«Почта России» 2017: услуги для бизнеса

  • 3 марта 2017 в 9:26
  • 6005
  • 7
  • 7

Добрый день, коллеги! В июле 2014 года я провела «мини-исследование» сайта Почты России. Учитывая важность этой гигантской структуры для делового оборота организаций, а также неоднозначное отношение бизнеса к спектру и качеству оказываемых услуг, а также очередные пикантные подробности, активно обсуждаемые в прессе, о выплате многомиллионной годовой премии руководителю «Почты», хотелось понять, что же изменилось за это время и какие услуги предлагает монополист сегодня.

Как выяснилось, за это время поменялся сам сайт Почты России, включая его адрес (ранее – www.russianpost.ru) – новый вариант был запущен в сентябре 2015 года. Как отмечалось, «новый сайт является не информационным, а сервисным и предоставляет быстрый доступ к основным почтовым услугам».

При открытии нового сайта было обещали, что большая часть сервисов к концу 2016 года будет функционировать. То есть сейчас, если планы 2015 года действительно реализованы, мы можем насладиться новыми услугами «Почты России» почти в полном объеме. На главной странице сайта наибольшее внимание привлекают баннеры «Электронные заказные письма» и «Обслуживание юридических лиц», а также раздел «Для бизнеса», который при раскрытии обещает «Услуги доставки», «Рекламные услуги», «Финансовые услуги» и «Другие услуги».

В первую очередь, предлагаю прогуляться по баннерам, коль скоро их основная цель – привлечь к себе наше с вами внимание.

Итак, успеваю обрадоваться возможности отправлять и получать электронные заказные письма и, прикидывая, какой может быть цена этой услуги Почты России, кликаю на баннер. Оказывается, что в электронном письме будут находиться PDF-документ, аналогичный бумажному письму, и заверенный электронной подписью отчет о доставке. Уровень сервиса просто поражает: во-первых, письмо поступает в личный кабинет на сайте Почты; во-вторых, услугу по доставке электронных писем можно отключить в любой момент (и тогда снова будут приходить письма бумажные); наконец, услуга совсем ничего не стоит. Проблема только в одном: данный сервис предназначен исключительно для получения писем о штрафах от ГИБДД.

Баннер «Обслуживание юридических лиц» обещает «новый порядок отправки писем и посылок». После перехода на указанную страницу обнаруживаем, что речь идет о различных списках (всего их 3) отделений для юридических лиц. Отметим, что ни о каком «новом порядке» на данной странице не говорится.

При более детальном рассмотрении обнаруживаются и еще некоторые странности. Во-первых, данный сервис открыт только в Москве, что для Почты России несколько непонятно. Во-вторых, неужели услуга касается только юридических лиц, то есть, видимо, ИП не может быть корпоративным клиентом? Наконец, отделения, входящие в списки 1 и 2, согласно указанной информации оказывают услуги «по приему письменной корреспонденции», а отделения из третьего списка являются центрами «выдачи и приема посылок». Если учесть, что, на первый взгляд, адреса отделений, входящих в различные списки, отличаются (собственно, как и количество отделений в разных списках – в первом и третьем их 71, 150 и 87 соответственно), то можно прийти к выводу, что суть «нового порядка» для юридических лиц сводится к тому, что из некоторых отделений можно только отправить письменную корреспонденцию, а в других отделениях – отправить и получить посылки. Таким образом, из текста на странице получается, что вопрос получения писем юрлицами «новым порядком» не раскрывается.

Списки 1 и 2 отличаются тем, что в первом случае речь идет о крупных отправителях, имеющих договор с Почтой России на обслуживание юридических лиц, а во втором – о других юридических лицах и их представителях (курьерах), которые, видимо, такого договора не имеют. Интересно, что отделения из списков 2 и 3 обслуживают «юридических лиц и их представителей (курьеров)», а в описании отделений (именуемых «центрами обслуживания юридических лиц» – ЦОЮЛ) из списка 1 о представителях ничего не сказано. Означает ли это, что в ЦОЮЛ не обслуживают представителей?

Обратимся непосредственно к тому, как именно представляет себе Почта России договор на обслуживание юридических лиц. Однако для этого надо этот договор, как минимум, найти!

