Добрый день, коллеги! Как уже сообщал «Регфорум», с 01 ноября 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 октября 2016 г. N 1104. В качестве эксперимента Сбербанку и ВТБ предоставлена возможность опробовать новое направление в своей деятельности: регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через специализированную защищённую автоматизированную систему. С ее помощью банки смогут отправлять электронные документы на регистрацию юридических лиц или ИП, а также дистанционно открывать банковские счёта. Эксперимент продлится до конца 2017 года.
Участниками этого эксперимента станут только клиенты банков с государственным участием Сбербанка и ВТБ. Причем воспользоваться новой услугой смогут только те клиенты, кто уже имеет открытые счета в этих банках на физлицо или ИП, а зарегистрировать можно только общество с ограниченной ответственностью с одним учредителем-физическим лицом. Или зарегистрировать физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя.
Гражданин, который захочет зарегистрировать ИП или ООО, сможет передать необходимые документы дистанционно, либо в офисе кредитного учреждения. При этом в обязательном порядке у гражданина должна быть квалифицированная электронная цифровая подпись, а банк будет выступать посредником между ним и ФНС, упрощая регистрацию бизнеса и открытие расчетного счета.
Наши юристы связались с банками, чтобы получить информацию, как сегодня работает система дистанционной регистрации юридических лиц. Информация, которую мы получили, очень разнится. Так, например, Сбербанк сообщает, что система начнет работать только с января 2017 года.
Что касается банка ВТБ, то воспользоваться этой услугой можно уже в декабре 2016 года. Но при этом, как сообщают представители банка, воспользоваться этой услугой смогут не только те, кто имеет открытые счета в банке, но и любой желающий. Регистрация ООО или ИП составит шесть рабочих дней, из которых 1 день отводится на обработку информации в банке, 3 рабочих дня займет регистрация в налоговом органе и 2 дня на подачу и получение документов. На данный момент с помощью ВТБ можно заполнить и сформировать пакет документов на официальном сайте банка для самостоятельной подачи этих документов в налоговый орган.
Обязательным условием участия в этом банковском эксперименте является наличие у желающего зарегистрировать ООО или ИП квалифицированной электронной цифровой подписи, что однозначно требует дополнительных расходов. Напомню, что с помощью такой подписи можно подать документы дистанционно через сайт ФНС еще с 2012 года и этим способом регистрации активно и давно пользуются.
Кроме того, до начала банковского и правительственного эксперимента 1 ноября 2016 года подобная услуга уже существовала в других банках, таких, например, как Альфа Банк и Банк Открытие, где любой желающий также может сформировать через сайт банка пакет документов и лично подать их в налоговую.
Таким образом, мы можем утверждать, что сегодня на практике уже есть примеры и опыт дистанционной регистрации ООО и ИП и назвать такую инициативу новым экспериментом никак нельзя. В регистрационной цепочке банки по сути оказываются просто новыми посредниками между теми, кто хочет зарегистрировать свой бизнес и налоговыми органами.
В связи с этим возникает простой вопрос, а в чем для государства состоит смысл этого эксперимента? И чем кардинально отличается подача предпринимателем документов через банк или, например, через сайт ФНС, если в обоих случаях обязательным условием является наличие электронной цифровой подписи?
Стоит отметить, что не все, кто открывает свой бизнес, знают, что после того, как регистрация успешно прошла, необходимо получить извещения в Фонде Социального Страхования и Пенсионном Фонде РФ, где эти извещения можно получить, где заказать печать организации и какой она должна быть, как вести бухгалтерию и многие другие вопросы, на которые вряд ли смогут ответить в банках.
С моей точки зрения, этот пилотный проект изначально не имел своей целью упростить процесс регистрации ООО и ИП, а планировался с какими-то иными целями, которые сегодня находятся за рамками интересов будущих бизнесменов.
В связи с этим мы можем утверждать, что пока это новшество правительства не является эффективно работающим механизмом. На сегодняшний день гораздо удобней и надежнее обратиться в юридическую компанию, специалисты которой подготовят все необходимые документы, подадут и получат их в налоговой, зарегистрируют компанию или ИП во всех фондах, закажут и получат печать и окажут содействие в открытии банковского счета.