Доброго времени суток, уважаемые коллеги.
В свете утверждения новых форм документов для государственной регистрации хотелось бы еще раз поднять тему о такой интересной конструкции, как несколько лиц, действующих от имени юридического лица совместно или независимо друг от друга.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА:
Такая конструкция предусмотрена Гражданским кодексом РФ:
п. 1 абз. 3 ст. 53 ГК РФ:
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
п. 3 ст. 65.3 ГК РФ:
В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу сведений, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ, относит (подпункт «л» п. 1):
- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Новые формы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» также позволяют указать информацию об этом при создании организации (Форма № Р11001) или внести соответствующие изменения об этом в последующем (по форме № Р 13014) при внесении изменений в учредительный документ.
В связи с этим мне лично хотелось бы узнать, как работает данная конструкция на практике в настоящее время.
ВОПРОС: Нужно ли для таких лиц прописать в уставе отдельные должности (например, Генеральный директор, финансовый директор, исполнительный директор и т.д. и т.п.) или можно ограничиться одной должностью: Генеральный директор, которую будет занимать, например, три физика: Иванов, Петров, Сидоров – все Ген. директора (в одинаковой должности) с абсолютно одинаковыми полномочиями и полностью взаимозаменяемые? Какой вариант будет предпочтительнее и удобнее в работе?
Можно ли прописать разные названия должностей (финансовый, коммерческий, исполнительный, генеральный), если так хочет клиент (чтобы «не путались»), но с абсолютно одинаковыми полномочиями?
ВОПРОС: как, эта конструкция функционирует при работе с банками? Нормально ли банки реагируют на наличие в реестре сразу нескольких лиц на одной должности (и/или на разных, к примеру, два Генеральных, один – финансовый директор), какие вопросы/трудности/нюансы могут возникнуть при оформлении банковской карточки и получении ключей интернет-банка? И как в последующем работают эти подписи: к примеру, у нас три лица действующих независимо: каждый из них может подписать любой договор, платежку и т.д.? (если у них полномочия одинаковы). А если полномочия разные – то каждый раз будут смотреть устав, что у нас там прописано про фин. директора и есть ли у него соответствующие полномочия на осуществление данного вида платежа?
Банки выделил в отдельный пункт, т.к. это по сути финансовая сторона функционирования организации и если она нормально работать не будет – то в таком эксперименте просто нет смысла.
Еще один ВОПРОС: как работает вышеуказанная схема с гос. органами и учреждениями, к примеру, при получении (переоформлении) лицензий, др. разрешительных документов, ну и, само собой, при сдаче налоговой отчетности.
Как воспринимают несколько директоров сервисы по сдаче электронной отчетности (сбисы, такскомы и проч. подобные конторы)?
И в более широком смысле: насколько вообще схема рабочая и не вызывает трудностей при взаимодействии с третьими лицами.
Конкретно в моем случае есть потребность в такой структуре управления, т.к. в организации присутствуют несколько партнеров, которые находятся очень далеко территориально друг от друга, и надо оперативно решать многие вопросы из разных мест (будет вариант «независимо друг от друга»), например, заключать договоры, оплачивать счета.
Второй аспект и блок вопросов связан непосредственно с рег. действиями, а конкретно – кто будет заявителем при гос. Регистрации? С 11 формой все ясно – там учредители каждый заверяет свою подпись, а лиц, действующих без доверенности от имени ЮЛ – прописываем подневольно))).
А вот при внесении в реестр по форме 13014?
Например, ситуация: есть общество, в нем один Директор «А» (участником не является) и двое участников – «В» и «С».
Участника «В» нужно сделать Генеральным директором с правом 1-й подписи.
Директор А так и остается Директором (просто «Директор») с правом второй первой подписи
Участник С становится Финансовым директором с правом третьей первой подписи.
Кто заявитель? Действующий Директор А (как текущий единоличный исп. орган), который по форме 13014 вносит двух остальных в реестр? Или новый? А если несколько новых назначаем – тогда кто?
Второй вариант: Есть Директор W. Его ставим Генеральным директором (новая должность) + вводим еще двух лиц: Исполнительный директор S и финансовый директор Q.
Как быть в таком случае? На W нужен лист на прекращение полномочий, как я полагаю (в качестве Директора, хотя в листе на прекращение мы не указываем должность) + лист на возложение полномочий на него же, но уже в новой должности (Генерального директора) – верно? + два листа на S и Q. Но кто тут заявитель? Действующий Дир (он же новый Ген)?