Несмотря на то, что на указанной выше странице слова «имеющих договор с Почтой России» выделены жирным шрифтом, ссылки на текст договора там нет. Не удалось найти этот текст и при довольно упорном поиске по остальным страницам сайта. Правда, сказать, что текст на сайте отсутствует, было бы неправдой – при запросе в поисковой строке он обнаружился. Но впечатление о том, что его не очень-то хотели показывать, осталось.

При знакомстве с «рыбой» договора становится понятна причина относительного нежелания выносить этот документ в слишком открытый доступ. Сначала ответим на ранее возникшие вопросы, а потом обратим внимание на некоторые детали документа, вызывающие определенные «непонятки».

Итак, из названия договора («на комплексное почтовое обслуживание, заключаемый с региональными клиентами – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями») вопрос про ИП снимается, хотя осадок от того, что для выяснения пришлось долго искать текст, остается. Что касается обслуживания представителей, то в самом тексте договора (не в приложениях) о них упоминается лишь однажды (в п. 4.1.5) – в контексте того, что доверенности им должны быть оформлены надлежащим образом. Напомню, что в 2014 году доверенность на получение корреспонденции требовалась даже от руководителя организации, что выглядело довольно забавным. Сейчас это недоразумение почти устранено – предусматривается возможность совершения операций без доверенности для лиц, имеющих такое право. Правда, в данном случае следует сделать маленькую оговорку: это указано только в п.1.7 Приложения № 14 к договору, посвященному условиям оказания услуги «Бокс-сервис» (о которой – как-нибудь в другой раз).

Отметим еще одно важное отличие нынешнего документа от того, что предлагалось Почтой России ранее. Если в 2014 году существовало несколько типовых договоров для корпоративных клиентов, посвященных отдельным услугам (на оказание услуг почтовой связи (пересылка различных отправлений)); на поставку марок и маркированных конвертов; на предоставление в аренду абонентских ящиков в почтовых отделениях; на предоставление услуг, связанных с эксплуатацией франкировальной машины, а также на ее техобслуживание; на осуществление почтовых переводов за счет отправителя либо за счет получателя), то сейчас все услуги описаны в Приложении № 1 к единому типовому договору.

Согласно этому Приложению, заказчик выбирает необходимые ему услуги из довольно обширного перечня, разделенного на 4 крупных блока:

  • услуги почтовой связи (Блок посылочного бизнеса и экспресс-доставки);
  • услуги почтовой связи (Блок почтового бизнеса);
  • иные услуги и продукты (сюда относятся, в частности, эксплуатация франкировальной машины, абонирование ячейки абонементного почтового шкафа (именно так на «почтовом языке» называется привычный нам абонентский ящик), поставка государственных знаков почтовой оплаты и «Бокс-сервис»);
  • дополнительные услуги.

При этом заказчик вправе в любой момент действия договора изменить перечень рассматриваемых услуг или отказаться от исполнения договора в предусмотренном договором или законом порядке. То есть в целом можно считать, что нынешний вариант единого типового договора с Почтой России на обслуживание юридических лиц является для клиента более удобным. Правда, стоит обратить внимание на тот факт, что согласно п. 3.1 договора услуги Почтой России оказываются «в соответствии с Заявлением Заказчика об оказании услуг, <…> которое направляется Заказчиком до (выделено мною – С.М.) заключения» договора. В этом заявлении, являющимся впоследствии Приложением № 1 к договору, заказчик указывает перечень необходимых ему услуг. Интересно, что в этом случае на бланке формы необходимо указать номер и дату заключения договора, к которому это заявление является приложением, что несколько нелогично. Также несложно предположить, что при подобной процедуре с момента написания заявления до подписания договора может пройти какое-то время, что не слишком удобно для клиента. Изменять перечень услуг (или отказываться от них), согласно тому же пункту договора, можно уже только подписания договора.

Непосредственно для подписания договора юрлицу необходимо указать полное наименование, ИНН, КПП, ОГРН, местонахождение, фактический адрес, расчетный счет и наименование банка, контактные номера телефонов и факса, а также ссылку на сайт при его наличии.

Стоимость услуг Почта России публикует на своем официальном сайте (правда, в договоре указан уже устаревший www.russianpost.ru), а также месте обслуживания клиента, предусмотренном договором (отделении связи или ином). Порядок оплаты – авансовый: 100% услуг должно быть оплачено на месяц вперед. Если происходит изменение тарифов, то информация об этом на сайте и в ОПС должна быть опубликована не позднее, чем за 10 календарных дней. Отметим, что в соответствии с п. 4.4.1 договора Почта России может изменить стоимость услуг в одностороннем порядке.

