руководитель отдела юридического консалтинга
Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»
Посты
7
Лайки
40

Банкротство не является основанием для включения в РНП

  • 21 января 2020 в 7:52
  • 1.9К
  • 2
  • 0

    Привет всем!

    Представляется весьма интересным для анализа п. 28 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 4 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), согласно которому, отказ конкурсного управляющего от исполнения государственного контракта в связи с требованиями, установленными законодательством о банкротстве, не является основанием для включения антимонопольным органом сведений в отношении должника в реестр недобросовестных поставщиков.

    Так, в частности, предметом рассмотрения указанного спора явилась ситуация, при которой подрядчик не смог завершить исполнение заключенного контракта по причине того, что решением арбитражного суда общество было признано несостоятельным (банкротом). В связи с чем, подрядчик прекратил исполнять обязательства по государственному контракту, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и, как следствие, включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

    На практике не редки случаи, когда государственный подрядчик не может по тем или иным причинам надлежащим образом исполнить или завершить исполнение контракта, заключенного с государственным заказчиком, что приводит к принятию государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, для рассмотрения антимонопольным органом вопроса о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.

    После чего, при рассмотрении вопроса о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков, Подрядчику весьма сложно доказать антимонопольного органу свою добросовестность при исполнении контракта и, как следствие, доказать отсутствие оснований для включения компании в «черный список».

    Что сказал Верховный суд

    Вместе с тем, сделанный Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации в определении от 13 августа 2019 года № 305-ЭС19-4541 вывод, весьма логичен и обоснован следующими нормами законодательства и правоприменительной практики.

    Согласно ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

    Осуществление рассмотрения вопроса о включении сведений об участнике торгов в реестр недобросовестных поставщиков регламентируется в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (в ред. От 20.07.2019 года) (далее – «Правила») и Законом о контрактной системе.

    Исходя из анализа положений Закона о контрактной системе, включение сведений об участнике торгов в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за уклонение лица от исполнения государственного контракта или недобросовестное исполнение контракта. Поскольку, в данном случае речь идет о правоотношениях, возникающих между уполномоченным органом и частным лицом, в которых уполномоченный орган выступает как властный институт, данная санкция является мерой публично-правовой ответственности. Исходя из общих принципов права, обязательным элементом публично-правовой ответственности является вина привлекаемого к ответственности лица.

    Иными словами, в области публичного права всегда действует презумпция невиновности (что подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности: Постановлением Конституционного суда РФ от 23.09.2014 года № 24-П, Постановлением Конституционного суда РФ от 14.02.2013 года № 4-П, Постановлением ФАС МО от 28 мая 2012 года по делу № А40-67874/11-17-579; Постановлением ФАС МО от 22 мая 2012 года по делу № А40-56760/11-146-446 и т.п.).

    Аналогичный вывод подтверждается Определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № ВАС-8371/13, Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 января 2016 года по делу №А69-1326/2015, Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.11.2015 года № Ф04-25804/2015 по делу №А27-20894/2015, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 года № 07АП-1436/2015 по делу №А27-5005/2015 и т.п.

    Таким образом, с учетом вышеуказанных норм, в случае если заключенный государственный контракт не может быть исполнен не вследствие недобросовестности подрядчика, а по причине вынужденного банкротства последнего, то основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. 

    Добавить
    руководитель отдела юридического консалтинга
    Юридическая компания «ПРИОРИТЕТ»
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде