О чем думает среднестатистический работник офиса во второй половине дня пятницы, когда до конца рабочей недели остается 1-2 часа? Скорей всего не о работе, а о предстоящих выходных и планах на них. Возможно, что и руководителя организации уже нет на рабочем месте. И тем большим шоком для всех остальных будет появление в офисе компании сотрудников полиции, которые властно прикажут работникам оставаться на своих местах, т.к. они сейчас будут проводить обыск (или выемку, или обследование помещений) и отберут пояснения у всех сотрудников компании. Не исключено, что полицейских могут сопровождать сотрудники подразделений специального назначения (ОМОН), чтобы граждане и без слов поняли всю серьезность ситуации (пока оставлю без ответа вопрос о законности подобных действий).
Правоохранители без промедления начнут изымать документацию, компьютеры, серверы, жесткие диски, флешки и другие электронные носители информации, вскрывать сейфы и шкафы для бумаг, ломать запертые двери помещений, проводить личный обыск работников, осматривать их телефоны, сумки и т.д. (подробный правовой анализ данных действий также будет дан автором позднее). Не обладающие необходимыми знаниями и инструкциями о том, как вести себя в подобной стрессовой ситуации сотрудники компании ничего не смогут противопоставить действиям полицейских, при этом сообщая им ценную информацию, не зафиксируют серьезных нарушений, будут выполнять незаконные требования и т.д. Все это играет лишь на руку силовикам, которые сполна используют факторы внезапности и активного психологического прессинга.
Описанная выше ситуация – совершенно рядовой (типичный) случай, возникающий при проведении доследственной проверки организации.
Впрочем, можно «отмотать пленку» немного назад и заметить, что у данной ситуации, вероятно, были некоторые предпосылки, но их предпочли не заметить или проигнорировать (например, вызовы в УЭБиПК с целью получения объяснений, запросы о представлении документов, имеющаяся, но не принятая во внимание компанией информация о возбуждении уголовного дела в отношении менеджмента фирмы – контрагента). Само наличие запросов от полицейских уже означает, что организация «взята в оборот» и ей можно предъявить претензии, необходимо лишь собрать доказательства вины в ходе доследственной проверки и надлежащим образом закрепить их.
И если на пороге офиса уже стоят оперативники, то скорей всего руководство компании ранее совершило ряд промахов, которые и привели к подобному развитию событий, главный из которых – не предприняло никаких активных действий по защите своих прав как до, так и в процессе проведения доследственной проверки.
Однако, прежде чем давать какие-либо рекомендации в данной ситуации (этому еще будет посвящен ряд отдельных статей), считаю нужным сначала рассмотреть сущность такого процессуального института как доследственная проверка, поводы для ее проведения, арсенал проверочных мероприятий и какие основные опасности для предпринимателей она в себе заключает.
Содержание статьи:
I. Перечень мероприятий доследственной проверки в отношении компании, типичные поводы для ее проведения.
II. Какие недостатки юридической регламентации стадии доследственной проверки могут быть использованы против предпринимателей и серьезно затруднить их защиту?
III.Оперативно-розыскные мероприятия при доследственной проверке предпринимателей, их доказательственное значение
IV. Основные выводы по данной статье.
Еще в далеком 2013 году законодатель существенно изменил порядок проведения доследственной проверки на основании сообщения о преступлении, предусмотренный ст. 144 УПК РФ (Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ). В частности, расширен перечень процессуальных действий, проводимых в ходе доследственной проверки. В него был включен целый ряд следственных действий, которые ранее следователь, дознаватель имели право проводить исключительно после возбуждения уголовного дела (получение образцов для сравнительного исследования, назначение и проведение судебной экспертизы, осмотр документов, предметов и т.д.).
Теперь в общем виде перечень мероприятий, которые правоохранители вправе провести в отношении любой компании еще до установления события и состава преступления (и до официального возбуждения уголовного дела!) выглядит следующим образом:
Полученные в ходе проверки сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 и 89 УПК (ч.1 и 2 ст.144 УПК), т.е. с неукоснительным соблюдением всех требований Кодекса при их получении.
