Опубликовано письмо Банка России от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»
В частности, п.1 данного письма разъясняет, какие АО с точки зрения Банка России следует относить к публичным с 1.09.2014:
" 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 663 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) (в редакции Закона № 99-ФЗ) публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытойподписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Таким образом, признаками публичного акционерного общества, предусмотренными пунктом 1 статьи 663 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).
Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (пункт 11 статьи 3 Закона № 99 -ФЗ).
По правилам пункта 1 статьи 97 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ) публичное акционерное общество обязано, а акционерное общество, не являющееся публичным, — вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным."
Следовательно, регулятор полагает, что для квалификации общества как ПАО необходим факт публичного размещения или публичного обращения ценных бумаг вне зависимости от того, когда этот факт произошел. То есть АО считается публичным, если у него когда-либо акции размещались путем открытой подписки, либо публично обращались. Случай, в котором данные акции по состоянию на 1.09.2014 полностью погашены/аннулированы, информационным письмом не разъясняется.
Как прокомментировал данное информационное письмо директор службы раскрытия информации Дмитрий Оленьков, "При такой трактовке можно сделать вывод, что наличие у АО в прошлом плана приватизации не является признаком публичности АО, поскольку отчуждение акций в соответствии с планом приватизации не является публичным размещением акций в смысле ФЗ о РЦБ. На основе определений ФЗ о РЦБ можно сделать вывод , что открытая подписка – это последовательность действий эмитента по публичному размещению ценных бумаг. А в соответствии с планами приватизации отчуждение акций осуществлялось не эмитентом, но уполномоченным государственным органом, и даже если оно осуществлялось на открытом денежном аукционе, эта процедура совершенно точно проходила вне рамок ФЗ о РЦБ. В то же время, рекомендовал бы всем подождать дальнейших разъяснений Банка России по вопросам квалификации АО как публичных"