Привет, Регфорум! Обществу с ограниченной ответственностью необходимо было открыть кредитную линию в одном из ведущих российских банков. Данная сделка являлась для общества крупной и, соответственно, требовала одобрения общим собранием участников.
Отступление: В 2015 году общество привело устав в соответствие с положениями Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ и в новой редакции устава был включен следующий пункт:
Решения общества, как и состава участников, присутствующих на общем собрании участников общества, утверждаются в соответствии с требованиями п.п. 3 п.3 ст. 67.1 Гражданского Кодекса РФ путем подписания Протокола общего собрания всеми участниками, Председателем и Секретарем общего собрания без нотариального удостоверения.
Новая редакция устава общества принималась на основании протокола, в котором подтверждение принятия решений общим собранием и состав участников подтверждался путем подписания протокола всеми присутствующими участниками общества.
Однако юристы банка, помимо протокола об одобрении крупной сделки, потребовали еще один протокол внеочередного оСУ, который должен содержать следующий вопрос повестки дня:
Из данного вопроса повестки дня следовало, что подписи участников необходимо удостоверить у нотариуса.
Данная позиция юристов банка была нам непонятна. С нашей стороны направлялись письма-разъяснения с судебной практикой о том, что в нашем случае достаточно подписать протокол всеми участниками.
Однако юристы банка разъяснили применение положений ст. 67.1 ГК РФ следующим образом:
1. Имеет ли общество с ограниченной ответственностью право определить в решении общего собрания участников, подписанном всеми участниками общества, иной способ подтверждения принятия решения в отношении всех решений общего собрания участников, и требует ли такое решение нотариального удостоверения?
В силу статьи 67.1 ГК РФ общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) имеет право определить в решении общего собрания участников, подписанном всеми участниками общества, иной способ подтверждения принятия решений общего собрания общества, в том числе путем подписания протокола всеми его участниками/частью участников.
При этом, если такой порядок определен решением общего собрания после даты вступления Закона в силу (после 01.09.2014), полагаем, что такое решение подлежит нотариальному удостоверению по следующему основанию.
По общему правилу принятие общим собранием участников ООО решения и состав его участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются нотариально. Вместе с тем рассматриваемая статья предусматривает частные случаи, такие как установление иного способа в уставе либо в решении общего собрания участников, принятом участниками единогласно. При этом, несмотря на тот факт, что решение общего собрания участников, принятое единогласно, устанавливает порядок подтверждения дальнейших решений (отличный от нотариального заверения), оно само подлежит подтверждению по общему правилу, установленному законом, то есть нотариально.
2. Должно ли решение, принятое после даты вступления Закона в силу (после 01.09.2014), об определении в уставе иного способа подтверждения принятия решения быть нотариально удостоверено?
По основаниям, изложенным выше, решение общего собрания участников об определении в уставе иного способа подтверждения принятия решения, принятое после даты вступления Закона в силу (после 01.09.2014), подлежит нотариальному удостоверению.
3. Может ли иной способ подтверждения принятия общим собранием решения и состава участников быть определен до даты вступления Закона в силу (до 01.09.2014)?
Исходя из установленной статьей 33 закона об ООО и статьей 48 закона об АО компетенции общих собраний участников/ акционеров, собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным законом об ООО/АО к его компетенции. указанными законами, по состоянию на 01.09.2014, вопрос об определении способа подтверждения решения общего собрания к компетенции общего собрания ООО/АО отнесен не был, а, следовательно, не мог быть определен решением общего собрания до даты вступления Закона в силу.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ Закон не имеет обратной силы, соответственно, на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, не распространяется.
С учетом того, что до вступления в силу ГК РФ (в редакции Закона) такой вопрос как «способ подтверждения решения общего собрания и состава участников» в исключительной компетенции общего собрания отсутствовал, а возможность определения иного способа подтверждения принятия решения появилась с 01.09.2014, представляется, что до 01.09.2014 иной способ подтверждения принятия общим собранием решения и состава участников определен быть не может.