Всем добрый день. В связи с выходом Постановления правительства от 14 апреля 2017 года №447 (Требования к антитеррористической защищённости гостиниц и других средств размещения), накопилось много вопросов и, к сожалению, ответов на них не так много.
Основной вопрос который волнует практически всех отельеров — установка тревожной кнопки от Росгвардии (что существенно увеличивает бюджет отелей).
Нами был подготовлен запрос в Росгвардию по данному вопросу. И как это не удивительно был получен ответ.
В тексте обращения был задан ряд вопросов:
- Что является средствами тревожной сигнализации и кнопкой экстренного вызова наряда полиции?
- Что означает экстренный вызов и кого следует подразумевать под нарядом полиции применительно к данным Требованиям? Должен ли быть при этом возмездный договор или соглашение относительно взаимодействия в этой части? Куда (в какой орган полиции или Росгвардии) должен выводиться данный сигнал, что для этого необходимо и за чей счет?
- Каким образом должна быть обеспечена передача сигнала экстренного вызова – посредством проводной связи или с использованием радиоканала и, опять же за чей счет? Чем это регламентировано?
- Какой вид приборов и оборудования при этом рекомендован, или каким техническим требованиям должны соответствовать средства тревожной сигнализации и кнопки экстренного вызова наряда полиции, подлежат ли они сертификации или одобрениям?
- Как владельцам гостиниц и иных средств размещения (санатории, базы отдыха и т.д.) обеспечить оборудование экстренного вызова в случае, если указанные объекты расположены на значительно удаленном расстоянии от городов и населенных пунктов, где размещены наряды полиции экстренного вызова?
Был получен ответ. Из которого следует.
1. Росгвардия обеспечивает оперативное реагирование нарядов полиции (войск национальной гвардии) на сообщения о срабатывании охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации на подключенных к пультам централизованного наблюдения объектах, охрана которых осуществляется войсками национальной гвардии или подразделениями вневедомственной охраны с помощью технических средств охраны.
В письме также разъясняется, что
«войска Национальной Гвардии охраняют на договорной основе особо важные и режимные объекты, объекты на коммуникациях, объекты, подлежащие обязательной охране в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ (
Распоряжение №928-р от 15 мая 2017 года), а также имущество граждан и организаций».
И с этим никто не спорит. Но... гостиниц в указанном перечне нет! А охрана имущества граждан и организаций силами войск нацгвардии и вневедомственной охраны осуществляется на договорной основе. То есть это когда две стороны договариваются между собой о предмете договора, об условиях, стоимости услуг и ответственности. При этом следует руководствоваться гражданским законодательством (ГК РФ). Статьей 421 ГК РФ, которая так и называется «Свобода договора», предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение же к заключению договора не допускается.
А разве в случае с исполнением пункта «18д» Требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения нет этого самого понуждения? Ведь требование об установке кнопки экстренного вызова наряда полиции как раз-таки и предполагает заключение договора охраны! Иными словами, один из руководителей ГУВО Росгвардии фактически подтвердил наши выводы.
2. И еще. Как указано выше (пункт 18 д) Требований) все гостиницы и иные средства размещения независимо от установленной категории опасности оборудуются… кнопкой экстренного вызова наряда полиции.
И надо отдать должное Росгвардии. Службой войск национальной гвардии весьма оперативно был подготовлен и внесен на рассмотрение проект постановления Правительства РФ, которым предлагается подпункт «д» пункта 18 изложить в новой редакции. Теперь он изложен следующим образом:
Вполне вероятно в дальнейшем будут изменения и мы уйдем от монополии Росгвардии, которую пытаются насилным образом навязать.