Привет всем!
Сегодня я хочу поделиться с читателями регфорума опытом (именно тем, который сын ошибок трудных) в регистрации некоммерческой организации такой, достаточно редко встречающейся организационно-правовой формы, как казачье общество.
Согласно п. 1 ст. 123.15. ГК РФ, казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных ФЗ от 05.12.2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (далее — 154-ФЗ), добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.
Ключевым аспектом при выделении казачьего общества из ряда других некоммерческих организация является то, что помимо государственной регистрации оно должно быть внесено в государственный реестр казачьих обществ, а его члены – принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В противном случае, это просто основанная на членстве некоммерческая организация.
Обязательства по несению государственной или иной службы казачьего общества отражаются в его уставе по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (п. 1. ст. 6 154-ФЗ).
Однако как показывает опыт, не стоит торопиться отражать в уставе эти обязательства при создании казачьего общества, объясню почему.
В соответствие с п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании.
Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 8 ст. 61 ГК РФ).
Следовательно, до момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о создании казачьего общества, принятие на себя обязательств, членами казачьего общества, по несению государственной или иной службы не возможно по причине отсутствия правоспособности у казачьего общества, а следовательно и у его членов.
Таким образом, в уставе, представляемом для государственной регистрации казачьего общества при создании, наличие положений о принятии членами казачьего общества обязательств по несению ими государственной или иной службы не допустимо. Примерно такую формулировку я прочитал в отказе государственной регистрации, полученном этим летом.
Конечно отсутствие названных обязательств в уставе избавляет заявителя от его согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, однако это вовсе не облегчает регистрацию, а только удлиняет процесс. Ведь если вы хотите создать полноценное казачье общество, то принятия обязательств не избежать.
Итак, мы подошли к самому главному, то есть непосредственно к порядку регистрации. Основываясь на полученном опыте, процесс государственной регистрации казачьего общества я разделю на четыре этапа.
Первый этап, т.е. государственная регистрация казачьего общества как юридического лица, не имеет в себе каких либо принципиальных особенностей, делающих его отличным от регистрации некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм.
Регистрация осуществляется по общим правилам, установленным Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Органом исполнительной власти, который уполномочен принимать решение о государственной регистрации некоммерческих организаций (в частности казачьих обществ) является Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы (далее – «уполномоченный орган»).
Перечень документов необходимых для государственной регистрации казачьего общества приводится в статье 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой в уполномоченный орган предоставляется:
- заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
- устав казачьего общества в трех экземплярах;
- решение о создании казачьего общества и об утверждении его устава с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
- сведения об учредителях в двух экземплярах;
- документ об уплате государственной пошлины;
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа казачьего общества, по которому осуществляется связь с казачьим обществом;
- при использовании в наименовании казачьего общества имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
Рассмотрение документов уполномоченным органом занимает 14 рабочих дней, после чего, если отсутствуют основания для приостановления или отказа в государственной регистрации, документы направляются в регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц о создании казачьего общества.
Запись о создании вносится в единый государственный реестр юридических лиц в течение 5 рабочих дней, после чего документы возвращаются в уполномоченный орган, и в течение 3 рабочих дней должны быть выданы заявителю.
Особое внимание в процессе подготовки документов на государственную регистрацию, рекомендую обратить на устав. В первую очередь конечно потому, что в нем устанавливаются основные правила регулирующие деятельность, управление, членство в обществе, и другие немаловажные принципы, а во вторую – он проходит тщательную проверку на соответствие требованиям законодательства, причем зачастую в варианте толкования уполномоченного органа.
Пробелы в законодательстве, не внятность и не точность формулировок, коллизии и прочие факторы, влияющие на правильность применения норм права в отношениях, регулирующих создание и деятельность казачьих обществ, предоставляют огромную возможность для толкования законодательства в том варианте, который является более выгодным по тем или иным причинам. И этот вариант, к сожалению, в основном не облегчат жизнь заявителю.
С момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании казачьего общества, у него возникает правоспособность, а следовательно у его членов — возможность брать на себя определенные законодательством обязательства, соответствующие характеру и целям его деятельности, т.е. обязательства по несению государственной гражданской или иной службы.
Согласно ФЗ «О государственной службе российского казачества», российское казачество проходит следующие виды службы в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- государственную гражданскую службу;
- военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах;
- правоохранительную службу.
