Проект изменений в ГК РФ (ч. 1, 2, 3, 4)

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

AnnaEvg

Местный
28 Окт 2009
339
187
Разработчики проекта изменений в Гражданский кодекс (ГК) уже приглашали меня на заседания президентского совета по кодификации гражданского законодательства (см. "Ъ" от 12 мая). Теперь настала очередь рабочей группы по созданию в России международного финансового центра (МФЦ), тоже действующей при президенте РФ и выступающей главным оппонентом совета по кодификации. Вчера эксперты группы по МФЦ решили наконец рассказать журналистам о своих предложениях.


В ходе дискуссии стало понятно, что многие идеи группы по МФЦ, особенно в области корпоративного права, совет по кодификации в принципе не отвергает, а споры касаются деталей. Обе президентские структуры, в частности, соглашаются с разделением компаний на публичные и непубличные, с установлением ответственности лиц, контролирующих компании, с более четким определением круга аффилированных лиц.


Но есть более сложные вопросы. Группа по МФЦ предлагает ввести в российское право новеллы, заимствованные в основном из английского права. Объяснение простое: российский бизнес бежит от российской юрисдикции и заключает сделки по более удобному английскому праву. Оно, например, лучше защищает покупателей бизнеса от скрытых рисков, позволяя в случае проблем возместить убытки в полном объеме. "Даже квартиры на Остоженке покупают сейчас по английскому праву: заключают чисто формальный договор по российскому праву, а основной — по английскому",— рассказал один из выступавших.


Вчера эксперты пытались объяснить журналистам такие понятия, как "потестативные условия сделок" или indemnity. Думаю, что эти слова известны далеко не всем юристам. Авторы разработок не отрицают, что вписать английские конструкции в систему российского права и применять их в судах будет крайне трудно. Но, настаивает группа по МФЦ, такие новеллы в ГК нужны — в них заинтересованы инвестбанкиры и крупнейшие компании, в том числе с госучастием, "менеджеры которых живут на Рублевке и ездят на хороших машинах". "Им наши предложения нравятся",— уверяют эксперты группы.


Группа по МФЦ считает, что российский ГК создает для бизнеса препятствия. Правда, за два с лишним часа дискуссии эксперты не привели ни одного конкретного примера с названиями компаний, несмотря на мою просьбу "дать прессе фактуру". Члены группы лишь констатировали, что сейчас крупный бизнес если и судится в российских судах, то только по спорам с госорганами, а гражданско-правовые дела компаний слушаются в Лондоне, принося многомиллионные гонорары английским адвокатам.


То, что крупнейшие российские компании создаются в офшорах, заключают сделки по английскому праву и судятся за рубежом, действительно стало проблемой, требующей решения. Есть, правда, другой аспект: ГК пишется не только для инвестбанкиров и госкорпораций, но и для более мелкого бизнеса, и для граждан-потребителей. А для них кодекс в стиле "Рублевка-лайф" лишь подчеркнет экономическое неравенство, что может создать реальную угрозу раскола в обществе.
http://www.kommersant.ru/doc/1638001
Рублевка рулит!
 
  • Мне нравится
Реакции: 5086839

dmb

Активист
18 Июн 2007
17,715
7,705
Нулевой километр
Гражданский кодекс подправят вне очереди
Минэкономики и ГПУ президента не будут ждать соглашения о его общей реформе




Фото: Андрей Стенин / Коммерсантъ

Вся галерея 4


По итогам слушаний 2 августа в Минэкономики, посвященных проектам поправок к Гражданскому кодексу, министерство сообщило — его собственный проект поправок к ГК Госдума может рассмотреть уже осенью 2011 года, а инициативы совета по кодификации гражданского законодательства при президенте РФ оно не поддерживает. По данным "Ъ", все стороны, кроме совета, намерены считать общей версию поправок к ГК, разработанную государственно-правовым управлением (ГПУ) президента.

