Добрый день, коллеги!
10 декабря в Государственной думе в первом чтении был рассмотрен законопроект № 828237-7 «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (далее – Законопроект). Он был подготовлен Правительством РФ в рамках достижения одной из задач, поставленных президентом – увеличение доли частных инвестиций в валовом внутреннем продукте с 21 до 25% и повышение инвестиционной привлекательности России – и передан на рассмотрение в Государственную думу. По результатам первого чтения Государственной Думой было принято постановление с целью доработать законопроект ввиду выявленных недостатков. В чём же заключаются нововведения законопроекта, его недостатки, и какие перспективы несёт в себе новый законопроект?
Во-первых, законопроект реформирует понятийный аппарат в сфере инвестиционной деятельности. Для сравнения можно рассмотреть два основополагающих понятия. В соответствии с новым законопроектом, под инвестиционной деятельностью понимается «вложение инвестором инвестиций в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта». При этом инвестиционный проект – «комплекс мероприятий, предусматривающих создание (строительство), модернизацию, реконструкцию и эксплуатацию имущественного комплекса и (или) создание и использование имущественных прав в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду». В рамках нового понятия инвестиционная деятельность – это не любые инвестиции или действия для получения прибыли, а только те, которые осуществляются исключительно в рамках инвестиционного проекта. При этом реализация инвестиционного проекта связана не с абстрактным набором действий, а с созданием или модернизацией имущественного комплекса и созданием/использованием имущественных прав. Таким образом, основные понятия станут узконаправленными и отграничат вышеописанную деятельность от остальной. На первый взгляд изменения в определениях могут казаться незначительными, однако на этом примере можно наблюдать стремление законодателя сделать уже существующие понятия более детализированными и взаимосвязанными, что отражает более комплексный подход к реформированию инвестиционного законодательства.
Во-вторых, участники инвестиционной деятельности смогут заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – документы, предназначенные для закрепления договоренностей между публично-правовыми образованиями и организациями, реализующими проекты, о долгосрочных условиях реализации инвестиционных проектов. Такие соглашения позволяют обеспечить правовое регулирование отношений между инвесторами, Российской Федерацией и её субъектами путём установления прав, обязанностей и ответственности всех сторон для реализации инвестиционного проекта в рамках одного документа. Стоит отметить, что такие соглашения раньше заключались Россией на межгосударственном уровне (к таким соглашениям можно отнести, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 15 декабря 1997 г.), однако теперь этот механизм будет работать в том числе и внутри страны. Инвесторами может быть широкий круг субъектов, в том числе и иностранные лица. При этом заключение СЗПК возможно при соблюдении ряда ограничений, содержащихся в статье 14 Законопроекта. В частности, в этой статье перечислены сферы экономики, в которых реализация инвестиционного проекта невозможна (к примеру, в сфере игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива и т.д.), установлены минимальные объёмы общих бюджетов инвестиционных проектов и средств финансового обеспечения для инвестиционных проектов в различных сферах деятельности.
Также проект предусматривает наличие общего и проектного инвестиционных режимов. Статья 6 Законопроекта не содержит понятия общего инвестиционного режима, однако исходя из её содержания, этот режим гарантирует иностранным инвесторам те же условия деятельности, что и российским инвесторам, путём обеспечения равного права на получение государственной (муниципальной) поддержки, обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства и т.д. Проектный инвестиционный режим может быть применён к участникам СЗПК и направлен на создание более благоприятных условий для осуществления инвестиционных проектов, которые соответствуют критериям статьи 14 Законопроекта. Среди этих критериев – общий бюджет проекта, источники финансирования, сфера деятельности. Для создания таких условий предусмотрены меры предоставления государственной (муниципальной) поддержки, среди которых можно выделить налоговые и таможенные преференции. Этот механизм дополняет те меры, осуществляемые в рамках действия режима территории опережающего развития, который также предусматривает различные льготы.
Неоспоримым преимуществом таких инвестиционных режимов является то, что акты законодательства РФ о налогах и сборах, которые каким-либо образом ухудшают условия для инвесторов (увеличение налоговых ставок, порядок исчисления налогов, изменение налоговых льгот или их отмена, порядок и сроки уплаты налога на прибыль организаций и т.д.) вступают в силу для инвесторов, заключивших СЗПК, не ранее чем через три года после дня их официального опубликования. Это установлено ч. 1 ст. 7 Законопроекта. Такая норма является весомой юридической гарантией капиталовложений инвесторов: в случае ужесточения налогового законодательства у них будет достаточно времени для принятия мер, которые позволят обезопасить себя от неблагоприятных последствий.
Вместе с тем, следует признать, что для доработки Законопроекта необходимо пойти по пути его дальнейшей детализации: например, можно было бы подробно регламентировать порядок заключения, изменения и прекращения СЗПК (несмотря на содержание статьи 19 Законопроекта, полноценного порядка там не содержится), установить условия для осуществления мониторинга соблюдения СЗПК, дополнив содержание частей 19-20 ст.18 Законопроекта, определить действия уполномоченного органа (лица) при проведении мониторинга и выявлении несоблюдения условий соглашения одной из сторон. Такие меры необходимы для предотвращения правовых пробелов, профилактики злоупотреблений расширительного толкования норм права сторонами СЗПК.
Перечень тех преференций и льгот, которые могут быть обеспечены государством, также следует указать в новом законопроекте. Одной из значительных льгот могли бы быть вычеты по налогу на прибыль в размере стоимости инвестиций. Кроме того, есть потребность возмещения затрат инвестора, понесенных в целях строительства, модернизации, сопутствующей и (или) обеспечивающей транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционного проекта. Такой порядок возмещения затрат следует регламентировать в рамках законопроекта. Все детали, связанные с количественными характеристиками затрат, нужно будет закрепить на уровне подзаконного акта Правительства РФ.
Законопроект входит в один «пакет» с законопроектами 828239-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и 828241-7 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», которые обеспечат действие новых механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности. Все эти законопроекты планируется принять одновременно с законопроектом 828243-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации". Этот законопроект отменит старые законы, регулирующие сферу инвестирования, в том числе ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», статьи 21 и 22 которого регулируют основы функционирования иностранных компаний через аккредитацию филиалов и представительств. В соответствии с законопроектом № 828243-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», все положения относительно аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, которые содержатся в старом законе об иностранных инвестициях, будут «перемещены» в виде отдельной главы в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Такое решение в плане структурности законодательства представляется оправданным, однако во избежание правовых пробелов аккредитующему органу будет необходимо принять новый акт, содержащий требования к документам для аккредитации, что может означать также утверждение новой формы заявления об аккредитации. Пока сложно предположить, будет ли этот акт отличаться чем-либо от ещё действующего Приказа ФНС, который содержит правила аккредитации. На наш взгляд, налоговой службе следует предпринять необходимые меры для предотвращения подачи заявлений по старой форме и возможных отказов в аккредитации на этом основании, а в случае возможных изменений в правилах аккредитации – заранее обеспечить доступ к проекту нового приказа ФНС, поскольку подготовка документов для аккредитации может занимать значительное время.
В итоге можно сделать вывод, что новый законодательный акт призван систематизировать нормы права в сфере инвестиционной деятельности, усовершенствовать и дополнить правовые механизмы в этой сфере, но во избежание неблагоприятных последствий нуждается в детальной доработке. Оптимальным представляется законопроект, который в итоге стал бы полноценным кодифицированным нормативно-правовым актом, всесторонне и детально регулирующим инвестиционную деятельность. Остаётся надеяться, что к рассмотрению в третьем чтении законопроект будет дополнен с учётом имеющихся недочётов.