Только ОКВЭД поменялся.
Частная охранная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Стоит подойти к вопросу очень вдумчиво. Если вы позднее захотите расширить свой список услуг, придется снова собирать все документы и платить госпошлину. Но если оформить какие-то услуги «про запас» без оснований, то можно лишиться разрешения на работу всего ЧОП.
Так что обдумайте все заранее:
определите, какие услуги вы планируете предоставлять и кому;
выясните, какие документы нужно собрать для получения лицензии;
решите – обратиться в лицензирующие органы самостоятельно или через посредников.
Основные законы, которые следует изучить перед началом работы: Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Положение о лицензировании частной охранной деятельности.
Лицензию на частную охранную деятельность выдают на 5 лет, а дальше – регулярно продлевают. В ней фиксируют те услуги, которые ЧОП может предоставлять населению и компаниям на это время. Поэтому важно внимательно подойти к их выбору. От этого будет зависеть, какие документы вам придется собрать и какие требования к вам предъявят проверяющие органы.
Если вы планируете обеспечивать охрану квартир, частных домов, офисов или складских комплексов, развлекательных центров, клубов, спортивных или учебных заведений и других объектов подобного рода (за исключением тех, что подлежат госохране), без лицензии не обойтись.
К охране относятся:
1. Обеспечение безопасности жизни и здоровья клиента.
2. Защита объектов или имущества клиента в том числе: охрана материальных ценностей на территории и сопровождение при транспортировке с одного объекта на другой; использование специальных технических средств (в том числе проектирование, монтаж и обслуживание спецтехники) – например, пультовая охрана; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов (в том числе на объектах, для которых обязательны условия антитеррористической защиты).
3. Насколько жесткими будут лицензионные требования, зависит от того, какие средства вы будете использовать в работе и какие объекты планируете защищать.
4. Консультирование клиентов и разработка рекомендаций, как законно защитить свои права.
5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Чтобы получить разрешение на вооруженную охрану, вам придется подготовить самый объемный пакет документов. Так что если вы готовы включить ее в свой список, добавьте в него все лицензируемые законом услуги, даже если пока что-то из них вам не требуется.
Важно помнить, что ЧОП не имеет права предоставлять услуги вне утвержденного законом списка. В противном случае вы рискуете потерять лицензию.
Чтобы получить лицензию для работы как частное охранное предприятие, нужно открыть ООО. Вы имеете право оформить разрешение как индивидуальный предприниматель, но по закону сможете работать только в одиночку. Соответственно, и список доступных услуг будет для вас ограничен. Если вы хотите держать штат сотрудников, придется оформлять ООО.
1. Уставный капитал вашей компании должен быть не менее 100 тыс. рублей, а если предполагаете иметь вооруженную охрану – не менее 250 тыс. рублей. По закону вы можете использовать только собственные средства. То есть уставный капитал нельзя формировать с помощью кредитов или займов. Если вы возьмете потребительский кредит как физическое лицо, есть риск, что в лицензии откажут. Однако 50% суммы можно вложить имуществом – например, приобрести компьютеры и прочую технику, мебель и т.д.
На это требование следует обратить внимание и тем, кто хочет расширить услуги – к примеру, перейти от охраны магазинов или обеспечения пропускного режима к защите квартир с обслуживанием тревожной кнопки. Вам придется увеличить уставный капитал до 250 тысяч рублей.
2. Учредителями (участниками) не могут быть:
общественные организации или компании, для которых охранная деятельность не основная – ЧОП не может быть дочерним предприятием такой компании;
физические лица с судимостью, или компании, в составе учредителей которых есть таковые;
иностранные граждане или компании;
лица, состоящие на госслужбе, представители силовых структур, военные (исключение – вышедшие на пенсию).
3. Руководитель должен иметь:
высшее образование (желательно, чтобы оно было юридическим, но это не требование закона);
дополнительное профессиональное образование по программе для руководителей ЧОП;
удостоверение частного охранника (4-6 разряд).
В этом пункте есть важный нюанс: руководитель, а именно – генеральный директор, не имеет права быть одновременно генеральным директором другого ЧОП (но может быть его учредителем) или работать по совместительству (исключения – научная деятельность или преподавание). Поэтому, оформляя его, следует проверить трудовую книжку и убедиться, что это требование исполняется.
4. По меньшей мере три сотрудника компании должны иметь удостоверение частного охранника. Отнеситесь к этому особенно внимательно. Если вы принимаете человека без удостоверения, его можно оформить только стажером, а работать он сможет только в паре с лицензированным специалистом. От числа сотрудников с лицензией будет зависеть и объем разрешенного к хранению служебного оружия:
пистолеты и револьверы – 1 на 4 сотрудника;
ружья и карабины гладкоствольные длинноствольные – 1 на 2 сотрудников;
пистолеты и револьверы под патрон травматического действия, огнестрельное бесствольное и газовое оружие – по одному на каждого сотрудника.
Информация о компании:
выписка из ЕГРЮЛ – ее можно получить в отделении налоговой по месту регистрации ООО, либо на сайте ФНС (выписка должна быть не старше 10-ти дней);
копии документов об учредителях;
нотариально заверенная справка из Росстата о присвоении кодов по ОКВЭД;
нотариально заверенные свидетельства ОГРН и ИНН (копия) (их также дают при постановке на учет);
нотариально заверенная копия Устава.
Информация о руководителе:
копия паспорта и диплома о высшем образовании;
копия трудовой книжки (все страницы);
копия удостоверения частного охранника;
копия свидетельства о присвоении квалификации частного охранника (4-6 разряд).
Сюда же стоит приложить информацию о сотрудниках, принятых в штат – копии удостоверений.
Чтобы получить разрешение на охрану объектов и обеспечение мер оперативного реагирования нужно предоставить:
Копии документов, которые подтверждают наличие специально оборудованного места под оружие (договор аренды площади под оружейную, договор аренды сигнализации, сейфа и т.д.), спецсредств и защиты (жилеты, защитные шлемы и т.д.). Обратите внимание на Требования к оборудованию помещения оружейной комнаты, а также убедитесь, что фактический адрес совпадает с юридическим. Иначе в лицензии могут отказать.
Копию штатного расписания, которое подтверждает, что у ЧОП есть дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы, а также имеется специалист по обслуживанию технических систем.
Копии документов, подтверждающих наличие связи подразделения ЧОП с дежурной частью ОВД.
Копии документов, подтверждающих наличие у ЧОП автомобилей для обеспечения оперативного реагирования (паспорта транспортных средств или договоры аренды).
Чтобы иметь возможность консультировать клиентов в вопросах законной защиты их прав, в штатном расписании нужно предусмотреть должность юрисконсульта, а пакет документов дополнить должностной инструкцией.
Если вы планируете участвовать в организации порядка в местах проведения массовых мероприятий, у вас должны быть:
копии документов, которые подтвердят, что у ЧОП имеются собственные или взятые в аренду средства связи;
копия разрешения на использование радиочастот, либо копия договора на обеспечение связи сторонними операторами.
По каждому виду услуг стоит заранее разработать должностные инструкции сотрудников, регламенты оперативного реагирования и т.д.
Для обеспечения охраны объектов,у которых есть обязательные требования антитеррористической защиты, при получении лицензии нужно удовлетворить все вышеперечисленные пункты.
При продлении лицензии к базовому набору документов нужно прикрепить копии удостоверений о повышении квалификации сотрудников и их руководителей, справку из налоговой об отсутствии задолженности, а к заявлению на переоформление приложить список новых видов услуг.
Вы можете оформить лицензию своими силами либо обратиться к консультантам. В первом случае процедура будет трудоемкой, но обойдется дешевле. Привлекая к подготовке и оформлению документов профессионалов, можно снизить риск ошибок в документах, ускорить отдельные процедуры, однако такие услуги будут стоить от 15-20 тыс. и выше – в зависимости от объема лицензируемых услуг.
