Здравствуйте уважаемые Коллеги!
Является ли перепост анонса мероприятия рекламой? Этот вопрос стал предметом моего обсуждения с Коллегой. В условиях, когда всё не очень-то урегулировано, правоприменительная практика не сложилась, количество создаваемого контента кратно превышает возможности его потребления и стремительности нашей новостной ленты, очень просто можно попасть впросак. Даже имея юридическое образование ;) Да и размер штрафов заставляет быть внимательнее к привычному действию "поделиться".
Итак, сильная юридическая компания, которая на весьма высоком уровне профессионализма занимается сопровождением бизнеса, проводит Конференцию по некоторым бизнес-вопросам для своих Клиентов. Она публикует об этом на своей странице вК анонс. Я знаю уровень этой Компании, я знаю что это будет полезно в т.ч. и моим виртуальным друзьям/подписчикам и искренне хочу нажать кнопку "поделиться", но меня останавливает то, что я этим движением включаюсь в цепочку рекламораспространителей. Об этом, собственно, и написал комментарий, мол, "Молодцы, ура, здорово! с удовольствием сделал бы репост, но маркировка рекламы и санкции за нарушение... " В ответ получил комментарий от Коллеги, что если не использовать продающих слов, типа "лучшие! Рекомендую! Кликайте!", то ничего не нарушаешь и вообще ".. репост рекламой НЕ является". У меня другое мнение и об этом я и хочу с Вами поговорить.
На момент написания данного материала известная мне позиция ФАС звучит примерно так: информация о своей хозяйственной деятельности на собственных информационных ресурсах, в т.ч. корпоративных страницах в соцсети, рекламой НЕ является. Но тут возникает сразу несколько вопросов в свете рассматриваемого кейса:
С вопросм 3 разобраться несложно. Смотрим первые два пункта ст. 3 закона о рекламе и видим, что это реклама чистой воды и объект рекламирования прямо поименован.
Вопрос 2, — который, собственно, меня и озадачил, — сразу же вызывает к жизни потребность заглянуть в ст. 18.1. того же закона. Напомню, что в случае чего там два административных состава — реклама (от ФАС) и маркировка (от Роскомнадзора). Т.е., прямо садись, изучай 14.3 КоАП и не выключай калькулятор ;)
В рассматриваемой ситуации для организатора Конференции, на мой взгляд, данное мероприятие является, — независмо от ответа на вопрос 1, — своим, и пост на своей корпоративной странице является не более, чем пресс-релизом. Отвечает ли организатор за дальнейшее распространение информации (например, репост)? На мой взгляд, нет. Это информирование, такое же как "с Нового года мы работаем с 9 до 16 с Пн. по самую Пт." (намеренно огрубляю, конечно больше, чем просто информирование).
А вот для поделившегося, который уже может рассматриваться как рекламораспространитель (смотрим п. 7 ст. 3 "рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;"), вполне себе реклама. В условиях максимальной неопределенности, положения de facto, когда "... оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе осуществляется ФАС в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения" (письмо РКН от 14.11.2022г. № 03-100982), стремительного расходования бюджета и необходимости его пополнения, неэластичности ценообразования (участие в ПМЭФ, говорят, стоит столько же, сколько я заработал за последние лет 10), следует очень внимательно относиться к своему положению, чтобы не стать ... крайним, скажем так ;)
Что думаете на этот счет, Коллеги?