Хотите, Регфорум подберет проверенного исполнителя для решения ваших задач?

Апостиль: что старого у нас, что нового нас ждет?

  • 15 декабря 2015 в 9:35
  • 3728
  • 15
  • 13

Здравствуй, Регфорум!

Тема проставления апостиля достаточно благодатная, поэтому не откажу себе в удовольствии изложить уважаемым коллегам еще несколько пассажей на эту тему.

В России существует несколько уполномоченных на проставление апостиля учреждений. Главный принцип разделения их полномочий в этой части – тип документа.

Министерство юстиции проставляет апостиль на нотариальные и судебные документы. 

0_13f00b_c6e1b0d1_L

Министерство образования проставляет апостиль на образовательные документы. 

0_13f00c_93c468c_L

Архив ЗАГС проставляет апостиль на документы, выдаваемые органами ЗАГС. 

0_13f00d_5e1e9b0d_L

МВД проставляет апостиль на документы, выдаваемые по линии МВД (в основном это справки о наличии/отсутствии судимости).

0_13f00e_8ddf334d_L

Кстати, оговорюсь, что официально справка о наличии (отсутствии) судимости может быть получена лишь самим лицом, в отношении которого эта справка выдается, либо его представителем по доверенности. Причем в Москве можно получить такие справки на любого гражданина РФ, вне зависимости от места регистрации по месту жительства, и иностранного гражданина, если он хотя бы день находился в РФ.

Размер госпошлины одинаков и составляет 2500 рублей. Сроки – порядка недели, кроме образовательных документов, срок апостилирования которых достигает одного-двух месяцев. Проставление апостиля осуществляется по территориальному признаку. Это значит, что, к примеру, на согласие на выезд ребенка, оформленное московским нотариусом, апостиль можно поставить только в Управлении юстиции по городу Москве.

Это связано с весьма прозаическими причинами. Апостиль не проставляется автоматически, по факту заноса документа. Должностное лицо обязано сличить подпись и печать на документе с имеющимися образцами. Это значит, что, к примеру, в Управлении юстиции по Москве имеются образцы печатей и подписей всех нотариусов Москвы, а также образцы подписей их врио. Соответственно, образцов подписей и печатей нотариусов других регионов в московском управлении нет, поэтому на документы, оформленные за пределами Москвы, апостиль в Москве и не поставишь.

Исключение на данный момент составляют апостили на образовательные документы – апостиль на дипломы и аттестаты, выданные по всей России, можно поставить в Департаменте образования города Москвы.

В настоящий момент принят Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 330-ФЗ «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации». Закон упорядочил процедуру и установил требования о том, какие именно документы считать официальными. Это документы, выданные органами исполнительной власти, судами, прокуратурой, образовательными учреждениями и документы, оформленные в нотариальном порядке, – в этой части, пожалуй, ничего нового нет, кроме того, что все эти требования теперь собраны в одном документе. Прибавились документы, выданные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.

Закон вводит единый срок для проставления апостиля – пять рабочих дней с возможностью продления до тридцати рабочих дней в случае, если требуется проверить информацию в документе. Опять же особняком стоит апостиль на образовательные документы – срок проставления такового не может превышать сорок пять рабочих дней.

Что же делать с иными документами, например, медицинскими справками различного рода, справками, сертификатами, подтверждающими факт обучения (на курсах повышения квалификации, о прохождении обучения, прослушивании курса, пр.), документами, выдаваемыми банками, страховыми компаниями, муниципальными органами, коммерческими организациями (те же справки 2-НДФЛ)? Апостиль на такие документы в принципе поставить нельзя. В лучшем случае, если можно с документа сделать нотариальную копию, то апостиль можно будет поставить на нотариальную копию. Но в этом случае он будет удостоверять подлинность печати и подписи нотариуса, а к содержанию документа отношения иметь не будет.

Закон четко определяет перечень документов, на которые апостиль проставлен быть не может: на документах, совершенных дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, а также на документах, имеющих прямое отношение к коммерческой или таможенной операции, в том числе в случаях, если указанные документы выполнены в виде копий, верность которых засвидетельствована нотариусами. Как видим, в ряде случаев не поможет даже нотариальная копия.

Что же делать с такими документами? Просто переводить на необходимый язык и заверять перевод (нотариально, в посольстве, в стране назначения присяжным/судебным переводчиком — тут нужно отталкиваться от требований иностранного государственного учреждения).

В будущем планируется создание единого электронного реестра апостилей, что, безусловно, хорошо, потому что в этом случае можно будет легко проверить, проставлялся ли апостиль на конкретный документ.

Имея большой опыт работы в этой сфере, конечно, можно «выловить» подделки и сейчас. К примеру, большинство поддельных апостилей «палятся» на том, что подписи должностного лица на них не те, которые должны быть. Например, на апостили 2015 года определенного учреждения ставят подпись лица, который в этом учреждении уже не работает, и подписывал апостили годом ранее. Кроме того, каждый апостиль имеет свой уникальный номер. Примерно зная, какие номера идут в какой период, можно выявить подделку, увидев «произвольный» номер.

