Привет, Регфорум!
Депутаты планируют ввести новое основание для прекращения исполнительного производства, в котором участвуют организации. Этим основанием должна стать ликвидация этих организаций, причем как должников, так и кредиторов.
Соответствующий законопроект № 520597-6 "О внесении дополнений в часть первую статьи 43 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" внесен в Госдуму (см. в прикрепленном файле).
Суть изменений
Авторы законопроекта полагают, что на сегодняшний день существует несовершенство законодательства об исполнительном производстве, поскольку те основания, которые указаны в ч. 1 ст. 14 ФЗ от 02.07.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержат недостающий перечень возможного прекращения исполнительного производства, а именно:
- смерть гражданина, в чью пользу производится взыскание или гражданина, в пользу которого должно быть произведено взыскание, если правопреемники отсутствуют;
- невозможность исполнения исполнительного документа;
- взыскатель отказывается от получения вещи, которая изъята у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
- при иных основаниях, если ФЗ предусмотривает прекращение исполнительного производства.
В свою очередь, ст. 61 ГК РФ говорит о том, что если юридическое лицо ликвидируется, его права и обязанности к правопреемникам не переходят. А значит и обязательства у такой организации прекращаются. Однако, приставы не имеют права закрыть производство лишь на том основании, что организация ликвидирована, поскольку ФЗ № 229 не содержит такого пункта.
Подготовьте документы для ликвидации
ООО или
ИП на Регфоруме
Приведу пример Постановления ФАС Дальневосточного округа № Ф03-3765/2012 от 30.08.2012 (см. в файле ниже), в котором рассматривалась законность судебных актов, принятых судом апелляционной инстанции. Дело в том, что суд отказал удовлетворить заявление общества о прекращении исполнительного производства в связи с его ликвидацией. Причем ФАС также признала постановление суда законным, ссылаясь на то, что ФЗ "Об исполнительном производстве" содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения исполнительного производства, в котором ни слова не сказано о ликвидации организации, а потому прекращение иполнительного производства в данном случае будет противоречить закону.
После введения положения о ликвидации будет не просто устранен пробел в законодательстве, но и будет решен вопрос о полномочиях приставов при прекращении производства. А это, в свою очередь, также избавит вышестоящие суды от рассмотрения обжалований решений нижестоящих судов в части исполнительного производства.