Посты
21
Лайки
115

Почту России оказанию услуг научит французская модель

  • 24 октября 2012 в 11:22
  • 4.8К
  • 4
  • 22

    Данная статья возникла как отклик на появление этой новости о новой услуге, которую, возможно, начнет оказывать в скором времени Почта России. Вкратце: Почта России готова предложить гражданам страны задуматься о покупке платного почтового ящика. Не поверите: электронного. Изюминка услуги в том, что отправленное с такого сервиса письмо будет иметь силу официального обращения. То есть, как предполагается, заявителю можно будет не указывать своих реквизитов (паспортных данных, подписи, места регистрации и т.п.) при обращении в официальные органы: «умный» почтовый сервис идентифицирует отправителя и подставит необходимые данные сам.

    Пока еще сервис не работает, и появится ли он вообще, сказать трудно. Но поскольку многие участники Регфорума не понаслышке знакомы с работой нашей почты, хотелось бы предложить обсуждение о перспективах развития почтового ведомства. Как полагаете, есть ли они вообще, эти перспективы? Сможет ли наша почта стать современной и предложить клиентам финансовые услуги, актуальные для 21 века?

    Вот мчится тройка почтовая…

    Немного об истории русской почты. Появилась она, конечно, не десять лет назад. По образцу ангаров, впервые устроенных в Персии примерно за 400 лет до нашей эры, с 13 века на некоторых территориях, сегодня входящих в Россию, а в то время бывших подконтрольными Золотой Орде, была устроена система ямов (тюрк. – дорога). Ямы отстояли друг от друга примерно на 45 км. Здесь всадник мог взять подставу – сменить свою лошадь на отдохнувшую, да и сам мог отдохнуть. Система эта развивалась и после падения Орды (середина 15 века). Постепенно оказались объединенными и соединенными с Москвой Псков, Новгород, Смоленск, Архангельск…

    Служащие почтового ведомства до 1714 года именовались почтарями, а затем почтальонами (доставляли почту из других городов) и письмоносцами (доставляли городскую почту).

    Почтовые лошади использовались не только для доставки корреспонденции, но и сдавались в аренду – это одна из первых непрофильных почтовых услуг. Путешественник мог воспользоваться лошадьми почтового ведомства, если это позволял его чин, указанный в подорожной грамоте. Поменяв перекладных пять раз, в день можно было проехать примерно 200 км. Арендная ставка «прогонных» была невысока: 10 копеек на одну лошадь на каждую версту (19 век).

    Что касается скорости доставки корреспонденции, то «почтовые дороги при Елизавете были так дурны, что почта из Москвы приходила в Петербург на тринадцатый и даже на четырнадцатый день» (см.: Е. П. Карновичъ. Русскія почты въ XVII и начал? XVIII стол?тій).

    С введением в России железнодорожного сообщения (1837 г.) почтовые станции появляются и на железных дорогах. Первая почта между Москвой и Петербургом доставлялась в купе в сопровождении почтальона трижды в день. Так в 19 веке из Москвы в Петербург корреспонденция стала доходить за один день.

    Почти почтовый банк

    В 2010 году планировалась реализация проекта «Почтовый банк», в соответствии с которым почтовое ведомство должно было начать осуществление банковских операций. Но проект пока не реализован. Из интервью гендиректора Почты России Александра Киселева газете «Коммерсант»:

    К.: Вы упоминали, что могут быть и альтернативные схемы создания Почтового банка. Какая из них основная?

    А.К.: Видя фактически нулевые результаты продвижения проекта Почтового банка на базе ВЭБа, Связь-банка и банков-партнеров, я считаю, что «Почте России» была бы ближе французская модель. Это получение ограниченной банковской лицензии для предприятия. Это работа в соответствии с законом «О банковской деятельности» — возможность выдавать кредиты, привлекать депозиты. Конечно, они должны быть ограничены по суммам, по ставкам. Поэтому мы в стратегии поднимаем вопрос о получении ограниченной банковской лицензии для нашей деятельности как Национального почтового банка.

    Французская модель

    С XVII века ведет свою историю почтовая администрация во Франции. Поначалу за доставку платил получатель, но 1 января 1849 года была погашена первая почтовая французская марка стоимостью 20 сантимов.

    Если почтовые кони - своеобразная эмблема не только российского почтового ведомства, но даже и всей страны (благодаренье Н.В. Гоголю), то во Франции до Первой мировой войны почтальоны нередко развозили почту в легких тележках, куда была запряжена одна собака. Вообще, почту во Франции доставляли разнообразными, в том числе и весьма экзотическими, способами, используя воздушные шары - монгольфьеры, почтовых голубей, телеграф, авиацию («Аэропосталь» - одна из славных страниц почтового ведомства Франции). Обратите внимание: передовых технологий почта Франции явно не боялась! После Второй мировой воздушная почтовая служба была интегрирована в компанию AirFrance. Начиная с 1983 года почта использовала скоростные поезда – ТGV.

    В конце XX века состоялась приватизация. И современная французская почта родилась в 1988 году в результате слияния почтового ведомства с одной стороны и «Франция Телеком» - с другой, в результате к 1991 году появилось нечто со статусом промышленного и торгового общественного предприятия (EPIC).

