Спасибо автору за статью и работу, позновательно.
Сегодня я хочу рассказать об электронной подписи. Вопрос этот больше технический, однако в виде небольшого ликбеза, я считаю, не повредит.
Что такое ЭЦП? Ее вопросы регламентирует Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ (по тексту – ФЗ №63).
Уже из названия понятно, что правильнее ее было бы называть «электронная подпись» (ЭП). Однако многие до настоящего времени пользуются более привычным старым названием, которое досталось от предыдущего закона (от 10.02.02 №1-ФЗ), ныне недействующего. Мы также будем иногда их использовать для удобства восприятия. Установим в статье понятие ЭЦП = ЭП.
Итак, обратимся к указанному выше ФЗ №63:
Замечательное определение, из которого ничего не ясно. Как говорится, теперь объясню по-русски. Электронная цифровая подпись – это аналог собственноручной подписи физического лица (п. 4. ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Следовательно, она должна быть уникальной, защищенной от копирования с целью незаконного использования, а также давать указание на лицо, которое этой подписью подписывается. Иными словами, подпись и расшифровка к ней в одном флаконе. А в случаях, если подписавший является должностным лицом, то еще и с печатью в придачу.
Статья 5 указанного ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает виды электронной подписи, а также о том, чем они между собой различаются. Итак:
Простая электронная подпись. Она формирует информацию о лице, поставившем эту подпись посредством простых кодов и паролей.
Усиленная электронная подпись. Она, в свою очередь, имеет подвиды:
Неквалифицированная подпись. Здесь для формирования информации о подписанте используется криптографический алгоритм с использованием ключа ЭП (о них чуть ниже). Также с ее помощью можно определить подписанта, определить что в документ были внесены изменения, а также для ее создания применяются средства ЭП (об этом ниже).
Квалифицированная подпись. В нее входят все те же признаки, что и в неквалифицированную, но она выдается только в аккредитованных ФСБ РФ удостоверяющих центрах.
В п. 1.2 ст. 9 ФЗ «О регистрации юр. лиц и ИП» рассказывает об усиленной квалифицированной электронной подписи, в ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи» такой вид ЭП отмечен в пункте 1.
Теперь немного о ключах ЭП. В статье 2 ФЗ №63 указаны два вида ключей электронной подписи:
Ключ электронной подписи. Уникальная последовательность символов, создающая ЭП.
Ключ проверки электронной подписи. Другая уникальная последовательность, связанная с первой. Соответственно, проверяет подлинность ЭП.
Последовательность символов генерируется специальной программой путем преобразования исходного документа. Если в подписанный документ внести изменения – электронная подпись на нем станет недействительной, нужно будет подписывать заново. Что, в свою очередь, дает защиту для документа от попыток его изменений другими лицами.
Итак, с определением ЭП разобрались, с ключами разобрались. Теперь поговорим о сертификатах ЭП.
Сертификат:
может быть обычный,
а может быть усиленный.
Сам по себе, сертификат электронной цифровой подписи, это документ (существует как бумажный, так и электронный), на котором отмечена принадлежность ключа проверки ЭП владельцу сертификата. То есть по сути подтверждение того, что данная ЭЦП принадлежит ее владельцу (аналог в случае с собственноручной подписью – банковская карточка с образцами подписей). Сертификат усиленный выдается только аккредитованным удостоверяющим центром, или самим органом исполнительной власти (сейчас это ФСБ).
Также стоит немного рассказать о средствах электронной подписи. Это специальное программное обеспечение, использующее шифровальные алгоритмы либо для создания электронной подписи, либо для ее проверки, а также для создания ключей ЭЦП.
В итоге, если резюмировать все сказанное, получается следующее: электронная подпись это не некое «электронное факсимиле», которое просто прикрепляется к документу. Это – результат обработки документа специальными программными средствами с применением шифрования, в результате которого появляется та последовательность символов, которая и будет являться ЭП. Поэтому то, что выдается удостоверяющим центром на флешке, это не сама по себе электронная подпись, это средства для ее создания.
Файл с применением ЭЦП выглядит так:
Само собой, самому ее не сделать. Чтобы получить средства электронной подписи, необходимо обратиться в аккредитованный ФСБ РФ удостоверяющий центр. Кстати в 2011 году ФСБ РФ утвердила требования к ЭП, а также к удостоверяющим центрам, которые занимаются выдачей электронной подписи.