Считаю нужным упомянуть тот факт, что по общему правилу обыск (выемка) в офисе до возбуждения уголовного дела в отношении руководства компании проведен быть не может! Однако, если дело, например, возбуждено в отношении директора компании-контрагента и он дал показания, что в офисе вашей фирмы хранятся некие документы или предметы, которые могут иметь значение для расследуемого дела, то обыск будет считаться законным (см. ст. 182 УПК РФ). И, конечно, ваша фирма тоже попадет в сферу пристального внимания правоохранителей и в отношении нее будут проведены все вышеперечисленные мероприятия.
Отмечу, что поводом для доследственной проверки может стать не только сообщение о преступлении (например, от бывшего сотрудника фирмы), но и рапорт оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления (сами сведения могут быть получены из различных источников, в т.ч. СМИ). При этом в нарушение требований закона рапорт вполне может быть необоснованным и немотивированным.
Однако, как показывает практика, составление даже формального рапорта (без перечисления в нем объективных (внешних) признаков преступления) дает правоохранительным органам основания для проведения проверки в соответствии с положениями ст. 144–145 УПК РФ, в т.ч. ОРМ, и считается ими законным поводом для возбуждения уголовного дела.
1. Фактически следователь имеет в своем распоряжении инструментарий для проведения полноценного расследования, минуя стадию возбуждения уголовного дела. При этом все полученные документы и предметы являются доказательствами, следователю будет достаточно лишь приобщить их к материалам будущего уголовного дела (либо просто продублировать ряд ранее совершенных действий).
Именно на данном этапе проверяемое лицо, еще не имеющее официального статуса подозреваемого, обязано позаботиться о качественной защите своих прав, чтобы не допустить дальнейшего уголовного преследования и возможного реального срока.
Ч. 1.1. ст. 144 УПК предусматривает обязательное разъяснение прав лицам, участвующим в процессуальных действиях, в т.ч. право пригласить адвоката, при отсутствии подобной возможности - обеспечить его участие за счет государства, не свидетельствовать против самого себя, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц правоохранительных органов и т.д. Все это – не пустая формальность, нарушения данных правил влечет признание результатов процессуальных мероприятий недопустимыми доказательствами. И если реального разъяснения прав, в т.ч. права на защиту, не производилось, то этот факт необходимо зафиксировать в графе протокола «замечания»!
2. УПК РФ напрямую не конкретизирует вопрос о статусе адвоката (представитель или защитник), который принимает участие в доследственной проверке и услугами которого могут пользоваться участники процессуальных действий. Данный момент носит принципиальный характер, так как право на защиту предполагает совершенно иной объем процессуальных полномочий, чем просто право на адвоката - представителя, и влечет иные последствия.
Например, многие сотрудники правоохранительных органов считают, что УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности, т.е. использовать полномочия, прямо предусмотренные ст.53 УПК РФ (к сожалению, подобную точку зрения разделяет и ряд адвокатов). Мотивируют это тем, что смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство о совершении каких-либо действий, о приобщении к материалам проверки документов, результатов опросов свидетелей и т.д. только по уголовному делу, которое в данный момент еще не возбуждено.
Данные умозаключения являются результатом неверного истолкования положений уголовно-процессуального закона и его смысла.
В соответствии с п.6 ч. 3 ст. 49 УПК (введен Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ) защитник участвует в уголовном деле с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК. Таким образом, законодатель ясно установил, что в ходе доследственной проверки юридическую помощь лицу, в отношении которого проводится такая проверка, оказывает именно защитник.
В пункте 1 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве» провозглашен принцип обеспечения права на защиту, его распространения на все стадии производства по делу. Перечень лиц, обладающих правом на защиту, не связывается с формальным процессуальным статусом участника уголовного процесса. Правом на защиту необходимо обеспечивать и «лицо, в отношении которого осуществляются процессуальные действия по проверке сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 УПК РФ, затрагивающие его права и свободы», и «любое иное лицо, права и свободы которого существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, свидетельствующими о направленной против него обвинительной деятельности».
