Ещё в советское время, учась в школе, увлекался историей древней Греции. И вот в памяти отложилось как учился ораторскому мастерству, Дамокл. Ведь великим оратором стал. И выражение появилось - "Дамоклов меч".
Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова
приковывать к себе толпу слушателей,
привлекать их расположение, направлять их волю,
куда хочешь, и отвращать ее, откуда хочешь.
Цицерон
Умение разговаривать с людьми важно в любой профессии, но как сделать так, чтобы нас услышали? Ведь зачастую от того, что и как мы произносим, зависит успех в деле. Этому как раз и был посвящен тренинг «Ораторское мастерство» проекта «Регсеминар». Тренинг провели преподаватель сценической речи и актерского мастерства в ГИТИСе Лавренева Ольга и студентка ГИТИСа, обучающаяся на факультете музыкального театра (специализация «оперное пение»), Маргарита.
Кстати, Маргарита является Генеральным директором консалтинговой компании, поэтому на собственном опыте убедилась, насколько важно уметь правильно общаться с клиентами. По словам Маргариты, ее сотрудники не всегда четко, громко и уверенно отвечали на телефонные звонки и вопросы клиентов, возникающие в ходе личного общения, из-за чего периодически возникали трудности в работе. С аналогичными проблемами, наверняка, сталкиваются многие наши коллеги. Но эти проблемы можно решить. Как? Маргарита и Ольга рассказали об этом в интервью читателям Регфорума.
Asya Lebedeva: Маргарита, почему вы решили, что вашим сотрудникам необходимо обучиться ораторскому мастерству?
Маргарита: У меня работают действительно хорошие сотрудники, отличные специалисты, но клиенты часто жаловались, что не слышат часть того, что специалисты говорят по телефону и в ходе личного общения. Был случай, когда клиент подумал, что наш сотрудник специально шепчет, чтобы не напрягаться. Как-то я попросила своих сотрудников проговорить мне то, что они обычно говорят по телефону. И я заметила, что они действительно местами то шепчут, то частят, то «съедают» окончания… С такой проблемой сталкиваются многие, даже опытные и талантливые юристы, которые много знают, но не всегда могут правильно подать информацию, объяснить что-то. Во многом это связано с неправильным звукоизвлечением и еще рядом речевых проблем. С этим можно и, как мне кажется, нужно бороться.
A.L.: Как же победить в себе неуверенность и научиться разговаривать правильно?
Ольга: Голос – это часть нашего имиджа, такая же, как внешний вид. Кому понравится собеседник с пищащим, визжащим или гнусавым голосом? Но почему-то внешнему виду мы уделяем внимание, а голосу - нет. Хотя аудиальное воздействие на слушателя практически равносильно тому впечатлению, которое человек производит своей внешностью. Дикция, артикуляция, интонация, тембр голоса, тон, громкость, диапазон, ударения - всеми качествами голоса надо уметь пользоваться. Помимо этого ораторское искусство включает в себя приемы снятия страха публичного выступления, волнения, зажимов. Важен такой элемент, как культура речи - необходимо обращать внимание на то, как мы говорим, употребляем ли слова паразиты, сорные слова, иностранные слова, диалекты, жаргоны… Когда мы избавляемся от речевых недостатков, мы чувствуем себя более уверенно. Что касается снятия зажимов, то для этого существуют специальные упражнения, которые также используются в комплексе речевого тренинга. Работа над голосом и над техникой речи - процесс длительный, может растянуться на несколько месяцев. Нельзя сказать, что после трех занятий человек станет прекрасным оратором. К сожалению, многие прекращают свое обучение, так как не видят результата в короткие сроки. Надо понимать, что если хочешь добиться результата, нужно каждый день тренироваться.
A.L.: Возможно ли самостоятельно освоить техники ораторского мастерства?
Ольга: Обязательно нужен специалист, который обнаружит ваши проблемы и недостатки, будет контролировать правильность выполнения упражнений. Иначе можно не только усугубить свои проблемы, но и приобрести новые. Здесь, как в медицине, – не стоит заниматься самолечением. Есть, конечно, ораторы от природы, у которых изначально хорошие голосовые данные, но ораторскому мастерству может научиться любой человек. Конечный результат может быть не таким, как у певца на оперной сцене, но улучшить свои голосовые и дикционные данные может каждый, главное иметь желание и прилагать усилия для достижения своих целей.
A.L.: Побывав на тренинге, я поняла, что стать оратором очень сложно…
Маргарита: Но приложенные усилия не будут напрасны! Я, к примеру, давно обучаюсь ораторскому искусству в рамках получения мною музыкального образования: сначала были частные уроки с педагогом, потом Музыкальное училище им. Гнесиных, теперь ГИТИС. Конечно, умение разговаривать пришло не сразу, все это нарабатывалось со временем. Да, особенно первый год было тяжело. Поначалу я постоянно думала, как правильно подать звук, как правильно вдохнуть. Но со временем это уже вошло в привычку и, как результат, меня четко слышно в любой аудитории.