    Проведенная реорганизация не принесла ожидаемых результатов. То ли вырученных от приватизации денег не хватило, то ли собственники смотрели в разные стороны, но работать новая почта лучше не стала и была очень похожа на Почту России в ее современном воплощении.

    Интересно, что фирмы могли заключать договора с почтой и устанавливать у себя аппараты, тарифицирующие и проставляющие штампы (почта только помесячно их проверяла), а почтальон ежедневно забирал подготовленные таким образом отправления, и эта система действовала очень эффективно.

    Во Франции многие юридические вопросы решаются заказным письмом, и многими французами визит на почту воспринимался как необходимый изнуряющий поход. Разумеется, жители были недовольны услугами своей почты.

    Чтобы сделать ее ориентированной на клиентов и рентабельной, необходимо было существенно расширить список оказываемых ею услуг, а их качество решительно улучшить.

    Тем временем крупные французские банки инициировали расследование относительно неограниченной финансовой лицензии французской почты. В 2007 году Еврокомиссией следствие было окончено, а почту ждала новая реорганизация. В декабре 2009 года парламент принял закон о ее национализации.

    Как ни странно, после этого кризиса как-то очень быстро все начало меняться. С 1 марта 2010 года почта стала акционерным обществом с общественным капиталом (100% капитала принадлежит государству). В почтовых офисах появились электронные очереди, как теперь у нас в некоторых банках: посетителю предлагалось на входе выбрать, к какому специалисту он хочет попасть. Ведь теперь можно было не только отправить корреспонденцию, но предлагались многочисленные дополнительные услуги.

    Сегодня французская почта (LaPostе) - это огромный спектр услуг от непосредственно почтовых до банковских. Почтовый банк был создан 1 января 2006 года и предлагает набор финансовых услуг, в частности кредитование, в том числе и на приобретение недвижимости (то есть сумма кредита может быть внушительной). Выдача потребительских кредитов в почтовых отделениях была разрешена с 1 января 2010 года. Также Почтовый банк оказывает страховые услуги.

    Сеть почтовых отделений – 17 000 офисов на территории всей страны - обеспечивает экспедирование почтовых отправлений, оказывает финансовые услуги и услуги, связанные с обеспечением мобильной связи. Почта считается одним из крупнейших работодателей во Франции: у нее 181 000 сотрудников (данные 2010 года). Средняя зарплата почтальона в 2012 году – 1500 евро.

    У LaPostе есть мечта: к 2015 году 95% клиентов должны быть довольны качеством оказываемых ею услуг. Для этого модернизируется концепция работы почтового отделения: предоставление персонифицированных услуг и борьба с очередями за счет введения дистанционных услуг и использования автоматов, тогда как персонал планируется переориентировать с выполнения различных манипуляций (как то продажа конвертов, прием почты, простановка штампов, отрывание марок) преимущественно на консультирование клиентов.

    Создание в мае 2011 года так называемой «Мобильной почты» (Poste Mobile), которая на 51% принадлежит LaPostе и на 49% SFR (Французское общество радиотелефонии) позволило выйти на рынок мобильной связи и получить к сентябрю 2011 года 200 тысяч клиентов.

    Почтовый банк управляет банковскими счетами более чем 11 миллионов французов. Его услуги очень востребованы за счет их повсеместной доступности (можно сравнить с нашим «Сбербанком»). Что касается собственно почтовой деятельности, то, обрабатывая ежемесячно почти два с половиной миллиарда почтовых отправлений, французская почта считается второй в Европе после немецкой (Deutsche Post), по цифрам 2009 года.

    Кстати, с 1 января 2011 года вся деятельность почты Франции открыта для конкуренции: как фирмы, так и частные лица могут выбирать почтового оператора внутри страны либо за рубежом.

    Посылки и экспресс-посылки хотя и принимаются в почтовых отделениях, но их логистикой и экспедированием занимаются специализированные дочерние фирмы. Например, ColiPoste специализируется на срочной доставке посылок весом менее 30 кг;время доставки по стране - 48 часов! Холдинг Geopost занимается также доставкой посылок, оказывает услуги логистики и экспедирования по крупным грузам и включает другие структурные единицы, в частности Chronopost (оказание срочных курьерских услуг), Exapaq, InterLink, MasterLink и др. Широко представлен Geopost в других странах: Германии, Англии, Испании, Португалии, Польше, Китае, ведет он свою деятельность и в России.

    Почта Франции имеет портал laposte.net, предоставляющий услуги webmail – электронные адреса оканчиваются на @laposte.net.

    Официальный сайт на французском: www.laposte.fr,

    www.laposte.com – англоязычный,

    испанский: www.laposte.es.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Интересно рентабельна ли деятельность французской почты и какова стоимость услуг?

    24 октября 2012 в 14:161

    alexstrel, рентабельна, и более чем. Сейчас у LaPoste всё в порядке. Скучную информацию о капитализации и структуре активов можно скачать http://www.laposte.com/Everything-about-La-Poste/Press-releases/Latest-articles

    24 октября 2012 в 14:34

    Ирина Буш, Еще интереснее сколько французы платят за почтовые услуги :-)

    24 октября 2012 в 16:45

    alexstrel, ну вот! столько интересного, оказывается, не рассказала! А Фирмодел говорит, что надо сокращать, потому что никто длинные посты читать не хочет...