Или в этой же ситуации, W покидает пост Директора (совсем уходит из организации), а вместо него приходят три генеральных: А, В и С – кто заявитель в таком случае? Трое новых, или один старый (покидающий пост), или один из трех новых?
Ни в законе, ни в новых требованиям к новым формам такие частные случаи отдельно не прописаны.
В старых публикациях на форуме встречал разные мнения и практику.
В данном посте
https://regforum.ru/posts/4630_faq_ot_fns_kto_zayavitel_pri_smene_direktora_kogda_ih_neskolko/, к примеру, опубликованном в ноябре прошлого года, есть ссылка на ответ ФНС по данному вопросу:
«Учитывая вышеизложенное, заявителем в данном случае является новый руководитель юридического лица, сведения о котором подлежат внесению в ЕГРЮЛ». Но это для ситуации, когда меняется один из руководителей юридического лица в случае если единоличный исполнительный орган представлен несколькими лицами, имеющими право действовать без доверенности от имени юридического лица.
В конце автор поста задает логичный вопрос: а если мы меняем несколько директоров – кто заявитель (заявители).
Ответа на этот вопрос я так и не нашел.
Может, у кого-то была подобная практика.
Еще в одной публикации
https://regforum.ru/posts/1814_dva_direktora_v_kompanii_pochti_god_spustya/
нашел следующее:
«Основной вопрос, кто же должен в рассматриваемой ситуации выступать заявителем.
Позиция МИФНС № 46 по Москве – любой из руководителей, как старый (т.к. он полномочий не утрачивает), так и новый. Я все-таки склоняюсь к варианту нового, т.к. такой подход более привычен для регистрирующих органов. С другой стороны, в привычности кроется опасность, что старого руководителя могут из ЕГРЮЛ «по инерции» убрать. Этот риск надо учитывать и проверять внимательно документы сразу после получения – как, собственно, всегда.
Опять же остается открытым вопрос, кто заявитель, когда мы вводим еще 2-3-4 лица, действующих без доверенности, увольняя единственного текущего руководителя.
Ну и полностью соглашусь в том, что «товар достаточно штучный», возможно, кому-то попадались именно такие «четырехголовые» варианты – было бы интересно ознакомиться с подобной практикой.
Ну и в дальнейшем, когда все «устаканилось», приняли новый устав, прописали полномочия всех директоров и внесли их в ЕГРЮЛ, кто будет заявителем при регистрации изменений (при смене ОКВЭД, адреса, увеличении уставного и др. изменений)?
Когда в компании несколько лиц, действующих независимо друг от друга, я так полагаю, любой из них? (что в общем-то логично).
А если действуют совместно – то всем, положим, трем надо идти к нотариусу, чтобы внести пару ОКВЭД? Или заверять документы 3-мя ЭЦП и подавать электронно? (кто сталкивался с таким «коллективным» эцп и работает ли оно на практике?).
Как вообще нотариусы реагируют на такую схему, что требуют по документам и какие тут возможны препоны или проблемы?
С одной стороны, есть определенное удобство, когда у тебя несколько директоров, которые «рулят» в разных концах страны, но возможные проблемы такого «многовластия» настораживают.
Были бы интересны любые конкретные подводные камни, с которыми вы сталкивались при работе с подобной правовой конструкцией и свежая последняя практика (если она у кого-то есть).
Статьи, которые удалось найти на форуме на эту тему:
2020 https://regforum.ru/posts/4714_nalichie_neskolkih_direktorov_v_kompanii_plyusy_i_minusy/
2019 https://regforum.ru/posts/4630_faq_ot_fns_kto_zayavitel_pri_smene_direktora_kogda_ih_neskolko/
2015 https://regforum.ru/posts/1814_dva_direktora_v_kompanii_pochti_god_spustya/
2014 https://regforum.ru/posts/917_k_vop...erennosti_chto_nas_zhdet_s_1_sentyabrya_2014/
2014 https://regforum.ru/posts/1056_bole...k_i_protivovesov_v_hozyaystvennom_obschestve/
Из документов: ссылки на законы приведены выше.
Из последнего: нашел Письмо ФНС от 23 января 2020 г. № ПА-4-14/898@ О единоличном исполнительном органе ООО и наличии в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73360529/#review
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации и внесения изменений ЮЛ и ИП можно и в телеграм-чате Регфорума.