Что делать клиенту, если его не устраивает измененная Почтой России цена? В таком случае клиент вправе, согласно п. 4.1.8 договора, расторгнуть договор, направив в течение двух календарных дней с момента получения информации об изменении тарифов в адрес исполнителя письменное уведомление об отказе оплачивать услуги по новой цене Почты России. При этом договор будет считаться расторгнутым только с момента получения извещения исполнителем, а не с даты написания отказа!

Учитывая, что скорость работы Почты России секретом ни для кого не является, что же будет, если подобное уведомление будет отправлено в адрес исполнителя при помощи самой Почты России?

Каковы действующие тарифы Почты России для юридических лиц?

Рассмотрим на примере аренды абонементного ящика. Чтобы найти стоимость данной опции, необходимо кликнуть на раздел «Для бизнеса» и выбрать в подразделе «Услуги доставки» – «Абонементный ящик».

 Скупо, но емко «Почта России» рассказывает о плюсах данного сервиса:

  1. Адрес а/я легко продиктовать и запомнить.
  2. В ящике окажется вся корреспонденция, включая извещения о заказных отправлениях.
  3. Получать почту из а/я может представитель с паспортом и доверенностью в любое время работы почтового отделения.
  4. В один ящик можно «свести» письма с нескольких адресов («Если у вашей организации несколько адресов (например, юридический и фактический)»).
  5. Можно арендовать несколько а/я, разделив письма по темам или ответственным сотрудникам (вот тут у меня возникают вопросы, как моя почта будет сортироваться «ответственными сотрудниками» «Почты России»?)

Но я отвлеклась – обещала же стоимость услуг! И вот она, ссылка на «тариф на услугу с 01.01.2017г.». Изучение «тарифа» приводит к выводу, что, оказывается, это услуга не только для юридических лиц, но и обычных граждан, включая льготников. Тарифы для бизнеса при этом существенно выше, чем для физических лиц. Для юрлиц стоимость аренды абонентского ящика в Москве за 1 месяц обслуживания составляет 2124 рубля, за последующие – 1947 рублей. При этом за «присвоение имени абонементному ящику» действует повышающий – в два раза – коэффициент.

Итого услуги «Почты России» в виде аренды абонентской ячейки, допустим, на год без присвоения имени обойдутся в 23 541 рублей, а с присвоением имени – 47 082 рублей.

Создается впечатление, что цена несколько нескромна, с учетом, что за письмами еще надо бегать, причем о важных извещениях, судя по всему, никто по телефону предупреждать не будет…

Добавить
Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:
Напишите пожалуйста статью, в которой хранение корреспонденции в отделе доставки снова стоит 500 рублей....эти цены боль и страдание
3 марта 2017 в 11:53
Написать-то я могу. Только это получится, увы, как в детской сказке про страну "Тилимилитрямдию", где кто-то из героев пытался доказать волку, что его нет...
5 марта 2017 в 8:39
А в анекдотах про почту что-то есть, да...
4 марта 2017 в 21:54

Стоимость аренды абонементного почтового шкафа (2124 руб./мес.) ниже стоимости хранения корреспонденции в отделении связи по заявлению (2596 руб./мес.).

Арендовать ячейку экономически выгоднее, но у почты достаточно продолжительное время занимает процесс заключения договора аренды. Поэтому, если существует необходимость оперативно воспользоваться услугами по получению почтовой корреспонденции, проще написать заявление.

4 марта 2017 в 22:44
Честно скажу, у меня такие вот тарифы вообще плохо укладываются в голове за услугу, за которой я еще и лично прийти должна (и получать ее в дежурных условиях работы офисов "ПР")!
5 марта 2017 в 8:43

Мы же должны всем миром набрать премию в 90 млн. руб. за текущий год.)))

В январе платил за 2 месяца за заявление, несчастные сотрудники ПР жадно смотрели на эти деньги и жаловались, что им из этого ничего не перепадает.(((

5 марта 2017 в 18:24
ммм... может, надо фонд помощи организовать? А вообще, судя по новостям, скоро у сотрудников ПР появится серьезная конкуренция за рабочие места: сообщали, что в монополиста собираются зазывать бывших сотрудников другого почти-монополиста - Сбербанка, которых тот собирается сократить из-за атаки клонов, роботов и прочих электронных технологий.
5 марта 2017 в 21:04