Вчера Минэкономики и некоммерческое партнерство "Объединение корпоративных юристов" провели на площадке министерства публичные слушания трех альтернативных проектов поправок к Гражданскому кодексу. Целью слушаний было организовать содержательную дискуссию между советом по кодификации гражданского законодательства, с 2009 года по указу Дмитрия Медведева готовящим реформу ГК, и его оппонентами — в первую очередь рабочей группой по созданию международного финансового центра (МФЦ), возглавляемой Александром Волошиным, а также корпоративными юристами, считающими, что часть инициатив совета (см. "Ъ" от 1 июля) потенциально опасны для инвестиционного климата. Совет, возглавляемый экс-главой Высшего арбитражного суда Вениамином Яковлевым, ранее де-факто отказался согласовывать позиции по ГК с группой господина Волошина и настаивает на том, что содержание реформы ГК должен определять именно он, принимая или отвергая мнения всех остальных заинтересованных.


К слушаниям 2 августа ситуация вокруг поправок к ГК была уже сильно запутанной. К тому времени появилось еще два документа. Первый — поправки к ГК собственно Минэкономики, которые являются частью пакета законопроектов, связанных с готовящимся созданием спецформы юрлиц для венчурного и инновационного бизнеса, "хозяйственных партнерств": они уже приняты Госдумой в первом чтении в конце июля, несмотря на негативную оценку совета по кодификации. Второй — поправки к ГК, сформулированные ГПУ президента (глава — Лариса Брычева),— в котором содержались и поправки Минэкономики (см. "Ъ" от 27 июля).



Фото: Сергей Бровко, Коммерсантъ
Юристы совета по кодификации уже накануне, 1 августа, отвергли версию ГПУ: замглавы аппарата ВАС Андрей Егоров заявил "Газете.ру", что совет "не рекомендовал" вносить в Госдуму проект команды Ларисы Брычевой, поскольку не считает его "компромиссным". Вчера же юристы совета не стали участвовать в слушаниях — их посетили лишь несколько судей ВАС в качестве специалистов по гражданскому праву.


Между тем именно проект ГПУ все остальные стороны, кроме совета, уже, по сути, считают общим. По данным "Ъ", Лариса Брычева в письме главе Минэкономики Эльвире Набиуллиной сообщила, что версия поправок ГПУ не считается исчерпывающей — в связи с тем, что по всему объему поправок к ГК договориться не удается, ГПУ сформулировало первоочередные и требующие немедленного принятия поправки, по которым "достигнуто взаимопонимание" основных участников дискуссии. В частности, в проекте учтены позиции Минэкономики, а также те поправки группы господина Волошина, которые не противоречат концепции ГПУ. По итогам слушаний 2 августа пресс-служба Минэкономики пояснила со ссылкой на замдиректора департамента корпоративного управления ведомства Дмитрия Скрипичникова: поправки к первой части ГК могут быть рассмотрены Госдумой осенью 2011 года. Минэкономики "планирует отрабатывать" текст поправок к ГК и далее. Кроме того, "ранее разработанные поправки к ГК РФ, подготовленные советом по кодификации, не нашли поддержки в Минэкономразвития", констатируется в сообщении. Таким образом, после слушаний с большой вероятностью ситуация вокруг правки ГК упростится: проект ГПУ уже сейчас можно считать состоявшейся общей позицией Минэкономики, администрации президента, рабочей группы по МФЦ и сообщества корпоративных юристов, а проект совета по кодификации — позицией судебной власти и академического сообщества.




Министр экономического развития России Эльвира Набиуллина
Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ
Напомним, совет по кодификации формально имеет преимущества перед конкурентами — он действует по "целевому" указу Дмитрия Медведева и имеет прямое поручение реформировать ГК, тогда как "конкуренты" — это или исполнительная власть (Минэкономики), или структура при президенте, целевой задачей правку ГК не имеющая. Вступление в игру команды Ларисы Брычевой уравнивает шансы: ГПУ, собственно, является неотъемлемой частью госинститута "президент РФ", создавшего в 2009 году при себе совет по кодификации, и именно его функцией является правовая экспертиза всех предложений, поступающих к президенту "извне", в том числе и из совета по кодификации. Спор между советом при президенте и управлением президента некому решать, кроме самого президента Дмитрия Медведева: оба альтернативных проекта, ГПУ и совета, написаны людьми, в равной степени имеющими основания называть себя президентскими юристами.


Глава государства пока напрямую не вмешивается в дискуссию, хотя неофициально участвует в ней. Так, очевидно, что тема правки ГК обсуждалась на совещании господина Медведева с судьями 26 июля — именно после нее глава ВАС Антон Иванов заявил, что "в скором времени" в Госдуму будет внесен согласованный вариант поправок к ГК. Правда, уточнять, кем он должен быть согласован, какой вариант и кем в итоге будет избран основой, Антон Иванов не стал.


