Посты
141
Лайки
1.2К

Эксклюзивное интервью Колесникова и Федченко Регфоруму

  • 14 июля 2015 в 11:59
  • 8.9К
  • 22
  • 14

    Предлагаю вашему вниманию эксклюзивное интервью с Виталием Григорьевичем Колесниковым, Начальником Управления по регистрации и учету налогоплательщиков ФНС РФ, и Светланой Игоревной Федченко, Начальником отдела организации государственной регистрации юридических и физических лиц Управления по регистрации и учету налогоплательщиков ФНС РФ.

    0_1315f3_505c3fbc_L

    Типовые уставы планируется ввести уже в следующем году. Как Вы считаете, как оптимально было бы их реализовать? Один устав, рассчитанный на единственного участника и одного директора, и с максимальным упрощением? Или несколько, предусматривающих разные варианты?

    В.Г.Колесников: Сам закон по типовым уставам — наша давняя мечта, потому, как мы понимаем, что подавляющее большинство (95%) коммерческих предприятий, это ООО. 97% ООО учреждены только физическими лицами Из них 77% учреждаются одним физическим лицом, 17%-двумя, 4%-тремя и совсем немного большим количеством учредителей, в том числе юридическими лицами. Такая ситуация не характерна для мировой практики. Идея типовых уставов давно зрела в сообществе. И, благодаря тому, что этот пункт внесли в дорожную карту, эта идея быстрее дошла до законодательного оформления. Но, если почитать закон, то в нем идут отсылки к подзаконным актам, в том числе к Постановлению Правительства, которым будет определен уполномоченный орган за разработку типовых уставов. Сразу скажу, что мы не видим здесь ФНС, потому что вопросы гражданских правоотношений относятся к компетенции Минюста и Минэкономразвития, и кто будет из них, мы не знаем. Единственное, что мы четко вложили в закон, это то, что формы типовых уставов, после их утверждения, будут публиковаться на нашем сайте.

    А вот вопрос какие типы уставов, передам слово Светлане Игоревне. Опять же это не официальная точка ФНС, а пока только подход.

    0_1315f4_3c388fcc_L

    С.И.Федченко: Когда обсуждали этот вопрос с бизнес сообществом и Минэкономразвития, была высказана точка зрения, что это должны быть 2 или 3 вида типовых уставов. Во что это выльется, пока трудно сказать. Но сейчас как раз то время, когда представители бизнеса и участники Регфорума, в том числе, активно должны поработать, высказать свои предложения, тем более, что предложения будут практическими. Эти предложения будут для разработчика очень важны. Наш опыт по разработке, например, форм для госрегистрации, показал, что из бизнеса приходят достаточно интересные идеи.

    Теоретически, те три модели уставов, которые сейчас озвучиваются, имеют право на существование. Должен быть набор факторов, который существенно будет отличать один типовой устав от другого. Иначе можно опять уйти в «прооригинальный» устав. Поэтому большого количества типовых уставов быть не должно. Три- оптимальный вариант. А может быть начнем с одного, который будет востребован у большинства. Если все остальные будут недовольны сложившейся ситуацией, можно будет перейти к более подробным вещам. Для нас с вами это новая концепция и необходимо на практике попробовать, чтобы понять на сколько это хорошо или плохо с точки зрения регулирования и удобства осуществления бизнеса.

    В.Г.: Еще хотелось бы добавить. Мы понимаем, что то, что вносится в ЕГРЮЛ — не обязано быть в Уставе, такие вещи как адрес места нахождения юрлица, участники, а может быть и уставный капитал. От этого надо уходить, чтобы не менять каждый раз Устав при изменении вышеуказанных сведений. Мы этого очень ждем, так как половина регдел (именно бумажных документов) — это бесчисленные редакции Уставов и изменений к ним. Налоговая инспекция обязана проставить на экземпляре штамп «Копия верна», вернуть обратно. Все это, с точки зрения трудовых затрат, энергоемко и не технологично. А с принятием типовых уставов мы избежим выдачи копий уставов из регистрационного дела. В формах, над которыми сейчас идет работа, будет предусмотрен «волшебный квадратик», где заявитель будет выражать свое намерение использовать типовой устав. Также, как и наоборот. Быстро мы этого не ждем, в лучшем случае еще год, для того чтобы этот процесс работал. Но мы будем способствовать тому, чтобы уполномоченный орган был определен как можно скорее.

    С.И.: Законодатель сейчас предусматривает полугодовой переходный период для вступления в силу этого закона. И это сделано именно для того, чтобы обеспечить организационные мероприятия утверждения Постановлений Правительства, подзаконных нормативных актов, а процедура законотворчества и нормотворчества в последующем достаточно длительная.

    Тем же самым законом предусмотрен трехдневный срок первичной госрегистрации. Но в связи с тем, что в налоговых органах было установлено новое ПО, после Нового года в регорганы образовывались огромные очереди на получение документов. В Москве эта ситуация изменилась в лучшую сторону. Но по сообщениям из Крыма, там до сих пор случаются задержки в выдаче документов. В связи с этим возникает вопрос: получится ли у регоргана выдавать документы в трехдневный срок, если порой в пятидневный не удавалось уложиться?

    В.Г.: Мы, действительно, с конца прошлого года внедрили не имеющие аналогов в российской практике (для госорагнов как минимум) по своему масштабу программное обеспечение, которое использует облачные технологии. В облаке совершаются регистрационные и учётные действия всеми налоговыми органами страны (а их около более 900). Передача информации осуществляется мгновенно. Внедрение такого уровня продукта без сбоя не обходится.

    Тем не менее, ситуация сегодня и та, что была полгода назад — кардинально разные. Мы выправляем ситуацию. Я уверен, что к Новому году, когда ожидается вступление в силу трехдневного срока госрегистрации при создании, этих проблем уже не будет. С точки зрения технологий ничего кардинально не меняется от того, в какой срок необходимо зарегистрировать вновь созданное общество или ИП. Меняется только требование к срокам взаимного обмена информацией. По ИП проводятся проверки на наличие уже имеющегося статуса предпринимателя, проверки по паспорту, ИНН. Все необходимые проверки мы должны успевать проводить. Тоже самое по юрлицу. Не дисквалифицирован ли руководитель, не учреждается ли ликвидируемым лицом, и множество других проверок. Мы убеждены, что успеем их провести в трехдневный срок. И мы понимаем, что это продвижение по рейтингу Doing Business. Это все вполне реально. Кроме того, можно подать заявление на первичную регистрацию с помощью интерактивного сервиса ФНС. Он призван сократить срок ожидания. Заявителю назначается диапазон дней, когда его ждут в регоргане, и он потратит на ожидание комплекта документов по результатам регистрации примерно час-два своего времени.

    На сайте ФНС очень подробно и доходчиво дана информация по регистрации юридических лиц и ИП. Также есть колл-центр, подробно дающий интересующую информацию. Расскажите, пожалуйста, почему решили делать отдельный сервис и колл-центр от Госуслуг? Почему не стали интегрировать сервис от ФНС?

    В.Г.: Это подход регулятора — Минкомсвязи. Он заключается в том, что на портале госуслуг должны быть представлены услуги, оказываемые всеми органами власти. Т.е. сайт Госуслуг должен быть основным источником данных по услугам.

    Другое дело, что нам проще это делать. В связи с тем, что налоговая непосредственно предоставляет те или иные услуги, и разработчики ПО понимают, с чем им придется столкнуться. В данном случае мы передаем технические требования, описания формата, описание схем работы сервиса, но делается это все по контракту Минкомсвязи Ростелекомом, либо его субподрядчиками.

    В некоторых случаях по ссылке на конкретную услугу осуществляется переход с сайта Госуслуг на сайт органа, оказывающего услугу. Как пример — сервис «Узнай ИНН».

    По поводу работы call-центра. Несмотря на то, что у нас есть свой call-центр, мы делимся базами ответов на вопросы с порталом Госуслуг. Потому как операторы портала хотя бы на первичном этапе должны знать ответы на вопросы? Касающиеся компетенции всех органов власти.

    Какие дальнейшие планы по совершенствованию сервиса по регистрации юр. лиц и ИП? Появится ли возможность заполнения документов для регистрации изменений в ЕГРЮЛ?

    С.И.: В наших планах изначально было ввести в этот сервис все виды регистраций. Но для начала решили отработать процесс на наиболее востребованных видах, а именно на создании. Но это не предел, и, возможно уже в этом году, или в начале следующего на сайте появится возможность проводить все виды регистрации.

    В.Г.: По ИП уже в ближайшее время будет доступен сервис внесения изменений, а также прекращения деятельности. Вообще, в течение полутора лет будут доступны все существующие виды регистрации онлайн.

    Как Вы считаете, необходима ли массовая информационная кампания для граждан по регистрации компаний и ИП? Вплоть до объявлений в метро. Ведь очень часто бывает, что люди не знают о новых сервисах, об упрощении процедуры, и поэтому обращаются к посредникам.

    С.И.: Вопрос всегда будет дискуссионный, только потому, что информацию ищет только тот, кто действительно заинтересован в создании бизнеса. В связи с этим очень удобен Интернет, где можно в поисковой строке ввести запрос, попасть в том числе и на Регфорум, познакомиться с мнением и практикой, позицией налоговых органов. ФНС часто проводит круглые столы, руководители принимают участие в различных семинарах. Если у кого-то есть интерес, то этот интерес необходимо поддерживать.

    В.Г.: Мы заинтересованы, чтобы как можно больше людей знали о сервисах ФНС Например, в рамках «Дорожной карты» существуют пункты, в которых говорится об освещении в прессе и телевидении, и о том, чтобы с поисков был осуществлен переход на сайт nalog.ru.

    Да, для нас важно, чтобы как можно больше заявителей прибегали к помощи электронных сервисов ФНС и регистрировали бизнес самостоятельно. С другой стороны, это вопрос так называемых альтернативных издержек. Если предпринимателю необходимо внести изменения в сведения о себе в ЕГРЮЛ, то он может сам этим заняться. Но это только в том случае, если он за потраченное время не заработает денег больше, чем стоит эта услуга. В этом случае ему проще обратиться к специалистам в этой области, которые представлены на Регфоруме, в том числе.

    Нам хотелось бы, чтобы в регорганы поступали грамотные заявления, чтобы снижался риск отказов. Хотя отказов и так мало – около 8% от всех подаваемых заявлений. И эта цифра год от года уменьшается. Но мы заинтересованы в использовании всеми сервисами, представленными на сайте nalog.ru. Совсем недавно был введен качественно новый сервис, представляющий электронную выписку о конкретном юр. лице или предпринимателе. С интегрированной в pdf-формат электронной подписью ФНС России. Это — полноценный электронный документ. Все потребители сведений из ЕГРЮЛ или ЕГРИП могут пользоваться официальными электронными документами ФНС России.

    О планах…

    Есть задумки, как во многих странах мира, любое представление бумажных выписок из реестров, включая сведений о самом себе, сделать платным. Это сложившаяся мировая практика. Либо существенно изменить разницу в стоимости электронного и бумажного документа. Хотелось бы понимания и поддержки со стороны бизнеса в вопросе внедрения электронных документов. Только вместе мы добьемся результатов.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Молодцы, репортёры!

    14 июля 2015 в 15:452

    Юлия,

    Спасибо за информацию, очень полезно.

    А кто брал интервью, если не секрет?

    14 июля 2015 в 16:48

    Тоже хотела спросить 

    14 июля 2015 в 16:52

    Спасибо за отзыв. Не секрет, конечно — я.

    14 июля 2015 в 16:563

    Классно!

    14 июля 2015 в 17:032

    Юлечка, было несложно. вы мой любимый автор

    14 июля 2015 в 23:211

    Спасибо, приятно

    15 июля 2015 в 9:23

    Спасибо за интервью! Почаще бы налоговые органы "выходили в народ"!

    Интересно, были ли неудобные вопросы?

    30 июля 2015 в 1:02

    Спасибо за отзыв. Будем стараться чаще встречаться с представителями налоговой. А по поводу неудобных вопросов- так все вопросы, которые были заданы- все здесь. Ничего не утаила)

    30 июля 2015 в 9:391

    А вопрос про юридическую силу выписок с сайта, признании их банками, нотариусами... не удалось спросить?

    30 июля 2015 в 20:09

    Не думаю, что ФНС может отвечать за деятельность нотариусов и банкиров. Но то, что эти самые электронные выписки имеют такую же юридическую силу, как и те, что выдаются на бумаге, представители налоговой повторили неоднократно.

    31 июля 2015 в 9:13

    Ну вдруг что-то осталось за кадром!

    6 августа 2015 в 1:24

    Коллеги, если у вас имеются вопросы к представителям ФНС, задавайте их здесь, а мы, в свою очередь, попробуем их задать при следующем удобном случае.

    31 июля 2015 в 9:15

    Надо подумать.

    Меня сильно интересуют новые формы, как скоро их ждать.

    6 августа 2015 в 1:25

    Прямой эфир

    ooz20 сентября 2024 в 19:02
    Новые правила аккредитации иностранных представительств и филиалов в 2015 году: продолжение