Один из самых популярных вопросов для микробизнеса — вывод денег. По популярности он стоит вторым сразу после выбора системы налогообложения. Мы же бизнес создаем, чтобы прибыль забирать, а не только налоги считать.
Выводом денег будем считать факт, когда собственник бизнеса забирает в карман часть того, что осталось после оплаты всех счетов и налогов. Есть и другие поводы для вывода денег — например, для оплаты наличкой расходов, зарплаты и т.д.
В зависимости от уровня зрелости бизнеса вывод денег имеет категории:
Он же — подтвержденный доход. Если вы когда-то имели счастье брать потребительский кредит или ипотеку в банке, то уже наверняка имели приватный разговор с кредитным менеджером про “подтвержденные” и “неподтвержденные” доходы. “Белый”, он же “подтвержденный” доход — это деньги, на которые есть документ, подтверждающий источник и безвозвратность оных. Это может быть и справка 2-НДФЛ (кстати, она же подтверждает ваши дивиденды с прибыли фирмы, и проценты со сделок на финансовых рынках), и налоговая декларация ИП, и договор подряда.
“Белый” доход нужен, чтобы спокойно покупать все что хочется без риска однажды получить неприятные вопросы, типа: “как с доходом 200 тыс руб в год вы приобрели Audi Q7 и дом в Подмосковье за 54 млн. руб.?”. Да, конечно, можно предъявить договор займа со знакомым олигархом или сочинить сказку про наследство от канадского дядюшки, но договор займа — это все-таки штука одноразовая, а дача это не последнее, что нам нужно еще купить, а сказка про наследство проверяется примерно минут за 5. Если же нам до дома за 54 млн. пока еще далеко, будем выводить деньги постепенно, наращивая объем.
Расчетный счет ИП по сути – это ваш же карман, в котором ваши же личные деньги. Нужно пополнить счет? Пожалуйста – из кармана «наличка» переложили в карман «расчетный счет». Нужно вывести деньги? Таким же нехитрым способом переложили из кармана «счет» в карман «наличка». Налогами эта операция никакими не облагается, собственник денег не меняется, доход белейший, мир прекрасен и удивителен. Есть только один момент, с которым вы рано или поздно столкнетесь, если будете вести бизнес активно, и прибыль ваша будет расти. Это банковский процент за вывод денег, который после определенной суммы (обычно это 200-300 тысяч рублей в месяц) становится грабительским. Некоторые продвинутые банки таким же способом ограничивают вывод денег не только наличкой, но и на ваши же расчетные счета, открытые в других банках. То есть формально ограничений нет, выводи сколько хочешь, но под 5-7%.
Дело в том, что государство у нас изо всех сил борется за нашу с вами безопасность. Кругом террористы, экстремисты и еще бог знает какие –исты, которых финансируют наличными деньгами, чтобы никто не узнал, кто же их финансирует. Кроме того, в наших же с вами интересах государство борется с так называемой обналичкой. Вывод денег через ИП – это весьма популярная операция в указанных выше целях, а повышенный процент за вывод – это заградительный барьер, чтобы не выводили ярдами и не помогали нехорошим людям.
Поэтому, если у вас задача выводить достаточно большие суммы – решать ее нужно не «в лоб» и тщательно выбирать банки.
Если у вас не ИП, а фирма – деньги на расчетном счете принадлежат не вам, а фирме (ООО, АО, НКО и т.д.), даже если вы единственный участник\акционер.
Вариантов у нас не так много.
«Снять по чековой книжке», «взять под отчет», «скинуть на карту», «снять в банкомате» — суть одна и та же операция, которая не делает деньги юридически вашей собственностью. Вы просто взяли деньги, принадлежащие фирме, на временное хранение. Это отражается в учете фирмы, как выдача под отчет. И либо отчитаетесь (то есть предоставите документы о покупке чего-либо полезного для организации), либо эта сумма будет висеть на вас всегда. Плюсы такой операции: просто, бесплатно. Минусы – копится подотчетная сумма, это не является «белым» доходом, и в наше непредсказуемое время есть риск что эти все «подотчетные» миллионные суммы, висящие на армии директоров и собственников микробизнеса, однажды обложат подоходным налогом 13%. На сегодняшний день это налогом обложить невозможно, потому что в ваших организациях отсутствует утвержденное Положение о подотчетных средствах, в котором написано, что подотчетные деньги должны быть отчитаться не позднее N дней, иначе у сотрудника их удержат из заработной платы. Исходя из опыта, те у кого есть такие положения, поскольку у них есть живые подотчетники-сотрудники, такими «пионерскими» способами вывода нала давно не пользуются, переросли. А те, кто все еще пользуется по незнанию, лени или жадности – гарантированно не знают, что такое положение о подотчетных средствах. Поэтому способ рабочий, но для очень и очень небольших сумм.
