интересная статья, но было бы неплохо с указанием номеров дел писать даты определений. трудно искать в картотеке.
Здравствуй, Регфорум!
В эпоху кризиса и нестабильной экономической ситуации отношения «кредитор-должник» выходят на новую орбиту правоотношений. Для одних возникает проблема как получить, то что им должны, для других как максимально себя обезопасить от кредиторов и не утонуть в долгах. Банкротство может стать той гирькой, которая качнёт чащу весов в их сторону и заставит нерадивого должника рассчитаться по долгам для одних и спасательным кругом для других.
Больше всего участников процедуры банкротства волнует всего лишь несколько основных проблем, остальные же являются их разновидностью или последствиями.
Проблема первая: что можно получить по окончании процедуры банкротства
Например, можно добиться от должника, не исполнявшего свои денежные обязательства, возврата части, а то и всей суммы задолженности. Примером может служить дело № А31-931/2012, в котором наши сотрудники представляли интересы нескольких кредиторов в деле о банкротстве, и смогли добиться исполнения должником своих обязательств.
Однако такой благоприятный исход возможен не всегда. Зачастую бывает, что у должника уже не осталось никаких активов, при этом нереальная уже ко взысканию дебиторская задолженность продолжает находиться на балансе или за балансом кредитора, создавая определённые трудности в ведении финансово-хозяйственной деятельности. Это связано, в основном, с открытием кредитных линий в банках, так как наличие большой дебиторской задолженности может породить ряд вопросов к заёмщику и в конечном итоге привести к отказу в получении кредитных средств. Поэтому в данном случае, кредитор бывает заинтересован провести процедуру банкротства и вполне на законных основаниях списать данную дебиторскую задолженность. Но не стоит забывать, что в соответствие с законодательством о банкротстве в случае подачи кредитором заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) заявитель несёт на себе риск неблагоприятных последствий в виде несения расходов по проведению процедуры и здесь стоит задача по минимизации таких расходов, что и было сделано в деле № А35-6359/2014.
Проблема вторая: как вернуть выведенные у должника активы
Это одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой сталкиваются кредиторы. В практике вывод активов должника, в определённый временной промежуток до подачи заявления о признании несостоятельным (банкротом) случается не так уж и редко. И оспаривание сделок должника выходит на первый план. В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данной теме посвящена целая глава, этой же теме посвящён целиком и один из Пленумов ВАС РФ. Кажется, «глаза разбегаются» от выбора оснований по оспариванию сделок, однако правильно и грамотно это сделать могут далеко не все. При этом зачастую выясняется, что имущество уже перепродано и не по одному разу. Такой поворот дела, потребует от тех, кто представляет пострадавшую сторону — в данном случае кредитора, и тех, кто представляет его интересы в арбитражном процессе умения быстро и правильно оценить ситуацию, суметь принять верное решение, чтобы получить желаемый результат.
Так, например, оказывая услуги по правовому сопровождению процедуры банкротства арбитражному управляющему в рамках дела № А31-6336/2012 (производство по делу ещё не завершено) был подготовлен и заявлен в рамках дела о банкротстве иск по оспариванию сделки по продаже должником автомобиля. В ходе рассмотрения заявления выяснилось, что автомобиль уже находиться у третьих лиц, которые являются его добросовестными приобретателями. Изменив исковые требования, удалось добиться пополнения конкурсной массы, а также выявить и оспорить ещё одну незаконную сделку должника, в результате оспаривания которой, одному из банков теперь придётся возвращать полученные по данной сделке денежные средства.
Но не всегда подача кредиторами заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) бывают обоснованными и удовлетворяются арбитражными судами. Нередко, до подачи заявления необходимо соблюсти определённую процедуру, в основном с этим сталкиваются кредиторы предприятий жилищно-коммунального комплекса.
В конце прошлого года, представитель должника смог доказать, что в данном случае нарушена процедура подачи заявления и поэтому оно не подлежит удовлетворению. В результате оба предприятия продолжают свою работу.
Проблема третья: деятельность арбитражного управляющего и контролирующего должника лиц.
Не всё в процедуре банкротства зависит от желания и действий кредитора. Ключевой фигурой всей процедуры является арбитражный управляющий. И ставки в этой игре для него тоже очень высоки в прямом смысле этого слова.
И дело не только в получаемом вознаграждении и суммах за погашение части задолженности, включённой в реестр кредиторов.
Ответственность арбитражного управляющего тоже очень большая — это и штрафы от 25 000 до 50 000 рублей и возможность дисквалификации при повторном нарушении, обязанность возместить убытки кредиторам в случае неправомерных действий или бездействия, а также постоянно висящий «дамоклов меч» отстранения.
В процедуре банкротства конкурсному управляющему постоянно приходиться сталкиваться с претензиями кредиторов, обоснованными и необоснованными. В качестве примера можно привести дело № А31-8593/2011, где в ходе процедуры банкротства, конкурсные кредиторы дважды подавали заявление об отстранении конкурсного управляющего. С помощью наших сотрудников конкурсному управляющему удалось добиться того, что в удовлетворении заявленных кредиторами требований было отказано и данный вердикт суда первой инстанции был подтвержден судебными актами вышестоящих инстанций.
Ещё одной «группой риска» при рассмотрении дела о банкротстве являются контролирующие должника лица-руководители и участники.
Именно они оказываются на «последнем рубеже обороны» и зачастую дело о банкротстве заканчивается рассмотрением исков конкурсного управляющего и (или) кредиторов. Очень часто именно контролирующие должника лица становятся главными «врагами» для кредиторов и виновниками всех бед. Такие процессы являются одними из самых сложных и длятся очень долго, а с учётом рассмотрения в вышестоящих судебных инстанциях могут тянуться годами. Но зачастую такие претензии бывают не всегда обоснованы. Совсем недавно, представляя интересы одного из бывших руководителей предприятия, нам пришлось доказывать факт того, что не всё зависит только от воли руководителя должника. Суд согласился с доводами представителя ответчика, в результате иск на сумму свыше 30 млн. руб. был отклонён, дело № А31-3918/2012.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что для достижения желаемого результата требуется умение хорошо разбираться в механизме банкротства, знать его алгоритм работы и уметь вовремя заметить в нём неполадки и оперативно их устранить.
интересная статья, но было бы неплохо с указанием номеров дел писать даты определений. трудно искать в картотеке.