Коллеги и читатели, здравствуйте!
ФНС России в Письме от 04.03.2020 N КВ-4-14/3735@ «Об использовании хозяйственными обществами печатей» напомнила о том, что обязательность печати для хозяйственных обществ (ООО, АО) отменена Федеральным законом от 6 апреля 2015 года N 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ», который вступил в силу 7 апреля 2015 года.
С 7 апреля 2015 года кроме того, что ООО и АО не обязаны иметь печать, территориальные налоговые органы также должны принимать документы организаций, принявших решение не использовать печать, независимо от того, есть ли на них печать.
Как известно, решение, использовать печать или нет, общество принимает самостоятельно. В случае если общество приняло соответствующее решение, то сведения о наличии печати должны быть отражены в его уставе.
Данное письмо является скорее напоминанием для территориальных налоговых органов и не содержит никаких принципиальных позиций. Ранее ФНС уже доводило указанную позицию Письмом от 05.08.2015 N БС-4-17/13706@ «О наличии в документах печати общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества».
Ключевым в данном вопросе является то, что до сих пор у налоговых органов возникают вопросы по поводу оформления первичных документов в организации.
Оттиск печати не указан в перечне обязательных реквизитов первичного учетного документа, приведенных в ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учет. Соответственно, его наличие в первичном документе не является обязательным. Это в том числе подтверждается разъяснениями, содержащимися в Письмах Минфина России от 30.08.2018 N 03-01-10/61983, от 06.08.2015 N 03-01-10/45390 и ФНС России от 13.01.2016 N СД-4-3/105@. Документ, составленный по установленной форме, но без заверения печатью, также подтверждает факт хозяйственной жизни, а значит и подтверждает данные налогового учета в том числе потому, что в НК РФ обязанность заверять первичные документы печатью в целях налогообложения отсутствует.
Таким образом, в случае общения с территориальными налоговыми органами, при возникновении спорных вопросов в части отсутствия у организации печати, вежливо объясняем им положения действующего законодательства, а также ссылаемся на разъяснения, данные самой же ФНС.
Спасибо за внимание и будьте аккуратны!