Тем самым УПК РФ предусматривает потенциальную возможность максимально раннего вовлечения защитника (повторю снова: именно защитника!) в уголовно-процессуальную деятельность.
Конечно, реально оценивая «качество» российского правоприменения, в т.ч. толкования уголовно-процессуальных норм, законодателю следовало бы внести соответствующие изменения в Кодекс (в ч.1 и абз.1 ч. 3 ст. 49 УПК РФ).
3. Также в настоящий момент ни закон, ни суды не определяют даже приблизительные ориентиры распознавания уголовного преследования конкретного лица на самых ранних его этапах, которые помогли бы ему своевременно начать свою защиту.
4. УПК РФ фактически не ограничивает сроки доследственной проверки по преступлениям экономической направленности; не предусматривает обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц, а также о вынесенном постановления об отказе в возбуждении уголовного дела лица, в отношении которого проводилась проверка.
По смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток.
На практике эти сроки никогда не соблюдаются, никаких негативных последствий для их нарушителя закон не устанавливает. При этом правоохранители нередко используют такой незаконный прием, как неоднократная отмена вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела с целью искусственного продления этих сроков.
Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия». Однако уведомлять о продлении сроков именно доследственной проверки закон его напрямую не обязывает, в результате чего лицо, в отношении которого она проводится, не имеет возможности своевременно его обжаловать.
В соответствии с ч. 3 ст. 145 УПК РФ о принятом решении об отказе в возбуждении уголовного дела извещается только заявитель, которому разъясняется право обжаловать данное постановление. При этом проверяемое лицо может длительное время оставаться в неведенииотносительно данного факта, несмотря на то, что это постановление серьезно затрагивает его права и законные интересы.
5. Следователь, нарушая право на защиту, может отказывать в ознакомлении с материалами проверки лицу, в отношении которого она проводится, и его адвокату, ссылаясь на «тайну следствия» и тот факт, что такого права формально не предусмотрено законом и т.д. (подобные грубейшие нарушения закона необходимо обязательно обжаловать в порядке, предусмотренном ст.ст.124, 125 УПК РФ).
К сожалению, все вышеперечисленные нарушения законодательства на этапе доследственной проверки – это лишь «вершина айсберга».
К этому следовало бы добавить, что прокурорский и внутриведомственный контроль за действиями оперативников, следователей и дознавателей на данной стадии демонстрирует свою низкую эффективность, а судебный контроль заключается, как правило, лишь в вынесении однотипных отказов в удовлетворении жалоб с формулировкой, что заявитель и суд на этапе доследственной проверки не вправе вмешиваться в доказательственную деятельность следствия. И все же оставлять без внимания откровенно грубые нарушения оперативников и следствия нельзя.
Неотъемлемой частью материалов проверки бизнеса являются также результаты оперативно-розыскных мероприятий (далее по тексту – ОРМ), которые регламентируются Федеральным законом от 12.08.1995 № 114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД).
Ни Закон об ОРД, ни открытые ведомственные нормативные правовые акты не дают определений конкретных видов ОРМ, обязательного порядка их проведения, документирования, состава участников, как не дают и полного перечня, наименований и форм составляемых при этом документов. Поэтому для различных регионов характерно разнообразие и противоречивость практики по данным вопросам, в т.ч. и о допустимости использования результатов таких мероприятий в качестве доказательств. Все это создает весьма «питательную среду» для различного рода злоупотреблений и нарушений со стороны оперативных сотрудников.
Как правило, при проверке по «экономическим» составам распространены следующие ОРМ:
Это т.н. «гласные» ОРМ, когда правоохранительные органы ставят в известность о целях и задачах проведения мероприятий лицо, в отношении которого или с участием которого они будут проводиться (при этом второе, третье, пятое в данном списке ОРМ может производиться в отдельных случаях и негласно). При гласном характере к участию в них возможно привлечение адвоката.
Возможно и проведение негласных (втайне от проверяемого лица) ОРМ, которые включают в себя: наведение справок, наблюдение, исследование предметов и документов, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных отправлений, прослушивание телефонных переговоров.