Дмитрий Бутрин
http://www.kommersant.ru/doc/1690245
 
  • Мне нравится
Реакции: 5086839

Morozz

Местный
27 Окт 2011
889
747
Екатеринбург
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
Публикуемый на настоящем сайте проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подготовлен Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и представлен Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву 31 января 2012 года после доработки в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 17 октября 2011 года.

Проект разработан в целях и в порядке реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и одобренной 7 октября 2009 г. решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на заседании, которое проходило под председательством Президента. До этого Концепция была полностью опубликована и прошла широкое обсуждение в печати и на различных форумах.

Предлагаемые изменения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) основаны на положениях упомянутой Концепции и Указа от 18 июля 2008 г. При подготовке предложений об изменении ГК принималась во внимание прежде всего обширная практика его применения, в первую очередь - судами, и учитывалось действующее за рубежом регулирование.

Первоначальная редакция проекта была размещена на сайтах Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и обсуждалась на нескольких международных научно-практических конференциях, в Минэкономразвития России, а также на ряде других встреч и совещаний. Помимо этого разделы проекта направлялись на заключение ведущим отечественным и иностранным специалистам (из Австрии, Германии, Нидерландов и др.). Поступившие отклики свидетельствуют в целом о поддержке основных положений проекта. Высказанные отдельные замечания были проанализированы и во многом учтены.

Проект в первоначальной его версии был представлен Президенту Российской Федерации 30 декабря 2010 г., после чего по поручению Президента Российской Федерации он обсуждался в различных министерствах и ведомствах, а также на специально посвященных этому вопросу совещаниях у Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова, у Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной.

Доработанный с учетом состоявшихся обсуждений проект был представлен Президенту Российской Федерации 16 мая 2011 г., после чего по поручению Президента Российской Федерации он повторно дорабатывался рабочей группой, образованной в соответствии с этим поручением Министром юстиции Российской Федерации А.В. Коноваловым, в состав которой вошли специалисты Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Минюста России, Минфина России, Минэкономразвития России, Федеральной службы по финансовым рынкам, других федеральных министерств и ведомств, Центрального Банка России, а также рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации при Совете при Президенте Российской Федерации по развитию финансового рынка Российской Федерации.

Замечания и предложения, поступившие от Минэкономразвития России, других федеральных министерств и ведомств, а также от рабочей группы по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, в ходе вышеупомянутых совещаний были детально обсуждены и учтены в виде ряда компромиссных решений, нашедших отражение в тексте проекта.

Следуя Концепции развития гражданского законодательства, проект предусматривает внесение изменений в части первую, третью (за исключением раздела V «Наследственное право») и четвертую ГК, а также в некоторые главы части второй Кодекса (так называемые «финансовые сделки»). Содержание и объем предусмотренных проектом изменений и дополнений Кодекса позволяет рассматривать его как проект существенной модернизации Гражданского кодекса России, прежде всего его первой части, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права.

Для того, чтобы введение в действие законопроекта не создало для участников гражданского оборота в их деятельности неоправданных препятствий и трудностей, предусмотрены подробные переходные положения (статья 8 проекта). Вступление в силу законопроекта предполагается по истечении некоторого переходного периода. Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не потребуется. При регистрации изменений, вносимых в связи с принятием законопроекта в учредительные документы юридических лиц, не будет взиматься государственная пошлина.

7 февраля 2012 г.
http://arbitr.ru/press-centr/news/44088.html
 

Morozz

Местный
27 Окт 2011
889
747
Екатеринбург
Перерегистрации ранее созданных юридических лиц и переоформления прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, не потребуется.
Тем более, что нет "пугающих" положений об увеличении размера Уставного капитала...

Добавлено через 25 минут 5 секунд
13) в пункте 1 статьи 30:
а) абзац первый после слова «вследствие» дополнить словами «пристрастия к
азартным играм,»;:eek::eek::eek:
"Пристрастие" как устанавливаться будет - с видеокамерой по подпольным казино?
 

Эфенди

Местный
22 Янв 2010
200
51
правильно ли я понимаю что УК не надо будет подтягивать дл указанных величин?
 

