Привет всем!
Решил дополнить инструкцию важной информацией касательно изменения в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации с использованием квалифицированной электронной подписи, без участия нотариуса.
Дело в том, что в Москве такая регистрация не проходила даже при наличии уже сформировавшейся позиции ФНС (Решение от 16.06.2015 г.). И вот, наконец, со мной поделились результатом обжалования в вышестоящий орган (УФНС по г. Москве) отказа МИ ФНС №46 в регистрации таких изменений, где Управление признало правоту заявителя. Это решение вы можете увидеть во вложении.
Что необходимо для смены руководителя?
С точки зрения налоговой, при смене руководителя в электронной форме регистрирующий орган должен убедиться в том, что новый руководитель не "самозванец". Если заявитель подает форму 14001 и подписывает её своей личной КЭП (квалифицированной электронной подписью) физического лица, то совершенно не ясно, действительно ли данный товарищ был избран (назначен) новым руководителем, поскольку в данном случае нет нотариуса, выступающего контролером.
Мы также знаем, что в удостоверительной надписи, совершаемой при свидетельствовании подлинности подписи заявителя на представляемом при государственной регистрации заявлении, нотариус подтверждает, что физическое лицо, подписавшее заявление, обладает полномочиями выступать заявителем при внесении в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, то есть является новым руководителем юридического лица.
Эти обстоятельства на давали покоя нашим регистрирующим органам. И хотя заявитель со своей личной КЭП может понести и уголовную ответственность за рейдерство или подделку документов, было решено не экспериментировать и прекратить практику таких регистраций, пока не наломали дров.
Проблема была решена, на мой взгляд, довольно изящно. ФНС решила, что заявитель при смене ЕИО должен подписать документы КЭП юридического лица, оформленной на себя, то есть на нового руководителя. Как мы помним, в случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).
Позиция ФНС сформулирована следующим образом (я немного упростил фразу из решения, выкинув лишнее):
Из сертификата ключа проверки электронной подписи заявителя, которой подписаны представленные в регистрирующий орган электронные документы, должно следовать, что физическое лицо, подписавшее указанные электронные документы, обладает полномочиями выступать заявителем при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, то есть является новым руководителем юридического лица.
Руководитель организации вступает в свои полномочия с момента избрания/назначения на должность, а не с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ, поэтому удостоверяющие центры спокойно (с определенных пор) выдают КЭП новому руководителю на основании соответствующих документов (протокол общего собрания и т.п.), без предоставления выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о новом руководителе. По закону «Об электронной подписи» удостоверяющие центры несут ответственность за достоверность информации, указанной в сертификате, а сама квалифицированная подпись считается действительной, пока судом не установлено обратное.
Таким образом, удостоверяющие центры в данном случае выступают своеобразным фильтром и контролирующей инстанцией.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
Выгода для бизнеса
Поскольку компании все равно после регистрации смены директора приобретают КЭП на нового руководителя, то дополнительных расходов в большинстве случаев не будет. Более того, некоторые УЦ переоформляют сертификат на нового руководителя бесплатно. Старый сертификат прежнего директора, естественно, утрачивает силу.
Порядок будет следующий: избрание руководителя -> оформление КЭП -> регистрация изменений в ЕГРЮЛ по форме 14001.
Прошу активно пользоваться и делиться результатами!
На портале появилась еще одна инструкция по электронной регистрации, в которой более подробно описан технический процесс подготовки документов.