Переходите по ссылке https://t.me/reg_regforum
В свете утверждения новых форм документов для государственной регистрации хотелось бы еще раз поднять тему о такой интересной конструкции, как несколько лиц, действующих от имени юридического лица совместно или независимо друг от друга.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА:
Такая конструкция предусмотрена Гражданским кодексом РФ:
п. 1 абз. 3 ст. 53 ГК РФ:
Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц.
п. 3 ст. 65.3 ГК РФ:
В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.
Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» к числу сведений, которые должны содержаться в ЕГРЮЛ, относит (подпункт «л» п. 1):
- сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Новые формы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» также позволяют указать информацию об этом при создании организации (Форма № Р11001) или внести соответствующие изменения об этом в последующем (по форме № Р 13014) при внесении изменений в учредительный документ.
В связи с этим мне лично хотелось бы узнать, как работает данная конструкция на практике в настоящее время.
ВОПРОС: Нужно ли для таких лиц прописать в уставе отдельные должности (например, Генеральный директор, финансовый директор, исполнительный директор и т.д. и т.п.) или можно ограничиться одной должностью: Генеральный директор, которую будет занимать, например, три физика: Иванов, Петров, Сидоров – все Ген. директора (в одинаковой должности) с абсолютно одинаковыми полномочиями и полностью взаимозаменяемые? Какой вариант будет предпочтительнее и удобнее в работе?
Можно ли прописать разные названия должностей (финансовый, коммерческий, исполнительный, генеральный), если так хочет клиент (чтобы «не путались»), но с абсолютно одинаковыми полномочиями?
ВОПРОС: как, эта конструкция функционирует при работе с банками? Нормально ли банки реагируют на наличие в реестре сразу нескольких лиц на одной должности (и/или на разных, к примеру, два Генеральных, один – финансовый директор), какие вопросы/трудности/нюансы могут возникнуть при оформлении банковской карточки и получении ключей интернет-банка? И как в последующем работают эти подписи: к примеру, у нас три лица действующих независимо: каждый из них может подписать любой договор, платежку и т.д.? (если у них полномочия одинаковы). А если полномочия разные – то каждый раз будут смотреть устав, что у нас там прописано про фин. директора и есть ли у него соответствующие полномочия на осуществление данного вида платежа?
Банки выделил в отдельный пункт, т.к. это по сути финансовая сторона функционирования организации и если она нормально работать не будет – то в таком эксперименте просто нет смысла.
Еще один ВОПРОС: как работает вышеуказанная схема с гос. органами и учреждениями, к примеру, при получении (переоформлении) лицензий, др. разрешительных документов, ну и, само собой, при сдаче налоговой отчетности.
Как воспринимают несколько директоров сервисы по сдаче электронной отчетности (сбисы, такскомы и проч. подобные конторы)?
И в более широком смысле: насколько вообще схема рабочая и не вызывает трудностей при взаимодействии с третьими лицами.
Конкретно в моем случае есть потребность в такой структуре управления, т.к. в организации присутствуют несколько партнеров, которые находятся очень далеко территориально друг от друга, и надо оперативно решать многие вопросы из разных мест (будет вариант «независимо друг от друга»), например, заключать договоры, оплачивать счета.
Второй аспект и блок вопросов связан непосредственно с рег. действиями, а конкретно – кто будет заявителем при гос. Регистрации? С 11 формой все ясно – там учредители каждый заверяет свою подпись, а лиц, действующих без доверенности от имени ЮЛ – прописываем подневольно))).
А вот при внесении в реестр по форме 13014?
Например, ситуация: есть общество, в нем один Директор «А» (участником не является) и двое участников – «В» и «С».
Участника «В» нужно сделать Генеральным директором с правом 1-й подписи.
Директор А так и остается Директором (просто «Директор») с правом второй первой подписи
Участник С становится Финансовым директором с правом третьей первой подписи.
Кто заявитель? Действующий Директор А (как текущий единоличный исп. орган), который по форме 13014 вносит двух остальных в реестр? Или новый? А если несколько новых назначаем – тогда кто?
Второй вариант: Есть Директор W. Его ставим Генеральным директором (новая должность) + вводим еще двух лиц: Исполнительный директор S и финансовый директор Q.
Как быть в таком случае? На W нужен лист на прекращение полномочий, как я полагаю (в качестве Директора, хотя в листе на прекращение мы не указываем должность) + лист на возложение полномочий на него же, но уже в новой должности (Генерального директора) – верно? + два листа на S и Q. Но кто тут заявитель? Действующий Дир (он же новый Ген)?