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
Судьи переписали ГК РФ

Реформированию подверглись практически все институты гражданского права

Елена Березина
"Российская Бизнес-газета" - Новое законодательство №837 (8)
28.02.2012, 00:50


В начале февраля ВАС РФ опубликовал проект федерального закона о внесении изменений в ГК РФ и отдельные законодательные акты РФ, подготовленный Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.
Поправки разделяют юридических лиц и некоммерческие организации (НКО) на корпоративные и унитарные. При этом в новой редакции ГК РФ впервые предусмотрено, что НКО, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доходы деятельности, должна иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по ее обязательствам, в размере не менее минимального уставного капитала, предусмотренного для ООО.
Новым является законодательное закрепление публичной достоверности реестра (ЕГРЮЛ). Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам, - рассказывает Марина Краснобаева, юрист юридической компании "Юков, Хренов и Партнеры".
Несколько статей ГК РФ в новой редакции посвящены ужесточению ответственности руководителей юридического лица (включая членов коллегиального органа) за убытки, причиненные организации их действиями. Такие убытки подлежат возмещению в полном объеме. Соглашения об устранении или ограничении такой ответственности ничтожны. Норма статьи допускает привлечение к ответственности и конечных бенефициаров компании в случае возникновения убытков по их вине.
Кроме того, впервые в ГК РФ вводится понятие аффилированности и устанавливаются ее основные признаки. Отдельная статья посвящена лицам, контролирующим юридическое лицо, и прямо устанавливает случаи солидарной ответственности таких лиц с подконтрольным юридическим лицом по его обязательствам.
Наиболее существенные и концептуальные изменения коснулись положений о юридических лицах и раздела о вещных правах, - считает партнер BDO в России Ирина Минская.
Осложнить жизнь юридическим лицам могут нововведения в области их регистрации - законопроект явно направлен на ужесточение норм о государственной регистрации. Например, регистрирующий орган должен будет проводить проверку достоверности представляемых на регистрацию данных, - можно легко себе представить, в какие формы может вылиться такая "проверка достоверности".
Также предполагается утверждение уполномоченным органом форм типовых уставов, которые "вправе" использовать учредители. По мнению экспертов, можно усомниться в том, что это будет трактоваться исключительно как право, а не обязанность. Возможно, уставы, отличающиеся от типовых форм, будут рассматриваться с таким пристрастием, что у учредителей отпадет всякое желание отступать от типовых форм, что в конечном итоге сделает их, по сути, обязательными.
Еще одно новшество в области регистрации организаций - обязанность регистрирующего органа в определенных законом случаях сообщать заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений в устав юридического лица и право этих лиц заявить свои возражения против регистрации, - отмечает эксперт BDO в России Юлия Федорова. Регистрирующий орган при наличии возражений сможет отказать в регистрации. Пока в отсутствие законодательных условий и порядка реализации данной нормы не вполне ясно, о каких случаях может идти речь, кто может быть таким заинтересованным лицом. Вообще о том, насколько порядок регистрации будет ужесточен, более определенно можно будет говорить после ревизии Закона "О государственной регистрации..." - очевидно, что она потребуется в случае принятия законопроекта, так как многие нормы проекта, содержащие новеллы в области регистрации юридических лиц, отсылают к данному закону.
Анализ предлагаемых изменений показывает, что реформированию подвергаются практически все институты гражданского права, начиная от юридических лиц и заканчивая вещными правами на имущество. Все изменения направлены на структурирование деятельности субъектов гражданского оборота, упорядочение процесса госрегистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц, защиту прав кредиторов, повышение ответственности руководителей компаний за принимаемые решения, - считает Марина Краснобаева.
По вопросам реорганизации юридических лиц разработчики, по мнению экспертов, пошли по пути "облегчения жизни" предприятий. Баланс интересов реорганизуемой организации и ее кредиторов явно смещается в сторону первой. Во-первых, согласно проекту при преобразовании организации уведомлять кредиторов не нужно, соответственно не возникает и право кредиторов требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств, как при других формах реорганизации. Норма спорная: для кредиторов может иметь существенное значение организационно-правовая форма должника. Во-вторых, в договоре стороны могут установить случаи, когда кредитор реорганизуемой организации не может требовать досрочного исполнения или прекращения договора. В-третьих, кредитор реорганизуемой организации, имеющий достаточное обеспечение своих прав, лишен права требовать досрочного исполнения или прекращения договора.
http://www.rg.ru/2012/02/28/civillaw.html
 

