Спасибо! Вопрос: а если музейный экспонат выставлен на улицу в витрине на всеобщее обозрение, его можно свободно фотографировать и публиковать?
Дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Предлагаю немного отдохнуть от дел регистрационных и корпоративных и переключиться на тему интеллектуальной собственности. Сегодня я расскажу немного об особенностях издания выставочных каталогов с юридической точки зрения.
Что собой представляет выставка картин? Ответ понятен. Собственно, экспонирование произведений живописи, подпункт 3 пункта 1 статьи 1270 ГК РФ (публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения).
А что из себя представляет выставочный каталог? Ответ также очевиден: издание, включающее описание и изображения тех самых произведений живописи.
Таким образом, на первый взгляд, юридическое сопровождение издания каталога выставки, (да и проведение выставки) может показаться достаточно простым: найти правообладателей (авторов, наследников и т.п.) заключить лицензионные договоры, получить права на публичный показ, воспроизведение и распространение и все, права очищены.
Кроме того, исключительные авторские права на произведения действуют в течение жизни автора, плюс семьдесят лет с 01.01 года, следующего за годом смерти автора (с рядом исключений и поправок). Таким образом, может сложиться впечатление, что издание выставочных каталогов классиков живописи, да и просто любое использование всем известных картин мастеров минувших эпох, допустимо любым способом без получения дополнительного разрешения, они ведь давно должны были перейти в общественное достояние.
Однако, когда речь заходит об использовании любых объектов, находящихся в музейном фонде, в дело вступает специальный Федеральный закон № 54-ФЗ от 26.05.1996 «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее Закон или Закон о музеях). Именно данный Закон регулирует любое использование музейных предметов. В том числе, статья 36 Закона прямо указывает, что:
Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, <...> осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Данное положение, видимо, было установлено законодателем с целью дать музеям возможность получения дополнительного финансирования, чем музеи активно пользуются.
Таким образом, при издании любых объектов интеллектуальной деятельности, независимо от того, перешло ли оно в общественное достояние, если оно является музейным предметом, всегда необходимо получать разрешение от музея. К слову, такое разрешение необходимо в том числе для использования изображения зданий музеев и предметов, расположенных на территориях музеев.
Надо признать, такая особенность издания музейных предметов присуща не только российскому законодательству, но является мировой практикой. Некоторые зарубежные музеи пошли дальше: они предоставляют право использования не только музейного предмета, но и исключительные права на фотографию данного предмета, что де-юре вполне логично, ведь фактически использоваться будет не само изображение картины, а фотография данной картины, сделанная профессиональным фотографом, как правило, сотрудником музея. А фотографическое произведение — отдельный объект авторского права.
В заключении хочу сказать, что все описанное выше, относится к любым музейным объектам и действует параллельно с авторским правом. Таким образом для публикации произведений наших современников, если эти произведения включены в музейный фонд, необходимо получить разрешение как от дирекции музея, так и от автора или иного правообладателя исключительных авторских прав.
Спасибо! Вопрос: а если музейный экспонат выставлен на улицу в витрине на всеобщее обозрение, его можно свободно фотографировать и публиковать?