Порядок прохождения службы членами казачьих обществ определяется законодательством о той или иной службе, но об этом не будем заострять свое внимание, так это уже не относится к регистрации.
Порядок принятия обязательств определен Указом Президента РФ от 7 октября 2009 г. N 1124), согласно которому, для принятия обязательств, члены казачьего общества подают заявления в письменной форме на имя атамана казачьего общество, который в свою очередь выносит эти заявления на рассмотрение высшего органа управления – общего собрания.
На основании представленных заявлений общее собрание выносит решение о принятии обязательств, что оформляется в письменном виде. В случае вхождения казачьего общества в состав вышестоящего казачьего общества, указанное решение должно быть согласовано с его атаманом.
Принятые членами казачьего общества обязательства по несению службы согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в подведомственности которых находится эта служба.
Согласование осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства регионального развития РФ от 2 декабря 2009 г. N 554, в соответствии с которым атаман казачьего общества представляет в соответствующий орган письмо с просьбой о согласовании с приложением копий следующих документов, заверенных в установленном порядке:
- решение высшего органа управления казачьего общества о принятии членами казачьего общества обязательств по несению службы, подписанное атаманом казачьего общества, с указанием численности членов казачьего общества, представивших письменные заявления о готовности нести службу, по каждому виду службы отдельно;
- сведения о количестве членов казачьего общества, заключивших в установленном порядке индивидуальные трудовые договоры, прилагаемые к указанному решению общего собрания казачьего общества;
- документ, подтверждающий согласование решения общего собрания с атаманом вышестоящего казачьего общества, если казачье общество входит в состав казачьего общества большей численности.
Таким образом, во второй этап в регистрации казачьего общества я выделяю согласование обязательств по несению государственной или иной службы, которые приняли на себя его члены.
Принятые членами казачьего обязательства отражаются в его уставе, что требует внесения соответствующих изменений и дополнений. Это будет третьим этапом.
Внесенные изменения и дополнения в устав, как и для любых других организаций обязательно сопровождается государственной регистрацией, которая осуществляется в том же порядке и в те же сроки что и регистрация некоммерческой организации при создании.
Подготовьте документы для регистрации
ООО или
ИП на Регфоруме
Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав казачьего общества, в уполномоченный орган представляются следующие документы:
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
- решение о внесении изменений в устав;
- устав казачьего общества в новой редакции;
- документ об уплате государственной пошлины.
Кроме перечисленных документов, уполномоченный орган потребует предоставить документ, подтверждающий согласование положения устава об обязательствах по несению государственной или иной службы членами казачьего общества.
Основным условием для привлечения казачьего общества к несению государственной или иной службы, является внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, поэтому четвертым этапом поставим эту процедуру.
Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы (п.1. ст. 6 154-ФЗ).
Органом исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является так же Минюст.
Для внесения казачьего общества в государственный реестр, атаманом казачьего общества представляются следующие документы:
- заявление о внесении казачьего общества в государственный реестр;
- устав казачьего общества, содержащий положение о принятии обязательств по несению государственной или иной службы членами казачьего общества, утвержденный в установленном порядке;
- заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр;
- заверенная атаманом казачьего общества копия решения высшего органа управления казачьего общества или заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ, входящих в состав данного казачьего общества, о принятии в установленном порядке на себя членами указанных казачьих обществ обязательств по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское казачье общество вместе с копией указанного решения представляет также список членов казачьего общества, в установленном порядке принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
- заверенные атаманом казачьего общества копии решений высших органов управления казачьих обществ о вхождении в состав данного казачьего общества.
Согласно административному регламенту, по предоставлению государственной услуги по внесению казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ, утвержденному приказом Минюста РФ от 2 июля 2012 г. N 129, срок рассмотрения документов, представленных для внесения казачьего общества в государственный реестр, не может превышать тридцать пять календарных дней.
По результатам рассмотрения выдается свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
В заключение хочу обратить внимание, что такой порядок регистрации казачьих обществ в настоящее время сложился в Москве, и может некоторым образом отличаться от региональных. Причем именно сложился в результате возникшего прецедента, так как до недавнего времени внесения дополнений не требовалось, а устав казачьего общества сразу мог содержать положение о принятии известных обязательств.
Прошу делиться в комментариях всех, кто располагает свежей информацией по данному вопросу, или имеет опыт регистрации казачьих обществ.