k3n

Активист
11 Апр 2007
3,028
2,998
Осложнить жизнь юридическим лицам могут нововведения в области их регистрации - законопроект явно направлен на ужесточение норм о государственной регистрации. Например, регистрирующий орган должен будет проводить проверку достоверности представляемых на регистрацию данных, - можно легко себе представить, в какие формы может вылиться такая "проверка достоверности".
Интересно о каких таких проверках может идти речь, если и сейчас много что проверяется? И как это может осложнить жизнь?
 

likvidatorooo

Активист
23 Июн 2009
1,553
1,865
г. Владивосток
Интересно о каких таких проверках может идти речь, если и сейчас много что проверяется? И как это может осложнить жизнь?
Например, о "проверках достоверности адреса" - сейчас суды могут квалифицировать "проверочные мероприятия" как незаконные (пп. 4 (1) ст. 9 ФЗ 129-ФЗ) и некоторых налоргов это останавливает или "притормаживает", а так - "руки развяжутся"....
+ кстати, "чтобы успевать проверять" - прийдется увеличить штат для "проверок" - появятся новые "хлебные рабочие места"...:)
 
  • Мне нравится
Реакции: Андрей из 46

dmb

Активист
18 Июн 2007
17,715
7,705
Нулевой километр

dmb

Активист
18 Июн 2007
17,715
7,705
Нулевой километр
И как это может осложнить жизнь?
Если сейчас формальных отказов полно. то после этих нововведений их станет много больше, так как придраться теперь можно будет и к тексту устава, и к тексту решения и т.д.
Безотказки станут популярнее.
 
  • Мне нравится
Реакции: Мурзик

Лис-666

Местный
9 Фев 2009
512
156
Например, о "проверках достоверности адреса" - сейчас суды могут квалифицировать "проверочные мероприятия" как незаконные (пп. 4 (1) ст. 9 ФЗ 129-ФЗ)
+ 100 Думаю, что однозначно этот вопрос пролобируют, так как по адресам сейчас именно во многих налоговых идет настоящая бойня. По крайней мере могу сказать за наш регион тоже.
 
  • Мне нравится
Реакции: likvidatorooo

plumeria_u87

Новичок
15 Апр 2011
4
1
Ярославль
Если сейчас формальных отказов полно. то после этих нововведений их станет много больше, так как придраться теперь можно будет и к тексту устава, и к тексту решения и т.д.
Безотказки станут популярнее.

Это точно(
 

k3n

Активист
11 Апр 2007
3,028
2,998
Если сейчас формальных отказов полно. то после этих нововведений их станет много больше, так как придраться теперь можно будет и к тексту устава, и к тексту решения и т.д.
Ну не надо так бурно фантазировать. Давай дождемся изменений.
 

Morozz

Местный
27 Окт 2011
889
747
Екатеринбург
дайте людям пофантазировать)))
На самом деле проект ГК, пройдя стадии рассмотрения может притерпеть множество измеений, корректировок, могут добавиться или наоборот исключиться некоторые положения.
Поэтому пока-что рано "фантазировать" о реализации на практике отдельных положений - надо подождать хотя-бы принятия во втором чтении в ГД.
Тем более, что как я понимаю законопроект ещё не "внесён":dont_know:

Добавлено через 19 минут 42 секунды
Разговоры о том что поправки в ГК примут "вне очереди", "к весне" и т.д. ведутся уже очень давно, а "воз и ныне там" (с)... Посмотрите когда создана эта ветка.

По сути все эти "нововведения" принимаются постепенно - "по крупинкам"... Отдельными главами, статьями, и конкретными нормами... Посмотрите "историю" изменений в ГК.

Притом что "пакетно" проект ГК готовился с начала 2000-ых и был практически "свёрстан" полностью уже несколько лет назад.

Видимо государство "побаивается" принимать проект "пакетно" - или имеется некое "лобби", которому некоторые новеллы могут "испортить конъюктуру".
 