Как вариант для физ. лиц — получить УЭК (универсальная электронная карта), по сути, аналог электронного паспорта. На этой карте будут в том числе и средства электронной подписи, однако для ее применения будет необходимо приобрести специальный считыватель.
Физическому лицу электронная подпись может пригодиться не меньше, чем юридическому. Например, для портала государственных услуг электронная подпись нужна обязательно, без нее там делать практически нечего. Но ею можно пользоваться не только на указанном портале.
Физическому лицу можно применить ее для регистрации ИП, или ООО, буквально не вставая из-за компьютера. Достаточно лишь заполнить специальную форму на ПГУ или на сайте ФНС, либо заполнить документы и сформировать электронный контейнер посредством программы ППДГР. Далее, в случае успешной регистрации, ответ от рег. органа также придет в электронной форме.
Кстати, регистрация недвижимости при подаче заявления через интернет с использованием электронной цифровой подписи должна быть удобнее, чем регистрация при личнеой явке. Да и заодно она значительно сократит очереди в Росреестре (по крайней мере, будем на это надеяться).
Юридическим лицам тем более есть где развернуться в применении электронной подписи. К примеру:
С поправками в законодательстве о регистрации юридических лиц и ИП, а именно в ФЗ №129, абзац 5 пп. 1.2 п. 1 статьи 9, при подаче документов на регистрацию юридического лица через интернет с использованием ЭП, для удостоверения подписи заявителя нотариус не требуется. Раньше можно было так подать только через нотариуса, что удорожало всю процедуру. Однако большинство заявителей по-прежнему пользуется нотариальными услугами, так как не видят смысла получать ЭЦП только ради единичной регистрации фирмы.
Не забываем и про электронную сдачу отчетности организаций.
На данный момент, электронная подпись широко применяется, к примеру, при заключении государственных контрактов (в соответствии с ФЗ №44). На сайте госзакупок пока разрешен доступ по логину и паролю, но в скором времени он будет разрешен только при использовании сертификата ключа проверки ЭП. Также нельзя отправлять некоторые электронные документы для участия в тендере без электронной подписи – такое упущение может стать причиной для отказа в заключении контракта, а заодно и причиной для внесения в реестр недобросовестных поставщиков.
Также широко распространено применение ЭЦП для проведения торгов. Например, при реализации имущества организации-банкрота.
Как уже упоминалось, на сайте Госуслуг без электронной подписи практически нечего делать, кроме как записаться на прием в тот или иной государственный орган.
Для работы на сайте госуслуг понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Проверить, подходит ли Ваша ЭП для работы на Портале, можно пройдя по ссылке, и выполнив указанные там инструкции.
Наиболее простой вариант в получении — обратиться в отделение Ростелекома. Для этого необходимо взять с собой паспорт и СНИЛС. Более подробно о том, где и как сделать ЭЦП можно прочитать в статье: «Где купить и как проверить электронную подпись».
Таким образом, электронная подпись является важным элементом в повседневной жизни. Будем надеяться, что в будущем ее роль будет только возрастать.
Электронная подпись своими руками
Электронную подпись своими руками сделать, наверное, реально, если вы очень хороший программист и инженер. Вполне возможно, что при наличии необходимых навыков, специального оборудования и хорошего знания мат. части вам удастся сделать самому электронную подпись. Однако зачем вам это нужно? Зачем писать алгоритмы, программное обеспечение, которое должно быть при этом совместимо с общераспространенными программами, поддерживающими использование электронной подписи. По затратам времени, труда, да и денег, это будет намного дороже, чем купить готовую электронную подпись. Поэтому, хоть этот запрос в поисковиках и распространен, скажу сразу: нет смысла делать электронную подпись своими руками. Это не табуретка, или там тумбочка. Да и еще один нюанс: электронную подпись может выдать только аккредитованное государством учреждение. Если у вас такой аккредитации нет (а ее нет!), то изготовление электронной подписи самостоятельно для вас будет чревато уголовным наказанием. Так что и думать забудьте!
Как лучше и правильнее оформить КЭП заявителя при внесении изменений по 13001 и 14001, например: как на физ.лицо или как на руководителя юр.лица?
Интересно, можно ли будет фиксировать за собой авторские права на интеллектуальную собственность, находящуюся в цифровом виде, как то: текст, произведения цифрового искусства, фотографии, и т.п.?..
Предлагаем услуги по выпуску ЭЦП, недорого и быстро оформим все документы (в течение получаса) и выдадим ЭЦП на вашем носителе или на своем.