Разбираемся дальше.
Второй способ бесплатного вывода – выплата по договору займа. Обычно это договор беспроцентного займа, и вы либо выдаете сами себе заем, либо возвращаете. Почему беспроцентного? Потому что процент – это дополнительный доход фирмы или физлица, облагаемый опять таки налогом, а налоги у нас платить не любят, особенно осуществляя операцию по выводу «своих кровных». Давайте подробнее разберем налоги и механику. Механика проста – денежки отправляются обычно на карту физлица с назначением платежа «Выплата по договору беспроцентного займа № дата» или «Возврат по договору беспроцентного займа № дата». Рисуется договор займа. Хотите – можно и процентного, но тогда аккуратнее прописывайте условия начисления этих %%. Если у вас общая система налогообложения - то вам придется регулярно начислять %% и платить с них налог на прибыль. Если у вас упрощенка или иной спецрежим - доход с %% у вас возникнет только при возвращении займа, а в вашем случае предполагается, что никт ничего возвращать не будет и %% платить тем более.
Выплата по договору займа — используется в трех случаях:
Результатом этой операции (выдача займа) будет то же, что и в случае с подотчетными деньгами. Вы должны фирме, деньги у вас не являются белым доходом, и эти суммы имеют неприятную привычку копиться. Зато бесплатно.
Следующий вариант – это вывод неким хитрым способом через ИП либо через счет дружественной фирмы под некие услуги. Какие – от субподряда до аренды торговой марки. Почему через ИП – потому что в этом случае белый доход можно выводить под налог 6% или вообще ЕНВД или патент. Только ИП не должен быть одним лицом с учредителем или директором фирмы. А если выводить через счет дружественной фирмы – вы и без меня знаете, как это называется. Плюсом этой операции является пониженный налог – 6% или еще меньше против 13% с дивидендов, бонусом идет включение в расходы тех услуг, под которые выводите, если у вашей фирмы соответствующая система налогообложения, где нужны расходы. Минус – налоговые риски, если вы таким образом завышаете расходы, и опять у вас нет белого дохода.
Наконец, самый “белый” вариант – вывод дивиендов. 13% НДФЛ платите и все хорошо. Это белейший доход, к которому придраться невозможно. Единственное условие: чтобы выплачивать дивиденды, нужно вести бухучет или хотя бы его подобие. Между нами говоря, выплата дивидендов — это единственная причина вести бухучет малому бизнесу.
Есть еще несколько способов, но мне они представляются малобюджетной экзотикой. Например, компенсация за использование собственного имущества. С компенсации за использование работником личного имущества на службе удерживать НДФЛ не придется. Никаких нормативов здесь нет. С этим соглашаются и чиновники (письмо Минфина России от 11 апреля 2013 г. № 03-04-06/11996). Статья 188 Трудового кодекса РФ обязывает компанию выплачивать компенсацию сотруднику, который применяет свое имущество на работе. Причем работодатель самостоятельно определяет, в какой сумме выдавать такую компенсацию. Другими словами, какой бы размер выплаты вы не прописали в трудовом договоре или соглашении к нему, она будет считаться компенсацией, выданной в соответствии с законодательством. Потому есть основания не удерживать НДФЛ (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
Или еще способ — собирать все чеки на покупку всего, что теоретически может пригодиться в бизнесе. Канцтовары, компьютеры, мебель и прочие мелкие и не очень покупки помогут вам вывести деньги якобы возмещением. Доходом вашим они не станут, много не выведешь, да и утомительно это.
Если я не прокомментировала еще какие-то оригинальные способы вывода денег из компании — пишите в комментарии, пообщаемся.
А если все же был договор с ИП, он же директор, юрид услуги компании в течение 3-х месяцев, но юриста в компании нет и такая необходимость нужна была действительно. Что в этой ситуации? У директора будут большие проблемы?
В связи с новыми правилами учета сумм налога с экономии на процентах я бы поостереглась советовать беспроцентный займ. С 2016 года НДФЛ с этих сумм уплачивается ежемесячно.