Добрый день, коллеги!
О различных требованиях банков при работе с ними, знают многие, коллеги здесь делились своим опытом. В силу специфики работы общаться с банками приходится часто, но со стороны своих клиентов. А тут, открыв собственное ателье по пошиву юридических услуг, пришлось посетить банк с намерением открыть счёт уже в качестве клиента банка.
Речь пойдёт об одном московском банке, который входит в третью сотню рейтинга банков сайта banki.ru, но осмелюсь предположить, что подобная история не редкость и в иных банках.
Итак, в полном осознании представления необходимых документов в январе сего года я прибыл в офис банка.
Началась рутинная работа – я заполнял все формуляры, а операционист копировала оригиналы документов для заверения.
Сформировав пакет документов, мне радостно сообщают, что не хватает письма Росстата.
Я возражаю на это, что:
- подобный документ не предусмотрен инструкцией ЦБ
- письма Росстата уже как год не выдаются фи-зи-чес-ки.
Бедная девочка-операционист впала в ступор и сказала, что у неё в регламенте этот документ значится.
Я опять-таки возражаю, что регламент банка мне не указ, ссылаюсь на инструкцию ЦБ, на письмо ЦБ № 011-31-1/4394 от 27.10.2011 г. (см. внизу).
В этот момент в зал вылетает, видимо, начальник оперзала и говорит примерно следующее: «Ну молодой человек, что вы как маленький, банк имеет право с вас требовать всё, что захочет. Что вам, сложно бумажку распечатать?».
Клиентский сервис….
Далее следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений (с) к/ф «Бриллиантовая рука».
Попросил письменный отказ в открытии счёта – говорят: не даём.
В итоге сошлись на том, что документы я оставлю, они их рассмотрят, но счёт не откроют, потому что юристы банка без письма Росстата не согласуют.
Сильно осерчав, я написал жалобу в мой любимый Банк России, где указал системное нарушение требований банковского законодательства банками (а беглый анализ требований разных банков показал, что данные Росстата требуют довольно часто).
Кроме этого, я написал письмо заместителю председателя правления банка аналогичного содержания.
В итоге банк вёл со мной переговоры по телефону примерно с неделю, уламывая дать им бумажку, а затем открыли счёт.
А что же ЦБ, спросите Вы…
А ЦБ на январскую жалобу ответил мне только в июле – письмо само датировано февралем, а конверт июльский.
Текст ответа следует знать всем, логика просто стальная: да, есть Инструкция ЦБ, да, банки могут сами запрашивать информацию. Но если банк всё же требует с вас такой документ, это не является нарушением банковского законодательства.