Markus

Местный
21 Авг 2007
659
477
Москва
Выступление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А.Иванова на конференции, посвященной 20-летию Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации (19 декабря 2011 года)
ИВАНОВ А.А.
Добрый день, уважаемые участники Конференции!
Прежде всего, я хотел бы поздравить всех с 20-летием Исследовательского центра частного права!
Вот уже два десятилетия Исследовательский центр частного права следит за тем, чтобы в нашей законотворческой, а также практической деятельности реализовывались принципы права. Когда-то это удается делать более эффективно, когда-то менее, но это жизненно важная для нашего государства работа, и в том, что она делается на таком высоком уровне и так долго, есть несомненная заслуга Исследовательского центра частного права и Совета по кодификации гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации. И такую работу нужно продолжать. Однако необходимо продумать, как действовать дальше, чтобы мнение общественности, в том числе, юридической, учитывалось в большей мере, чем сейчас.
Мой доклад посвящен вопросам вещного права.
Очевидно, что при подготовке фундаментальных изменений Гражданского кодекса Российской Федерации раздел, посвященный вещному праву, должен был претерпеть максимальные изменения, поскольку он в середине 90-х был написан очень сжато и не содержал всего спектра вещных прав, необходимых обществу. Фактически в Гражданском кодексе были заложены нормы о праве собственности с двумя небольшими дополнениями, касающимися отдельных разновидностей вещных прав, и при этом не было ни общей части вещного права, ни норм о владении. Более того, даже тот краткий перечень вещных прав, который был заложен в Кодексе 1994 года, был сокращен при принятии Земельного кодекса 2001 года.
Почти двадцать лет применения ныне действующего Гражданского кодекса показали, что при его разработке было предложено довольно много норм и институтов, которые до сих пор ни разу не были применены. Поэтому наряду с тем, что мы должны были предложить развернутую систему вещных прав, нам следовало прописать их таким образом, чтобы эти нормы оказались востребованными и работающими с момента принятия. И это была одна из самых больших сложностей при подготовке соответствующего раздела.
Помимо всего прочего, у разработчиков, конечно, были и методологические трудности, связанные с тем, в каком состоянии находилась доктрина вещного права в России после 1917 года. Будем откровенны, после революции 1917 года доктрина вещного права развивалась в России только в последние десять-пятнадцать лет. В течение всего советского периода мы получали в лучшем случае научные изыскания об экономических отношениях собственности в духе марксизма-ленинизма. Никаких иных прав в сфере гражданского оборота наши кодексы не предусматривали, ученые этими вопросами не занимались, да подобные исследования и не приветствовались.
На момент создания Гражданского кодекса 1994 года доктрина вещного права была в России еще недостаточно разработана. Основой для любой доктрины является практика, а если практика слаба и неинтересна, то никакая серьезная доктрина появиться не может.
Были и другие проблемы, которые волновали разработчиков, а именно серьезная критика в адрес самого понятия вещного права и все более проявляющееся влияние англо-саксонской доктрины на вещное право стран континентальной Европы. Это влияние проявляется во все большем усилении договорных начал в регулировании отдельных разновидностей вещных прав и приводит к разрушению самого понятия вещного права и появлению промежуточных теоретических конструкций, сочетающих в себе элементы вещного и обязательственного права. Для кодификации это не очень хорошо, потому что в промежуточных правовых конструкциях трудно найти тот базис, который соответствует природе вещного права.
Все это потребовало анализа и обобщения обширной и крайне противоречивой судебной практики. Скажу больше, нынешнее состояние Гражданского кодекса обусловило, может быть, отчасти гипертрофированную роль судов в регулировании вещно-правовых отношений, когда правовые позиции и постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов заменяют отсутствие норм вещного права в фундаментальном законе. В принципе, наше право могло бы и дальше развиваться в том же направлении, но, мне кажется, это не совсем правильный путь. Эти нормы должны быть закреплены в Гражданском кодексе и стать общеобязательными. Однако пока этого не происходит, практика нуждается в решении соответствующих вопросов, и суды вынуждены их решать.
Для разработчиков практика судов стала ключевым ориентиром при подготовке соответствующих положений в разделе, более того, определенные правовые институты, прошедшие через горнило судебной практики, были перенесены в проект кодекса.
Нами были предложены три основные новеллы в раздел вещного права: нормы о владении, общие положения о вещных правах и развернутая система ограниченных вещных прав.
Как я уже говорил, Гражданский кодекс 1994 года не содержал норм о владении. В нем упоминались понятия добросовестного и недобросовестного владения и проводилась дифференциация между владением, пользованием и распоряжением. Что касается понятия владения и его природы, то этот вопрос в Кодексе не решался, что позволяло по-разному трактовать данное понятие. Если мы посмотрим научные работы по вопросам владения, они содержат прямо противоположные позиции, так что в этой сфере communis opinio doctorum так и не было достигнуто. Поэтому разработчики исходили из того, что необходимо остановиться на каком-то одном подходе. До тех пор пока он не выбран, возникают различные толкования, которые используются при ведении дел в судах, и в конечном итоге судам все равно приходится выбирать ту или иную доктрину.
Разработчики решили остановиться на подходе, предполагающем урегулирование владения как факта, а не как субъективного права, при этом не исключая возможности существования права или правомочий владения. Причем разработчики не присоединились ни к теории «владения и держания», ни к теории «двойного владения», что традиционно для российской правовой системы, в которой всегда были разногласия по вопросу, есть ли у нас владение и держание или двойное владение - посредственное и непосредственное. Мы полагаем, что эти разногласия сняты путем перевода понятия «владение» в плоскость факта, а не права. Некоторые, конечно, критиковали наш подход, утверждая, что разработчики не выработали определенной точки зрения. Я с этим не согласен. Вопрос о том, кто является владельцем, зависимым держателем, непосредственным владельцем, проект решает, исходя из того, кто фактически владеет вещью, то есть того, кто находится в фактическом состоянии связанности с ней. Этот подход соответствует той традиции толкования владения, которая сложилась в российском праве на протяжении, может быть, последних ста пятидесяти лет. Потому что российская цивилистика никогда не присоединялась ни к французской, ни к германской трактовке данного понятия. Соответствует данный подход и судебной практике, которая ставит вещно-правовую защиту в зависимость от того, утрачено владение как факт или нет.
Разработчики сочли, что если мы не будем трактовать владение как факт, то не сможем ввести упрощенную владельческую защиту, необходимость введения которой была поддержана всеми участниками рабочей группы. И ее появление в проекте представляет собой одно из самых значительных изменений во всей системе защиты вещных прав. Ни в Российской империи, ни в СССР, ни в современной России полноценной системы владельческой защиты никогда не существовало.
Разработчиками владельческая защита рассматривается как судебная, но упрощенная форма защиты, в которой вопрос о праве не может быть поставлен, что не исключает отдельного спора о праве. Эти процессы должны быть разными, не совпадающими друг с другом и не парализующими друг друга. Моделировалась такая защита на примерах захватов предприятий, которых в 90-е годы прошлого века было довольно много. Схема такого захвата была довольно простой: при помощи правоохранительных органов или судебных приставов приобретатель размытого пакета акций вторгался на предприятие, получал доступ к документам и захватывал бизнес. Последующий долгий и мучительный спор о праве пострадавшей стороне в большинстве случаев выиграть не удавалось, поскольку все основные рычаги оказывались в руках захватчика.
Модель владельческой защиты предлагает промежуточное решение в такой ситуации - остановить спорящие стороны, вернуть их к тем позициям, которые были до насильственных действий, а дальше разбираться, не давая преимуществ ни одной из сторон этого, допустим, корпоративного конфликта. Что очень важно, потому что если кто-то получил доступ к управлению юридическим лицом, он приобретает необоснованное процессуальное и материальное преимущество.
Наибольшие сложности представляла стадия трансформации владельческой защиты в спор о защите права. В римском праве разные органы осуществляли соответствующие виды защиты. У нас же рассматривать эти вопросы будет один и тот же суд, поэтому было необходимо тщательно продумать и сформулировать механизмы, позволяющие разрешать эти вопросы. И надо отметить, что данные вопросы были самыми дискуссионными, мы едва-едва нашли консенсус по тем положениям, которые сформулированы в проекте. Тем не менее, мы полагаем, что этот институт должен появиться в российском праве, потому что в гражданском обороте сформировалась устойчивая потребность именно в таком механизме.