Именно на этапе проведения ОРМ (как части доследственной проверки) предпринимателями совершается немало ошибок, которые в дальнейшем могут серьезно ухудшить их положение или подорвать экономику фирмы (не обращаются за юридической помощью, предпочитая действовать самостоятельно, не оценивают законность требований и действий правоохранителей, дают лишнюю информацию, общаются по незащищенным каналам связи и т.д.).
При этом довольно легкомысленно считать, что раз уголовное дело еще не возбуждено, то причин для волнения нет, достаточно будет выполнить все требования следователя и оперативников, и они оставят компанию в покое. Однако их задачи и цели совершенно иные, особенно, если учесть, что в данной структуре до сих пор царит «палочная система» и показатель эффективности работы – количество возбужденных и доведенных до суда с вынесением обвинительных приговоров уголовных дел. А значит, следователь вряд ли возбудит дело, не обладая хотя бы минимальным количеством доказательств виновности предпринимателя, которые можно будет предъявить суду.
Да, проведение в связи с производством расследования по уголовному делу ОРМ не может подменять процессуальные действия следствия, т.е. на стадии оперативной работы доказательства не формируются, это лишь информация, которую еще надлежит проверить надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм УПК и закрепить надлежащим образом (определения КС РФ от 04.02.1999 №18-О и от 01.12.1999 №211-О).
Но при этом судебная практика, в том числе Верховного Суда РФ, по вопросу допустимости использования в качестве доказательств материалов оперативно-розыскной деятельности неоднозначна, поэтому предугадать, каким будет решение суда в конкретном деле очень непросто.
Из приведенного выше поверхностного обзора такого процессуального института как «доследственная проверка» читатель уже мог понять, какое количество проблем он в себе скрывает (а этот обзор действительно краткий, т.к. в действительности спорных и недостаточно урегулированных моментов еще больше, особенно в области проведения ОРМ). Теперь же лучше перейти к практическим рекомендациям о том, как можно уменьшить возможные негативные последствия полицейской проверки компании путем превентивной защиты, т.е. еще до того, как правоохранители обратили на нее свое пристальное внимание.
IV. Основные выводы данной статьи:
1.Доследственная проверка компании – этап, на котором до официального возбуждения уголовного дела следствие собирает основной массив доказательств вины; зачастую это фактически многомесячное расследование, довольно слабо контролируемое со стороны государства.
2. Как правило, для данной проверки характерно значительное количество нарушений прав проверяемого лица, в т.ч. права на защиту (особенно при проведении ОРМ), из-за недостатков и пробелов правового регулирования и низкого качества правоприменения;
3. Наиболее распространенными поводами для начала проверки являются сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (заявление гражданина или рапорт сотрудника правоохранительных органов). При этом всегда необходимо учитывать наличие «человеческого фактора» в виде уволенных сотрудников, обладающих ценной информацией, ссор среди учредителей и менеджмента компании, финансовых разногласий с контрагентами и т.д.
4. Ни в коем случае не стоит игнорировать вызовы на опрос в полицию руководителя, бухгалтера, иных сотрудников с целью получения объяснений, запросы о представлении документов, имеющуюся информацию о проверках у контрагентов. Это может быть предвестником более серьезных проверочных мероприятий, включая обследование офисных помещений или их обыск, выемку документов и предметов, прослушивания телефонов и т.д.
5. Мощный доследственный проверочный инструментарий правоохранителей способен разрушить любой, даже самый прибыльный, бизнес. Стоит как можно скорей привлечь к участию в проверке компетентного адвоката-защитника, чтобы не совершить непоправимых ошибок и не допустить возбуждения уголовного дела.
6. Нельзя забывать и о превентивной защите компании (правовой ликбез сотрудников, составление памяток о том, как им вести себя при возможном обыске, выемке, обследовании помещений, разъяснение возможных последствий совершения тех или иных действий, принятие необходимых мер предосторожности при коммуникации внутри фирмы и т.д.).