ну если посмотреть, то нефтедобывающие страны являются конкурентами России и наращивая добычу нефти тем самым понижают на нее цену - для России это губительно. Удары по Ливии и Ираку (как бы там наш МИД не заверял что они наши друзья) выбили из эти страны из ряда поставщиков нефти (ну хотя бы на время) и дали возможность просуществовать экономике России.
Мировой рынок находится в балансе и цены на нефть регулируются
рыночно. Я уже много раз писала и повторю: все поставщики/покупатели сырья и продукции имеют возможность хеджировать свои поставки и закупки. Поставщик золота всегда может знать, за сколько он продаст золото, которое еще находится в земле и будет добыто спустя несколько месяцев. Банк, держатель авуаров, держит свои запасы на уровне, который ему выгоден, с помощью ценных бумаг. Когда поставка/закупка хеджирована, она не приносит убытков поставщику/закупщику при любых колебаниях цен на сырье в неблагоприятную сторону.
При любых! Это же элементарно просто! Бизнес не рискует, бизнес ценит спокойствие и возможность создавать продукт.
Для этого существуют ценные бумаги, которые так сильно ненавидят в России. Все политические и экономические риски убраны, когда поставщик позаботился о своей поставке, а покупатель о своей закупке. Поэтому рассуждения о выгодности и невыгодности уничтожения конкурентов - это все далеко от здравого смысла рынка. Выгодность находится в руках участников рынка и создается ими на рынке.
Существуют особенности в процессе производства. У каждого поставщика нефти существует технический предел возможностей и разумная достаточность добычи. Все нефти разные. Под конкретную нефть строится НПЗ со специфической технологией. Поэтому одну нефть не так просто заменить другой: потребуется переоснащение всей технологии переработки. Разные нефти из разных частей Земли практически не конкурируют между собой. Ближневосточная нефть отличается от нефти Западной Сибири. Если Франция и Италия потребляли нефть из Ливии, то они не перейдут на нефть из России.
Ливия, я думаю, это была операция, принесшая отъем авуаров Каддафи в качестве бонуса, и контроль за нефтью. Ливийскую нефть диверсифицируют близкой ей по составу, а не российской. Интересы России в Ливии состояли в том, что там работали российские компании, но добывали они
ливийскую нефть. Это и приводит в действие логику выгодности захвата стран и создание демократии в странах, где демократия является чуждым элементом ментальности - преследуется выгода дешевого контроля за конкретной нефтью конкретного нефтеносного региона с марионеточным режимом. То, что они там друг друга уничтожают внутри страны - это не важно.
Россия смогла получить свою нишу. Нефти России специфические, "тяжелые". Под них есть заводы и есть закупки. Разрушение сформировавшейся структуры экспорта/импорта - это убытки для обеих сторон. Но это разрушение всегда и неминуемо больнее бьет по эспортеру, если экспорт не диверсифицирован и сама добыча не уравновешена развитий экономической структурой. Именно такая хозяйственная картина существует у нас.
При импорте нефти импортеры оценивают очень важный момент: надежность поставщика. Надежность в политическом и экономическом смысле. Это многогранная комплексная оценка, включающая и специфические реакции власти, структуры власти, ее прочность, долговечность политической системы, реакции на политические события и встроенность финансовой системы и капитала страны-поставщика в мировой рынок. Нынешняя ситуация в очередной раз дает понять, что России - зона высокого экономического риска для ведения международного бизнеса. Это наносит не просто репутационный ущерб. Это делает ее страной невыгодной для сотрудничества в соотношении риск/прибыль. И меняет геополитический баланс.