Реформирование процедуры банкротства

  • 18 июня 2021 в 14:27
  • 6.8К
  • 2
  • 0

    Добрый день, коллеги!

    За последние несколько лет рынок претерпел множество изменений и пережил немало кризисов, последним из которых можно считать пандемию коронавируса. На протяжении 2020 года было принято более 200 нормативных актов, направленных на поддержание бизнеса во время локдауна, в том числе введен мораторий на банкротство, но, к сожалению, доля компаний, которые не смогли сохранить свои предприятия, является очень высокой.  

    В соответствии со статистикой, опубликованной на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ, bankrot.fedresurs.ru), в 2020 году банкротами были признаны 119 049 граждан и предпринимателей, что на 72,6% больше, чем в 2019 году, и в шесть раз больше, чем в 2016 году, а в целом за 2020 год по России на 100 тыс. населения зафиксирован 81 новый банкрот, в то время как годом ранее их было 47, а в 2018-м – 30.  

    По данным мониторинга Центра стратегических разработок (ЦСР) с января по февраль 2021 года общая доля компаний, подверженных риску банкротства, снизилась с 28% до 11% по сравнению с 2020 годом, но высокие риски банкротства по-прежнему сохраняются.

    13 мая 2021 года на заседании Правительства РФ премьер-министр Михаил Мишустин поднял вопрос о реформировании системы банкротства граждан и юридических лиц и разработке соответствующих изменений в законодательство, а уже 17 мая 2021 года законопроект № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части реформирования института банкротства)» был внесен на рассмотрение в Государственную думу.

    В рамках данной статьи мы рассмотрим основные изменения, отраженные в проекте.

    Отмена неэффективных процедур банкротства

    В соответствии с законопроектом предполагается отмена процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, как показавших свою не востребованность за годы применения.

    Корректировка этапов банкротных процедур является своевременной, так как по данным ЕФРСБ за 2019 год доля реабилитационных процедур по всем процедурам  (кроме наблюдения) в процентном соотношении составила всего 1,81%, или 228 реабилитаций, а в 2020 году суды ввели 173 процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, или 1,7% всех процедур (кроме наблюдения).

    Такое неохотное применение процедур связано, прежде всего, с тем, что они не выгодны самим должникам, так как они не могут подать самостоятельное заявление о реструктуризации (только об инициировании собственного банкротства) и участвовать в разработке ее плана. Кроме того, отсутствует возможность договориться с кредиторами о порядке управления компанией в ходе реабилитации, так как руководитель должника отстраняется от управления.

    бесплатный доступ
    Запись семинара
    «Банкротство физических лиц.
    Решаем проблемы должника и кредитора»

    Текущая редакция закона не предусматривает гибкие условия реструктуризации и возможность предварительного согласования плана с кредиторами до инициирования процедуры банкротства, что приводит к тому, что финансово нестабильный бизнес не имеет ни желания, ни возможности вовремя обратиться за помощью.

    Как показывает статистика ЕФРСБ, из включенных в реестры требований 319,5 млрд. рублей кредиторы в 2020 году вернули себе только 3,8% - 12,3 млрд. руб. Годом ранее доля возврата достигала 4,5% - 12,3 млрд. рублей из 273,7 млрд. руб. При этом большинство должников (67%) вообще оставили кредиторов ни с чем, причем впервые за время наблюдений динамика этого показателя ухудшилась (начиная с 2016 года он снижался - с 77,8% до 65,3% в 2019 году). Основная причина в том, что у 83,5% должников по данным инвентаризации в начале процедуры несостоятельности вообще не было имущества, которое можно было бы реализовать. Годом ранее таких банкротов было 78,2%.

    Реструктуризация долгов

    Реструктуризация долгов – это новая процедура восстановления платёжеспособности для юридических лиц. В текущей редакции закона реструктуризация была предусмотрена только для граждан. 

    Подать в суд заявление о введении этой процедуры смогут должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник должника (в т.ч. бывший), у которого есть требования о выплате выходных пособий или об оплате труда.

    Согласно данным мониторинга ЦСР, 70,6% финансово нестабильных компаний рассчитывают найти выход из ситуации путем договоренностей с кредиторами. В свою очередь и 63,8% кредиторов отметили, что не планируют подавать заявление о банкротстве своих контрагентов-должников и намерены договариваться с ними.

    Исходя из этого, введение новых реабилитационных процедур выглядит логичным и своевременным. По пути повышения эффективности реабилитационных процедур в качестве ответа на экономические последствия коронавирусной эпидемии идут многие зарубежные страны. В 2020 и 2021 годах соответствующие нормы приняли Германия, Нидерланды, Сингапур, Великобритания, Италия.

    Антикризисный управляющий

    Антикризисный управляющий – это арбитражный управляющий, утвержденный судом для реструктуризации долгов должника, который вводится после утверждения судом плана реструктуризации долгов и на него возлагаются полномочия руководителя и других органов управления должника. Такой управляющий должен будет обеспечивать сохранность имущества должника, выявлять кредиторов и контролировать исполнение плана реструктуризации, представлять отчет об исполнении плана в суд.

    План реструктуризации

    Важнейшей составляющей новой процедуры станет план реструктуризации, который должен быть утвержден в течение 4х месяцев со дня введения процедуры и включать в себя обоснования возможности реабилитации должника, сведения о его обязательствах и тд. Свою редакцию плана так же может предложить конкурсный кредитор.

    Если должник является хозяйственным обществом, в плане можно будет предусмотреть уменьшение уставного капитала до стоимости чистых активов, а если стоимость активов отрицательная - до 1 руб.

    Срок исполнения плана составляет 4 года с момента его утверждения, а если за этот срок не удастся его исполнить, то его можно продлить еще на 4 года.

    Предварительный опрос ЦСР показал заинтересованность компаний в инструменте реструктуризации: 39% кредиторов проголосовали бы за план реструктуризации, так как не хотели бы допустить банкротство контрагента. В свою очередь, 64% компаний, которые сами имеют задолженность и являются потенциальными банкротами, указали, что данная процедура могла бы восстановить их финансовое положение.

    Реализация имущества должника с торгов

    Предполагается введение новой модели торгов, проведение которых будет сопровождаться путем поэтапного повышения или понижения начальной цены на один шаг торгов, т.е. на одну величину изменения цены.

    Этап торгов – это период подачи предложений о цене, по окончании, которого цену изменяют. Ценой первого этапа будет начальная цена, которую укажут в сообщении о торгах. Исключением будет являться случай, когда хотя бы в одной заявке на участие есть предложение о более высокой цене. Если в ходе первого или любого следующего этапа предложение о цене было представлено, ее будут повышать, а если предложение не поступило, цену каждого следующего этапа будут понижать до его появления.

    Торги в форме публичного предложения предпогалается упразднить.

    Маркетплейс

    Планируется создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства (маркетплейс), которая позволит формировать электронную базу данных об имуществе должника, о проведении инвентаризации и торгах, получить доступ к сведениям о формировании конкурсной массы, взаимодействовать с арбитражным управляющим и организатором торгов и использовать дополнительные сервисы.

    Требования кредиторов

    Проект предусматривает восемь очередей удовлетворения реестровых требований, вместо существующих на данный момент трех.

    Первая очередь – требования граждан, которым причинен вред жизни или здоровью.

    Вторая очередь – требования о выплате выходного пособия, оплаты труда бывших или текущих работников, выплаты вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности.

    Третья очередь – требования других кредиторов, кроме указанных в очередях с четвертой по восьмую.

    Четвертая очередь – требования кредиторов, владеющих облигациями без срока погашения.

    Пятая очередь – субординированные требования лиц, контролирующих должника.

    Шестая очередь – требования учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

    Седьмая очередь – требования, например, по недействительной сделке, которую должник совершил, чтобы причинить вред имущественным правам кредиторов.

    Восьмая очередь – требования лица, привлеченного к субсидиарной ответственности.

    Оценка арбитражных управляющих и специальный регистр

    Результативность управляющих будут оценивать по балльной системе. Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из процедур: за реструктуризацию долгов (в том числе гражданина), за конкурсное производство, за реализацию имущества гражданина. Количество баллов будет влиять на выбор судом кандидатуры управляющего. 

    Планируется появление регистра управляющих, на сайте которого будет публиковаться информация о СРО, в которой состоит управляющий, о его страховании, о делах, которые ведет управляющий, о количестве присвоенных баллов, о дисквалификации.

    Вступление в силу закона планируется по истечении года с момента его опубликования, за исключением отдельных положений. 

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом