Добрый день, коллеги!
Клиенты никогда не дают скучать, особенно – если с ними обстоятельно беседовать. Когда-то давно, когда моя компания еще была маленькой (даже «маленькой» — громкое слово: я, да помощник) мне казалось, что общение с клиентом должно проходить по узкой колее товарно-денежных отношений. В том смысле, что клиент просит сделать нечто, а потом, довольный, как я был уверен, должен оплатить услуги.
Со временем, набив шишки и прогулявшись по граблям, я сделал два важных вывода:
- брать предоплату необходимо в любом случае;
- прежде чем что-то делать, следует узнать – зачем.
С чего все началось
Именно последнее правило, наработанное моим толстым лбом, привело к очень интересному опыту, с которым я и хотел бы поделиться.
Однажды крупная организация, которую мне посчастливилось заполучить в клиенты, обратилась за помощью. Я очень ценю такие моменты, поскольку большие компании предпочитают рассчитывать на свои силы, на своих юристов. Это общеизвестно, равно как и то, что подозрительные большие компании порой соглашаются перепоручить задачу кому-то еще.
Итак, мой клиент поинтересовался, можно ли организовать в нашем городе филиал негосударственного образовательного учреждения? Слово «филиал» я воспринял слишком буквально, поэтому тут же нарисовал клиенту масштабную карту боевых действий – как мы будем вносить изменения в ЕГРЮЛ, сколько шума и пыли поднимем и т.д.
Клиент согласился – надо так надо. Я воспринял это как личную победу, но осекся, вспомнил прежние ошибки и поинтересовался, а что вообще нужно и зачем?
Смысл затеи заключался в том, что клиент (медицинская организация) нуждалась в сети заведений, которые готовили бы кадры для филиалов медицинских центров в регионах. Для этой цели и организовали собственное карманное НОУ. А что делать? Сотрудники нужны, желающие есть, но их обучение и квалификацию надо как-то подогнать под внутренний корпоративный стандарт. К тому же и профиль деятельности достаточно тонкий, требует особенного внимания.
Почему бы и нет?
Тогда я попросил несколько дней на раздумья, после чего предложил если не бесспорный, то крайне интересный вариант. В самом деле, первое что приходит на ум – это создание филиала. Учитывая, что это неизменно приводит в Минюст, и что конечное число филиалов пока не известно, такой вариант выглядел слишком хлопотным и сложным. Сегодня нужен один филиал, завтра – еще два, потом – три, а другой надо закрыть, и так до бесконечности! Не хочу хвастаться моральными качествами (ведь тогда у меня точно будет на одно меньше), но я эту идею отмел.
Да, можно каждый раз браться за заказ, получать от клиента деньги и открывать новый филиал со всеми китайскими церемониями. Можно же поступить проще, упростив процедуру до минимально допустимого уровня.
Я отталкивался от следующих соображений. Так как речь шла о ДПО (дополнительном профессиональном образовании), то, в соответствии с п. 4 ст. 91 федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в приложении к лицензии не указывается адрес осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (согласно п. 2 ст. 76. федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Что это значит? Это значит, что мы лишали себя удовольствия переоформлять лицензию из-за каждого нового «филиала» нашего НОУ.
Такой вывод подтверждает и сам Рособрнадзора, который в пункте 2 своего письма от 09.09.2013 N 11-201 "О направлении методических материалов о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности" пишет:
«Следует также подчеркнуть, что согласно части 4 статьи 91 Федерального закона об образовании в приложении к лицензии не указываются места осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, следовательно, лицензия на осуществление образовательной деятельности по указанным программам не подлежит переоформлению при намерении лицензиата осуществлять их реализацию по адресам, не указанным в лицензии.»
Чем дальше в лес, тем интереснее
Этот секрет Полишинеля я использовал как отправную точку. Одной лицензии нам достаточно для всей страны. Предстояло решить еще два важных вопроса:
- способ организации сети;
- кадры для отделений НОУ.
Всё началось с филиала, а затем, из-за моей любви к нестандартным решениям, мы пришли к обособленным подразделениям. Обособленные подразделения занимают, на мой взгляд, достаточно сложное положение, и являются химерическим порождением налогового законодательства. Так или иначе – это очень удобный способ для организации бизнеса за пределами домашнего региона без создания филиалов и представительств. Скромные обособленные подразделения могут скрывать за собой как одинокого сотрудника в офисе 3х3 метра, так и вполне себе функционирующее заведение вроде медицинского центра.
Итак, образовательная лицензия позволяет нам организовывать учебный процесс в любом месте. Обособленные подразделения, в свою очередь, позволяют организовывать процесс в самые оперативные сроки.
Как известно, для регистрации обособленного подразделения требуется минимум усилий: 1 сообщение, 1 приказ, 1 доверенность. Через пять дней мы получаем в территориальной налоговой инспекции по месту нахождения обособленного подразделения уведомление о постановке на учёт – можно работать!
Специфика деятельности (образовательная), разумеется, предъявляла свои требования. В законодательстве четко указаны строгие и подробные требования к осуществлению образовательной деятельности, чего стоят только требования к помещению. Они подробно изложены в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".
Помимо помещения, важным еще были и специальные договоры с медицинскими организациями. Как я уже упоминал, наш клиент работал именно в этой сфере, и в этой сфере ему требовались нужного уровня кадры. В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 указанного положения, НОУ также должна была заключить договор с медицинской организацией, который позволял бы обучающимся проходить нечто вроде практических занятий. Это не представляло проблемы, поскольку именно там, где были медицинские центры, и требовались кадры, и, соответственно, располагались наши хитрые «филиалы» НОУ.
Понятное дело, что при таком подходе вопрос о соблюдении лицензионных требований оставался на совести НОУ. Переоформлять лицензию не требовалось, и как организовывался учебный процесс территориальный орган Рособрнадзора не знал. Равно как и не знал, на сколь необычном основании существовали наши отделения. Клиент, как серьезная организация, не замышлял ничего дурного, просто закон позволял так делать, и это было несравненно проще, нежели пускаться в утомительные и лишние хлопоты с филиалами.
Оставался последний вопрос – это кадры. Как бы мы ни хотели раскинуть сеть по всей стране, но их всё же требовалось как-то укомплектовать. Здесь нам помог ЕКС. ЕКС – это Единый Квалификационный Справочник, который содержит перечень должностей и требований, предъявляемых к ним. Нас интересовал раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011).
Так, в пункте 9 раздела I указывается, что «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Это означало, что в случае резкой потребности в «филиалах» НОУ мы могли обеспечить их кадрами благодаря такой лазейке. Действующая в НОУ аттестационная комиссия исходила уже из своих соображений касательно персонала, делая «исключения». В конце концов, для учреждения и не требовался какой-то огромной корпус преподавателей, тем более, что речь шла о дополнительном образовании, необходимом для обучения сотрудников под нужды клиента.
У этой истории счастливый конец. Мы подготовили подробный план воплощения в жизнь нашей затеи, неизбежно долго (клиент – крупная организация, повторюсь) готовили всё для реализации и… Уже запустили два отделения, по одному на регион. Можно сказать, что сейчас идёт тест пилотного проекта, но пока, на удачу, проблем не возникает, что вызывает надежду на дальнейшее развитие такой модели реализации сети отделений НОУ.