Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ"
Во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с разработанной на основании того же Указа Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства были разработаны и представлены на открытое обсуждение в ноябре 2010 года Проекты изменений в разделы I, II, III, VI, VII Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проекты изменений обсуждались на международной научно-практической конференции "Проблемы совершенствования гражданского законодательства", которая состоялась 22 ноября 2010 г. в Торгово-промышленной палате Российской Федерации, а также на ряде других встреч и совещаний. Разделы проектов направлялись на заключение ряду ведущих отечественных и иностранных специалистов.
После учета замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения предлагаемых изменений, был подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ".
В январе 2011 г. Президент России Д.А. Медведев поручил Правительству совместно с Администрацией Президента (и при участии Совета при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства) обсудить законопроект "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ" был направлен на заключение в Министерство экономического развития Российской Федерации.
4 февраля 2011 г. в Минэкономразвития РФ было проведено совещание с участием членов Совета по кодификации.
Позиция Минэкономразвития России по доработке проекта Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была изложена в письме в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Исполняя поручение Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N Пр-77, Минэкономразвития РФ подготовило проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации "О проекте Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации".
В соответствии с позицией Минэкономразвития РФ, изложенной в проекте доклада Правительства РФ, доработка проекта Федерального закона должна быть продолжена до его рассмотрения в первом чтении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
В представленном проекте Федерального закона по сравнению с ранее предложенными вариантами изменений в разделы I, II, III, VI, VII Гражданского кодекса Российской Федерации остались без изменений некоторые обсуждаемые положения.
В частности, не изменились следующие положения:
1) По увеличению уставного капитала хозяйственных обществ и некоммерческих организаций (ст. 66.2 и ст. 97 проекта Федерального закона).
Как и ранее, размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью не может быть менее пятисот тысяч рублей, размер уставного капитала акционерного общества не может быть менее пяти миллионов рублей, а размер уставного капитала публичного акционерного общества не может быть менее ста миллионов рублей.
При этом в соответствии с позицией Минэкономразвития РФ по доработке проекта, изложенной в письме в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается в пункте 2 ст. 66.2 абзац первый изложить в следующей редакции: "2. Размер уставного капитала хозяйственного общества не может быть менее суммы, установленной законом, определяющим особенности правового положения хозяйственных обществ соответствующей организационно-правовой формы".
2) По передаче функций по регистрации юридических лиц органам юстиции (п. 1 ст. 51 проекта Федерального закона).
По итогам совещания 4 февраля 2011 г. достигнуты договоренности об исключении из проекта указаний на конкретный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
3) По обязательной юридической экспертизе содержания уставов юридических лиц (п. 3 ст. 51 проекта Федерального закона).
По итогам проведенного 4 февраля 2011 г. в Минэкономразвития России совещания с участием членов Совета при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства определено, что в законопроекте необходимо уточнить основания для отказа в государственной регистрации, исключив основания для проверки уставов на соответствие всему законодательству, основам правопорядка и нравственности.
В соответствии с позицией Минэкономразвития РФ по доработке проекта, изложенной в письме в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается следующая редакция п. 3 ст. 51:
"3. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, предусмотренные законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр, а также соответствия законодательству содержания устава в части следующих положений:
наименование юридического лица;
организационно-правовая форма юридического лица;
сведения о размере уставного капитала юридического лица;
сведения о составе учредителей юридического лица;
сведения о структуре и компетенции органов управления юридического лица;
сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица;
сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
сведения о порядке одобрения органами юридического лица крупных сделок и сделок юридического лица, в совершении которых имеется заинтересованность.
В случае использования типового устава (пункт 2 статьи 52) такая проверка осуществляется только в отношении сведений, названных в подпунктах с особенностями, предусмотренными законом о государственной регистрации юридических лиц 1, 3, 4, 6, 7 настоящего пункта".
4) По введению двойной проверки законности сделок (п. 4 ст. 8.1 и п. 1 ст. 163 проекта Федерального закона).
В соответствии с проектом Федерального закона нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение. При этом в соответствии с п. 4 ст. 8.1 проекта Федерального закона "Государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, также наступление соответствующего обстоятельства.
Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается на основании нотариально удостоверенной сделки, государственный орган вправе проверить законность соответствующей сделки".
В соответствии с позицией Минэкономразвития РФ по доработке проекта, изложенной в письме в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается в пункте 1 статьи 163 ГК РФ в редакции проекта слова "означает проверку законности содержания сделки, а также права стороны на ее совершение, и" исключить.
5) Нотариальное удостоверение корпоративных решений (п. 3 ст. 67.1 проекта Федерального закона).
В первоначальном проекте изменений в Раздел I ГК РФ положения об обязательном нотариальном удостоверении решений органов управления юридических лиц содержались в п. 4 ст. 65.3 "Управление в корпорации". В предлагаемом проекте Федерального закона эта норма перенесена в ст. 67.1. Таким образом, в соответствии с поправками нотариальному удостоверению подлежат решения общего собрания участников хозяйственного общества и иного постоянно действующего коллегиального органа хозяйственного общества, а также состав участников, присутствовавших при их принятии (п. 3 ст. 67.1 проекта Федерального закона).
По итогам совещания 4 февраля 2011 г. в части положений законопроекта об обязательном нотариальном удостоверении решений органов управления юридических лиц признано целесообразным предусмотреть ряд изъятий из этого правила, а также дополнительно проработать перечень случаев обязательного нотариального удостоверения протоколов общих собраний и сроки введения в действия данных требований в зависимости от сроков совершенствования законодательства о нотариате.
Предлагаем вашему вниманию:
Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ"
Письмо Минэкономразвития России в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства
Проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации "О проекте федерального закона о внесении
изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации"
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/12976.html