Или в этой же ситуации, W покидает пост Директора (совсем уходит из организации), а вместо него приходят три генеральных: А, В и С – кто заявитель в таком случае? Трое новых, или один старый (покидающий пост), или один из трех новых?
Ни в законе, ни в новых требованиям к новым формам такие частные случаи отдельно не прописаны.
В старых публикациях на форуме встречал разные мнения и практику.
В данном посте
https://regforum.ru/posts/4630_faq_ot_fns_kto_zayavitel_pri_smene_direktora_kogda_ih_neskolko/, к примеру, опубликованном в ноябре прошлого года, есть ссылка на ответ ФНС по данному вопросу:
«Учитывая вышеизложенное, заявителем в данном случае является новый руководитель юридического лица, сведения о котором подлежат внесению в ЕГРЮЛ». Но это для ситуации, когда меняется один из руководителей юридического лица в случае если единоличный исполнительный орган представлен несколькими лицами, имеющими право действовать без доверенности от имени юридического лица.
В конце автор поста задает логичный вопрос: а если мы меняем несколько директоров – кто заявитель (заявители).
Ответа на этот вопрос я так и не нашел.
Может, у кого-то была подобная практика.
Еще в одной публикации
https://regforum.ru/posts/1814_dva_direktora_v_kompanii_pochti_god_spustya/
нашел следующее:
«Основной вопрос, кто же должен в рассматриваемой ситуации выступать заявителем.
Позиция МИФНС № 46 по Москве – любой из руководителей, как старый (т.к. он полномочий не утрачивает), так и новый. Я все-таки склоняюсь к варианту нового, т.к. такой подход более привычен для регистрирующих органов. С другой стороны, в привычности кроется опасность, что старого руководителя могут из ЕГРЮЛ «по инерции» убрать. Этот риск надо учитывать и проверять внимательно документы сразу после получения – как, собственно, всегда.
Опять же остается открытым вопрос, кто заявитель, когда мы вводим еще 2-3-4 лица, действующих без доверенности, увольняя единственного текущего руководителя.
Ну и полностью соглашусь в том, что «товар достаточно штучный», возможно, кому-то попадались именно такие «четырехголовые» варианты – было бы интересно ознакомиться с подобной практикой.
Ну и в дальнейшем, когда все «устаканилось», приняли новый устав, прописали полномочия всех директоров и внесли их в ЕГРЮЛ, кто будет заявителем при регистрации изменений (при смене ОКВЭД, адреса, увеличении уставного и др. изменений)?
Когда в компании несколько лиц, действующих независимо друг от друга, я так полагаю, любой из них? (что в общем-то логично).
А если действуют совместно – то всем, положим, трем надо идти к нотариусу, чтобы внести пару ОКВЭД? Или заверять документы 3-мя ЭЦП и подавать электронно? (кто сталкивался с таким «коллективным» эцп и работает ли оно на практике?).
Как вообще нотариусы реагируют на такую схему, что требуют по документам и какие тут возможны препоны или проблемы?
С одной стороны, есть определенное удобство, когда у тебя несколько директоров, которые «рулят» в разных концах страны, но возможные проблемы такого «многовластия» настораживают.
Были бы интересны любые конкретные подводные камни, с которыми вы сталкивались при работе с подобной правовой конструкцией и свежая последняя практика (если она у кого-то есть).
Статьи, которые удалось найти на форуме на эту тему:
2020 https://regforum.ru/posts/4714_nalichie_neskolkih_direktorov_v_kompanii_plyusy_i_minusy/
2019 https://regforum.ru/posts/4630_faq_ot_fns_kto_zayavitel_pri_smene_direktora_kogda_ih_neskolko/
2015 https://regforum.ru/posts/1814_dva_direktora_v_kompanii_pochti_god_spustya/
2014 https://regforum.ru/posts/917_k_vop...erennosti_chto_nas_zhdet_s_1_sentyabrya_2014/
2014 https://regforum.ru/posts/1056_bole...k_i_protivovesov_v_hozyaystvennom_obschestve/
Из документов: ссылки на законы приведены выше.
Из последнего: нашел Письмо ФНС от 23 января 2020 г. № ПА-4-14/898@ О единоличном исполнительном органе ООО и наличии в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73360529/#review
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации и внесения изменений ЮЛ и ИП можно и в телеграм-чате Регфорума.
Переходите по ссылке https://t.me/reg_regforum