    24 октября 2012 в 18:51

    alexstrel, с тарифами LaPoste, действующими на территории Франции, можно ознакомиться по ссылке http://www.laposte.com/Already-living-in-France/E-Tools/Find-a-postage-rate

    Я посчитала, у меня примерно так вышло, что заказное письмо с вложением нескольких листочков стоит 95 евроцентов (пересылка внутри страны, т. н. "синяя марка").

    24 октября 2012 в 18:59

    Ирина Буш, цена почти такая же как у нас, но уровень сервиса не сравним. Хотя объективности ради нужно отметить что у нашей Почты России большая филиальная сеть, которая очень сильно разбросана по стране и она выполняет скорее социальную функцию, нежели коммерческую.

    24 октября 2012 в 21:32

    alexstrel, что касается примера с письмом, я забыла дописать: есть гарантированный срок доставки отправления во Франции: в любую точку страны дойдет за 4 дня (это при том способе оплаты, который я указала). Действительно, хороший сервис. И еще... На почте во Франции не принято стоять вплотную друг к другу. Все люди в очереди (бывает очередь 2-3 человека) держатся на уважительном удалении друг от друга, никогда не стоят за спиной и не заглядывают в бумажки, которые заполняет другой человек. У нас же на почту люди действительно часто приходят пообщаться, и совместное заполнение почтовых бланков - это такая шоу-программа ))) .

    25 октября 2012 в 7:12

    Да может лучше сократить количество отделений, все равно сотрудников не хватает, так и отвечают типа некому работать

    24 октября 2012 в 23:34

    Мурзик, в нашем маленьком подмосковном городе в какой-то момент было 3 закрытых отделения. Не очень удобно, честно говоря (( Сейчас вроде налаживается, молодежь такая веселая пришла работать, мальчики и девочки.

    30 октября 2012 в 16:10

    А картинки сюда можно добавлять? Меня недавно позабавило фото, где почтовая работница сидела на рабочем месте в мужском свитерочке, который "не дошел" до получателя посылки=).

    25 октября 2012 в 0:341

    S^sam, сделаем в ближ. время такую возможность. Пока просто ссылку можно запостить.

    25 октября 2012 в 11:161

    Можно через профиль, там мои файлы

    25 октября 2012 в 1:09

    Мурзик, в комментарий так получится добавить...?

    25 октября 2012 в 15:34

    S^sam, наверное, можно прислать мне, а я опубликую в этой статье. (?)

    26 октября 2012 в 3:34

    Ирина Буш, я поищу)

    26 октября 2012 в 10:21

    да, в комментарий можно вставлять ссылки

    26 октября 2012 в 10:12

    хорошая статья. спасибо. у нас на почте ранее чем через 10 лет ни чего не наладится. вор на воре и вором погоняет

    25 октября 2012 в 11:311

    Dimmm, большое спасибо, что похвалили автора, ему это очень приятно. ) У меня в ходе написания статьи сложилось личное мнение, что Киселев пытается что-то делать, но банковское лобби вставляет ему палки в колеса. Он в общем-то об этом в интервью говорит. А вообще соглашусь, что нашу почту реформировать - дело неблагодарное.

    25 октября 2012 в 11:54

    так случилось что знаю проблемы почты на уровне управления по всей РФ изнутри) и поверьте дело не в банковском лобби)) причин заторможенному развитию почты несколько, не буду их все тут долго и нудно описывать, т.к., не обладаю столь красивым слогом, как авто статьи, а укажу одну, на мой взгляд, самую главную, но далеко не самую очевидную - государство (единственный собственник фгуп почта россии) не хочет этих перемен сейчас по двум основным причинам: огромные инвестиции и необходимость снятия с почты функции социальной поддержки (что бы было понятнее укажу что из громадного штата почты - более 2/3 сотрудников это социально не защищенные категории граждан, а в частности матери одиночки с дитями на руках и как только их придется уволить в целях оптимизации затрат их содержание падет на плечи бюджета) еще хотел заметить, что Франция, конечно, очень удачный пример с точки зрения успехов почты, но у нашей почты походу какой то свой путь)))

    25 октября 2012 в 12:116

    "в частности матери одиночки с дитями на руках"

    Dimmm, спасибо большое за разъяснения. Я про это не подумала даже (((

    30 октября 2012 в 16:06

    Мрачно три раза "ха". Я не уверен, что когда-нибудь Почта России сможет нормально организовать процесс с обычной почтовой корреспонденцией, а уж с высокими технологиями... Как обычно, выделят много денег, почти всё разворуют. Больше всего жалко обычных служащих...

    4 ноября 2012 в 18:051

    Это письмо я сфотографировал в одном из центральных отделений почты, накануне памятных февральских митингов на Поклонной. Искренними считаю только первые два абзаца этой "явки с повинной"...

    4 ноября 2012 в 18:30

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом