Зимой Президент поручил Правительству подумать над очередным шагом по снижению административного давления на и без того не самый стойкий в условиях кризиса малый и средний бизнес и проработать возможность замены административных штрафов на предупреждения. В конце апреля соответствующий законопроект был зарегистрирован и направлен Председателю Парламента. В качестве инициаторов поправок в КоАП выступала большая группа депутатов с В.Н. Плигиным во главе. Как и ожидалось, законопроект успешно проскочил все инстанции, был одобрен Советом Федерации перед уходом на каникулы и на днях вступил в силу в виде Федерального закона 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Суть поправок в следующем: административное наказание в виде предупреждения (выносится в письменном виде и должно влиять на разум и совесть нарушителя) – не новшество в КоАП РФ. Однако на практике выбирая между предупреждением и штрафом, правоприменители из контролирующих органов чаще склонялись к последнему даже без веских к тому оснований: вернее, без оснований, вытекающих из сути правонарушения. Сами же по себе причины редкого применения предупреждений весьма серьезные с точки зрения чиновников, поскольку назначить предупреждение, а не более серьезную санкцию, значит привлечь к себе внимание в связи с потенциально коррупционным поведением («чего это такой добренький?»).
И вот теперь КоАП РФ дополнен нормами, направленными на расширение применения предупреждений в отношении малого и среднего бизнеса.
Согласно вновь включенной в ст. 4.1 КоАП РФ части 3.5
Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Выделение текста – мое. Как видите, появилась императивность, не предупреждение или штраф, а безапелляционное «назначается».
Еще раз перечислим условия работы нормы: правонарушение совершено в первый раз, нет вреда или угрозы его причинения, нет ущерба.
Резонный вопрос, а где же про малый и средний бизнес, норма-то общая. А про бизнес – отдельная, новая статья в КоАП, статья 4.1.1.
Для указанных субъектов с настоящего времени вводится замена на предупреждение иного административного наказания, если имеются приведенные выше общие условия.
Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2, о которой речь идет выше, содержит исключения из вводимого правила, которые сводятся к перечню правонарушений, наказания за которые при любых вводных предупреждением не заменяются. К таковым относятся:
14.31 – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке;
14.32 – Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности;
14.33 – недобросовестная конкуренция;
А также ряд статьей из главы 19 Кодекса «административные правонарушения против порядка управления» (19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8, 19.8.1, 19.8.2, 19.23, чч. 2 и 3 ст. 19.27, 19.28, 19.29, 19.30, 19.33).