензии не окажет существенного влияния на доверие к банковской системе.
Схожего мнения придерживается и Сергей Гончаров: «Банк в основном занимался кредитованием структур основного акционера и по сути не являлся системообразующим. Больших рисков для всей системы уход Межпромбанка не несет».
Зато МПБ может нарушить планы тех российских кредитных организаций, которые намерены выйти на внешний рынок заимствований, считает Гончаров: из-за того что он не смог выполнить свои обязательства по еврооблигациям, инвесторы будут настороженно относиться к бумагам отечественных банков. Впрочем, аналитик «ВТБ Капитала» Николай Подгузов называет случай с Межпромбанком частным, не способным повлиять на внешние заимствования других банков. «Ситуация с МПБ развивалась достаточно долго. Сейчас нет оснований полагать, что российским банкам придется платить премию при размещении облигаций», — считает аналитик. По его мнению, происшедшее с Межпромбанком не подорвет доверие инвесторов. «Государство не должно принимать на себя риски инвесторов, которые в погоне за прибылью не могут оценить качество заемщика», — констатирует Подгузов.
Неясной остается судьба небольшой розничной «дочки» МПБ — Межпромбанка Плюс. Аналитики не исключают: ее может подкосить то, что вкладчики начнут беспокоиться и забирать свои деньги. Алексей Улюкаев во вторник заявил, что оснований для отзыва лицензии у Межпромбанка Плюс пока нет. Однако финансовые показатели кредитной организации стали заметно хуже. По подсчетам аналитиков портала Банки.ру, если первое полугодие 2009 года Межпромбанк Плюс закончил с прибылью 15,29 млн рублей, то в первом полугодии 2010-го получил убыток в размере 3, 975 млрд. С начала года произошел отток вкладов — примерно 700 млн рублей, или 40%. На сегодняшний день общая сумма депозитов физлиц в банке составляет 1,7 млрд рублей, около 1 млрд привлечено на срок от одного года до трех лет, 449 млн — от полугода до года.
Финансовые показатели самого Межпромбанка в последнее время тоже постоянно ухудшались. Ликвидные активы составляли всего 3% от общего объема. По подсчетам аналитиков портала Банки.ру, с начала года просрочка по кредитному портфелю увеличилась в 10 раз и на 1 сентября достигла 5,23 млрд рублей. Убыток в перовом полугодии 2010 года вырос по сравнению с показателями за аналогичный прошлогодний период в 20 раз, до 2,83 млрд. Стоит также отметить резкое сокращение объема средств на расчетных счетах клиентов: если полтора года назад они составляли 35,26 млрд рублей, то перед отзывом лицензии — всего 12,68 млрд.
Наталья РОМАНОВА, Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Татьяна АЛЕШКИНА, Banki.ru