Другие публикации автора:

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Цитата из статьи

«пять рабочих дней с возможностью продления до тридцати рабочих дней»

 было три, например, на справке о налоговом резидентстве, а стало 5?

17 декабря 2015 в 4:18

ЛеляР, речь идет о справке о резидентстве для Казахстана? На них с 1 декабря 2014 года апостиль не поставишь. До этого момента апостиль можно было поставить в региональном учреждении юстиции, и срок составлял опять те же пять рабочих дней. Возможно, что иногда (скорее, даже очень редко) апостиль проставляют раньше срока, но это - скорее исключение.

Сейчас такие справки можно легализовать только путем проставления отметки Торгово-промышленной палаты. Пока в Казахстане в таком виде принимают. 

18 декабря 2015 в 20:38

нет, не о справке для Казахстана

я делаю много справок для разных стран, в т.ч. с консульской легализацией.

Минюст ставил апостиль в 3 раб. дня, это в т.ч. прописано в регламенте Минюста для Москвы и РФ

В Казахстане, кстати, ТПП проходит крайне редко, в некоторых территориалках, в массе - нет

Я надеялась, что в этом ФЗ что-либо разрешится по казахам, т.к. по нормативке нет четкого ответа. Минюст ссылается на ст. 12 (13) Кишиневской (Минской) конвенции , что гов. о том, что апостиль не нужен,

а казахи считают, что  нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов только в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям, причем казахи четко обосновывают (перештудировала гору их доков)

можно использовать итог по делу А40-101773/2014, где суд обязал Минюст проставлять апостиль, в т.ч. апеляционный, дело закрыто, но как-то не хочется рисковать

жаль, что ФЗ особо ни о чем в итоге

18 декабря 2015 в 21:59

Анастасия, пункт регламента по Москве про срок: Срок исполнения государственной функции в случае отсутствия необходимости истребования образца подписи .......... не должен превышать 3 рабочих дней - это последний абзац в разделе "Для проставления апостиля представляются (предъявляются):"

а это регламент по РФ

Раздел: Срок предоставления государственной услуги, п. 27

27. Срок выдачи (отправки) официальных документов с проставленным апостилем заявителю не должен превышать 3 рабочих дней, следующих за днем поступления от заявителя официальных документов в центральный аппарат Минюста России или территориальный орган Минюста России.

18 декабря 2015 в 22:05

Анастасия, а регламенты тоже обновятся?

ФЗ видела, но прочла бегом, по диагонали пока

17 декабря 2015 в 4:21

не знаю, информацию такую пока не видела. На мой взгляд, нынешние регламенты достаточно подробны. Чего там уж менять, все и так хорошо? :)) 

18 декабря 2015 в 20:40

Сообщение от Анастасия Инце

«Чего там уж менять, все и так хорошо? :))»

хотя бы срок, если он вдруг стал 5 дней вместо 3

18 декабря 2015 в 22:06

А я знаком с вашей компанией! Очень приятные впечатления! Периодически обращался к вам ещё с момента, когда вы находились на Таганской.

12 января 2016 в 10:41

ой, спасибо :)

12 января 2016 в 15:33

Все очень долго.

Мне Решение районного суда уже два мясяца заверяют, ждут, когда им судья подтвердить свою подпись. Стоит 2 500 рублей. Типа 33 рабочих дня, не считают праздники и выходные.

 

Это ненормально, должно все быстро и оперативно работать.  

5 февраля 2016 в 20:50

ненормально, но если судья вновь назначенная, то, очевидно, образца ее подписи в Управлении юстиции еще нет, вот и занимаются месяцами получением этого образца. Та же ситуация с вновь назначенными нотариусами. Конечно, нужно ввести процедуру, при которой при назначении должностного лица у него сразу же берут образец подписи и отправляют в орган, проставляющий апостиль.

13 февраля 2016 в 12:00

Подскажите, пожалуйста, каким образом можно проставить апостиль на моё собственное письмо в Генеральное Консульство Италии в Москве с объяснением причины о том,  что  я и мой супруг живем в разных странах.

Насколько я понимаю сначала подобное заявление нужно заверить нотариально, а потом уже апостилировать. Вопрос в каком учреждений? 
18 июля 2016 в 22:33
Добрый день, Полина! Такое письмо необходимо оформить в виде заявления с нотариально удостоверенной подписью. Содержание заявления может быть любым - там как раз и изложите про проживание в разных странах. Апостиль проставляется в Управлении юстиции того региона, нотариус которого засвидетельствовал подпись. Если московский нотариус, то, соответственно, апостиль проставляется в Управлении юстиции по Москве.
19 июля 2016 в 17:23