A.L.: Правда ли, что тренировки перед зеркалом помогают улучшить качество речи?
Ольга: Главное тренироваться, но необязательно перед зеркалом. Конечно, зеркало позволяет как-то контролировать жесты, мимику, но, иногда, подходя к зеркалу, мы начинаем засматриваться на себя, заниматься самолюбованием, а не обращать внимания на свои дефекты.
A.L.: С чего лучше начать обучение ораторскому искусству?
Маргарита: Основная проблема моих сотрудников, например, заключалась в том, что они неправильно дышали, «не туда». У звука должна быть опора, но из-за неправильного дыхания этой опоры нет. Поэтому, после проведенного мастер-класса в стенах ГИТИСа, им было дано задание: перед каждым рабочим днем делать пятиминутную дыхательную гимнастику, тренировать «нижнее» дыхание, так называемое «дыхание животом». Также надо было работать со звуком, тренировать правильный звуковой посыл, делать дикционные упражнения, и, наконец, заниматься постановкой громкого голоса за счет развития системы резонаторного звучания. Сначала сотрудникам приходилось утрированно покрикивать, вырабатывая, таким образом, голос. Проблем было много, но на данный момент благодаря систематическим занятиям большая их часть осталась в прошлом.
A.L.: Как сотрудники отреагировали на вашу идею заняться постановкой голоса, дикцией?
Маргарита: Сначала они не могли понять, что именно не так. Тормозящим фактором выступала привычка – мы привыкаем говорить неправильно в семье и среди друзей, где нет человека, который указал бы нам на проблему. Не раз я слышала от сотрудников фразу: «А мне никто не говорил…». Но, тем не менее, они добросовестно делали разминку, упражнения, учились правильно дышать. Через какое-то время они сами заметили изменения. Когда мои сотрудники начали правильно дышать и говорить, их стали слышать. Не только слушать, но и слышать. Они научились мотивированно, громко, ясно и четко излагать свои мысли. И это дало положительный эффект в работе. Клиенты довольны, хвалят наших специалистов. У нас пошли вверх продажи, сотрудники лучше справляются с задачами. Так, например, у нас сократилось число отказов: сотрудникам стало удаваться отстаивать свою позицию в налоговой и даже снимать отказы в день их выдачи. На следующем этапе будем обучаться актерскому мастерству, чтобы артистически выходить из сложных ситуаций.
A.L.: И, наконец, что бы вы посоветовали тем, кому предстоит публичное выступление?
Маргарита: Многие люди, выходя к публике, начинают думать о том, как они выглядят, что о них скажут. Но именно это должно волновать вас меньше всего. Нужно четко осознавать цель выхода к публике, мысли, которые вы хотите донести до аудитории, и тогда все страхи отойдут на второй план. Кроме того, не стоит быть слишком критичными к себе: ведь вы же не станете ругать за не взятую верхнюю ноту человека, впервые решившего исполнить сложную оперную партию. Даже неудачно выступив перед публикой, надо проанализировав ошибки, обязательно себя похвалить, и, конечно, необходимо пользоваться каждым удобным случаем и выступать. Помните, маленькое выступление – это тоже выступление: тост на дне рождения, небольшой доклад на совещании среди коллег, поход в караоке... Умение приходит с опытом.
Редактор Регфорум.ру Анастасия Бычкова
Ещё в советское время, учась в школе, увлекался историей древней Греции. И вот в памяти отложилось как учился ораторскому мастерству, Дамокл. Ведь великим оратором стал. И выражение появилось - "Дамоклов меч".
спасибо за материал, на деле думаю было бы еще интересней и не менее позновательней. Удачи Вам))))
Эти тренинги организует проект "Регсеминар". Здесь вы можете следить за обновлениями http://regforum.ru/showthread.php?t=107748. Думаю, ораторский тренинг будет повторяться.
Мне кажется, интервью - это очень интересный формат публикаций с большим потенциалом.
Он дает экспертам свободу самовыражения, а читателям - всегда свежую пищу для ума)
Не все темы укладываются в статейный формат, да и отвечать на конкретные вопросы удобнее и сказать можно много всего, ничем себя не ограничивая.
И экспертов у нас много, в том числе тех, у кого нет времени на написание статей, уверена, что многие согласятся поделиться своими соображениями на самые разнообразные темы.
скажите, а по какому принципу вы выбираете людей для интервью? есть какие-то критерии?
кто может дать интервью?
Героем интервью может стать любой человек, который может рассказать что-то интересное (о внедрении новых процессов в бизнес, как например, в представленном интервью, о новых технологиях и т.д.), поделиться каким-то своим уникальным опытом.
А вы хотите дать интервью?
нет, не я.
может быть с моим директором сделать интервью, он интересный человек. мы подумаем, может получится
я вам тогда в личку напишу
спасибо