Руководитель правового департамента
Heads Consulting
Посты
2
Лайки
17

Судебная практика и тонкости налогообложения при реорганизации

  • 11 июля 2016 в 9:11
  • 4.3К
  • 11
  • 0

    Дорогие участники Регфорума, добрый день!

    Сегодня я затрону вопрос относительно возможности применения спецрежимов налогообложения при реорганизации в форме преобразования из одной организационно-правовой формы в другую, например из ЗАО в ООО, который уже несколько лет остается достаточно дискуссионным, поскольку на протяжении всего этого времени так и не сложилось однозначной судебной практики.

    Причем согласовать свои действия не могут суды разных инстанций, разная позиция и у Федеральных арбитражных судов округов.

    Если по хронологии рассмотреть дело № А26-6841/2015, то на лицо те принципиально разные точки зрения, которые существуют в настоящий момент. И вот в чем они заключаются.

    Позиция 1: Право на применение специальных режимов не передается при реорганизации

    Основано это мнение на том, что согласно пункту 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц.

    В силу пункта 1 статьи 16 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.

    Таким образом, по смыслу норм гражданского законодательства в результате преобразования юридическое лицо является вновь созданным.

    Специальный порядок перехода юридического лица на упрощенную систему налогообложения заключается в направлении лицом, намеренным применять названный специальный режим налогообложения, уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе.

    Согласно пункту 9 статьи 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица признается вновь возникшее юридическое лицо лишь в части исполнения обязанностей по уплате налогов, прекратившего свою деятельность юридического лица, переход права на использование системы налогообложения данная статья не предусматривает.

    То есть вновь созданное юридическое лицо имеет право на самостоятельно определение системы налогообложения, которое оно будет применять.

    Аналогичная позиция содержится в Постановлении АС Северо-Западного округа от 18.12.2015 по делу А26-2993/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.05.2016 № Ф07-2745/2016 по делу № А26-6841/2015.

    Позиция 2: Право на применение специальных режимов передается при реорганизации

    Если говорить о современной практике, то наиболее убедительными судебными актами являются Постановления АС Дальневосточного округа от 07.07.2015 Ф03-2386/2015, от 20.05.2015 Ф03-1820/2015.

    Но хотелось бы обратить внимание, что указанная судебная практика относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, изъявившим желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

    В Постановлениях сделаны следующие выводы:

    • В соответствии с пунктом 2 статьи 346.3 НК РФ, вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, вправе уведомить о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ.
    • Как следует из пункта 1 статьи 50 НК РФ, обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей.
    • Согласно пункту 9 статьи 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
    • Применив изложенные выше нормы, а также руководствуясь пунктом 5 статьи 58, пунктом 1 статьи 59 ГК РФ, суды указали, что Общество не является вновь созданной организацией, так как оно возникло вследствие реорганизации в форме преобразования из одной организационно-правовой формы в другую. Общество сохранило профиль деятельности, осуществляемый кооперативом, оставаясь сельскохозяйственным товаропроизводителем.

    Из кассационных судов в настоящее время только Арбитражный суд Дальневосточного округа придерживается такого мнения. На практике Федеральная налоговая служба и вышестоящие суды придерживаются мнения, что при реорганизации создается новое Общество, которое должно самостоятельно определиться с системой налогообложения и уведомить об этом налоговый орган по месту учета в установленный сроки.

    Таким образом, во избежание возникновения приостановки операций по счетам в банках и доначислений по общей системе налогообложения необходимо направить в налоговую инспекцию уведомление о применении специальных налоговых режимов в течение 30 дней после регистрации вновь созданного юридического лица.

     

    Добавить
    Руководитель правового департамента
    Heads Consulting
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом