Привет всем! Минкомсвязи России разработало законопроект, который может затронуть не только рядовых участников электронного взаимодействия, но и аккредитованные удостоверяющие центры. Данный проект федерального закона, главным образом, вносит изменения в Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ.
Хорошие новости в том, что проект предусматривает введение «полномочного сертификата», которому будет посвящена отдельная статья 17.1 Закона № 63-ФЗ. Особенность этого сертификата в том, что, в отличие от «квалифицированного сертификата», он будет содержать дополнительные сведения о владельце (физическом лице). А именно – о его полномочиях.
Тем самым предлагается реализовать схему, при которой изменение объема полномочий представителя организации будет фиксироваться не в электронной подписи (как это есть сейчас), а в сертификате на нее. На практике это приведет к тому, что компаниям не придется тратить время и деньги на покупку материальных носителей электронной подписи при каждом изменении полномочий своих представителей, а лишь вносить изменения в сертификат.
Однако есть и плохие новости. Законопроект предусматривает перевод процедур создания и выдачи сертификата электронной подписи в разряд государственных услуг. Проще говоря, закон «ликвидирует» коммерческие удостоверяющие центры. А такие центры, по словам самих разработчиков закона, составляют порядка 70% всего рынка.
Так, например, в ч. 1 ст. 16 Закона № 63-ФЗ планируется внести изменения, в результате которых аккредитацию на право выдавать квалифицированные сертификаты электронной подписи смогут получить только Федеральное казначейство, Минфин, Минкомсвязь, а также подведомственные им госучреждения. В то же время, вносятся изменения в ч. 6 ст. 15 Закона № 63-ФЗ, чтобы обеспечить возможность вручать сертификаты подписи через МФЦ.
Безусловно, такое положение вещей может стать ударом не только по частным удостоверяющим центрам, но и по рядовым компаниям – особенно, если функционирование полностью государственной системы выдачи сертификатов электронной подписи не будет налажено должным образом.
Минкомсвязь России, разработавшее законопроект, объясняет необходимость предложенных изменений следующим:
С одной стороны, предлагаемые поправки можно также связать с тем, что планируется ввести 2500 ₽ госпошлины за выдачу усиленной квалифицированной электронной подписи. С другой – совокупные поступления оцениваются Минкомсвязью в 2 млрд. рублей, в то время как предполагаемые затраты – в 6 млрд. В связи с этим мотив увеличения поступлений в бюджет является весьма спорным, учитывая, в особенности, планируемое снижение налоговых поступлений.
В любом случае, подход, при котором законодательные изменения мотивируются неспособностью органов исполнительной власти наладить работу коммерческих удостоверяющих центров, вряд ли заслуживает одобрения. Такая мера, как государственное монополизирование деятельности удостоверяющих центров, может оказаться слишком экстремальной. При этом не только по отношению к ныне существующим коммерческим удостоверяющим центрам, но и по отношению к самому государству, которое рискует принять на себя слишком обременительную функцию по выдаче сертификатов электронной подписи.
Эктримальной. Даже этот термин звучит слабо в данной ситуации.«Такая мера, как государственное монополизирование деятельности удостоверяющих центров, может оказаться слишком экстремальной.»