Следующий важный блок, на котором мне бы хотелось остановиться, это общие положения о вещных правах. В свое время известный цивилист, профессор В.К.Райхер писал, что общим дефектом вещного права является то, что почти нигде нет общих положений о вещных правах. Это, конечно, довольно серьезный критический аргумент. С того момента, когда это было сказано, в правовых конструкциях ряда стран произошли существенные изменения, и общие положения о вещных правах кое-где появились.
Потребность в общих положениях о вещных правах несомненна. Сейчас у нас эти общие положения заменяют статьи 216, 301 и 305 Гражданского кодекса, касающиеся некоторых признаков вещных прав, а также защиты права собственности и других вещных прав. Конечно, это неадекватное правовое регулирование, и введение подробных общих положений необходимо. Вспомним хотя бы дискуссию о понятии и признаках вещных прав, которая безрезультатно продолжается до сих пор. Если бы эта дискуссия носила чисто схоластический характер, ее еще можно было бы пережить. Но она породила противоречия в правоприменительной практике, допуская применение вещно-правовых способов защиты там, где это не нужно.
Четкое определение вещных прав необходимо и для устранения того перекоса, который сложился в вопросе о соотношении вещных и обязательственных прав. Скудный набор вещных прав привел к тому, что их функции стали выполнять права обязательственные. А это лишило гражданский оборот необходимой стабильности, исказило реальные отношения. Ведь содержание обязательственных прав намного сильнее зависит от воли субъектов правоотношений, в которых они существуют. Вещно-правовая защита таких прав породила злоупотребления. В качестве примера приведу ситуацию, связанную с обращением взыскания на имущество. Как только приставы приходят, они обнаруживают, что имущество сдано в аренду, в залог или в доверительное управление на длительные сроки на крайне невыгодных условиях. Разумеется, это сделано специально, чтобы невозможно было обратить взыскание на имущество по долгам. Методологической основой для подобного рода обременений является распространение вещно-правовых способов защиты на обязательственные права и признаков вещных прав на обязательственные права.
Мы должны подумать о создании системы так называемого легального стряхивания обременений, созданных в целях предотвращения обращения взыскания на имущество по долгам. Хотелось бы, установив четкую систему вещных прав, ограничить использование вещно-правовых способов защиты для прав обязательственных, что было бы крайне важным с точки зрения правильного соотношения этих прав и создания их непротиворечивой и полноценной системы.
Третий блок проблем, которые должны были разрешить разработчики, это разновидности вещных прав или система ограниченных вещных прав. Здесь мы, изучив опыт других стран, постарались учесть самые разные потребности участников гражданского оборота. Мне кажется, что предложенного разработчиками перечня достаточно для урегулирования всех отношений и трансформации квази-вещных обязательственных отношений в настоящие вещные права.
Здесь хотелось бы обратить внимание на такие новые для российской правовой системы вещные права как право застройки, узуфрукт, ипотека, право приобретения чужой вещи и право вещных выдач.
Право застройки призвано заменить краткосрочные договоры аренды при строительстве на стабильное вещное право на земельный участок, рассчитанное на длительное время. Причем условия существования данного права определяются заранее, что значительно ограничивает влияние коррупционных факторов.
Узуфрукт позволит оформить длительное пользование уже существующими объектами недвижимости, в том числе в социальных целях, защитив права членов семьи собственника жилых помещений.
Признание ипотеки вещным правом позволит положить конец многовековому спору о вещной природе данного института. А конструкция независимой ипотеки сможет обеспечить необходимую секьюритизацию активов в сфере недвижимости без использования производных по отношению к закладным ценных бумаг.
Право приобретения чужой вещи даст покупателям недвижимости необходимые гарантии того, что они станут ее собственниками. На стадии совершения сделок с недвижимостью это создаст условия для более прозрачной системы расчетов.
Наконец, право вещных выдач мыслится как некое резервное вещное обременение. Оно позволит придать вещно-правовые гарантии любым действиям, которые обязался совершить собственник недвижимости.
Потребность нашего гражданского оборота в развитой системе вещных прав, способной удовлетворять любые потребности, которые есть у субъектов гражданского права, очевидна. Разработка такой системы стала той задачей, которую члены рабочей группы должны были решить при подготовке соответствующего раздела Гражданского кодекса. Мы свою работу сделали. Теперь дело - за законодателем. Надеюсь, наш проект Гражданского кодекса будет принят.
16 марта 2012 г.


http://arbitr.ru/press-centr/news/speeches/47575.html
 
  • Мне нравится
Реакции: malta
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.