Чтобы получить лицензию самостоятельно, необходимо:
заполнить заявление на имя начальника местного подразделения лицензионно-разрешительной работы ОВД (ЛРР ОВД);
собрать документы и оформить их под опись;
оплатить госпошлину –7 500 рублей;
передать документы в местное подразделение ЛРР ОВД.
Если в документах обнаружат ошибки, или не будет хватать какой-либо информации, сотрудник ОВД в течение 3-х рабочих дней оповестит вас об этом. После принятия документов на оформление лицензии может уйти до 2-х месяцев, но не менее 40 дней.
Если у вас нет возможности сделать все самостоятельно – не хватает времени или не знаете всех тонкостей заполнения документов, наймите консультанта. Выбирая юридическую фирму, обратите внимание:
есть ли у нее опыт получения лицензий на частную охранную деятельность и сопровождения работы частных охранных предприятий – смогут ли для вас разработать должностные инструкции и регламенты, помочь со штатным расписанием, получением лицензий охранников в будущем и т.д.;
из чего складывается стоимость услуг – чтобы не переплачивать за те работы, которые вы можете сделать сами.
Предпочтение стоит отдать компаниям, которые работают в том районе, где вы зарегистрировали свое ООО.
Частная охранная деятельность – высокорисковый бизнес, требующий больших вложений и жестко контролируемый органами власти. Поэтому, начиная его, убедитесь, что у вас есть необходимые средства и возможности, чтобы обеспечить все правовые требования и получить разрешение на работу.
Я занимался лицензирование ЧОП, правда помощником, насколько помню, там ещё штатное расписание и т.д. я полностью не читал, что только сначала увидел.
И не могу не отметить пару, на мой взгляд, вредных советов«наймите консультанта. Выбирая юридическую фирму, обратите внимание: есть ли у нее опыт (ПРАКТИЧЕСКИЙ. Прим. В.Л.) получения лицензий на частную охранную деятельность и сопровождения работы частных охранных предприятий ...... .»
ну с чего Вы взяли, что юрфирма из района ООО чем то лучше? Большинство грамотных, - и далеко не бедных, - Клиентов способны доехать до специалиста или оплатить его приезд. Это же не картошка, которую слопали и купили новую! Ошибки и ляпы в уставе одномоментно дискредитируют компанию в глазах лицоргана, не говоря уже о потерянном времени.«Выбирая юридическую фирму, обратите внимание:...... из чего складывается стоимость услуг – чтобы не переплачивать за те работы, которые вы можете сделать сами. Предпочтение стоит отдать компаниям, которые работают в том районе, где вы зарегистрировали свое ООО..»
позволю себе немного дополнить : "... и системное комплексное видение всей процедуры"По поводу связей не соглашусь. Со связями можно любую хрень протащить, но до тех пор пока "связи" на связи. Слетели, уволились, утратили интерес - нет "связей", а юрлицо будет расхлебывать последствия (штрафы, административные приостановки и т.п.) Предпочитаю изначально компетентный и, - подчеркивая повторюсь, - системный подход.«Лицензирование как и регистрация, должен быть постоянный контроль, а лучше как и везде связи»
«А касательно работ, за которые по Вашему можно не переплачивать, то это большое "погорячился"»
Не пойму, про какие работы я говорил, не переплачивать, сегодня сбой что-ли?«А касательно работ, за которые по Вашему можно не переплачивать, то это большое "погорячился"»
А с чего Вы взяли, что туда хрень они будут тащить, я таких связей не знаю. Я про те связи которые ускорят рассмотрение, но явно не с "косяками", а полным и необходимым пакетом документов. И поверьте, сроки тоже роль играют, особенно когда тендеры, а без тендеров и и чуть более двух недель ничего не стоит подождать.«позволю себе немного дополнить : "... и системное комплексное видение всей процедуры"По поводу связей не соглашусь. Со связями можно любую хрень протащить, но до тех пор пока "связи" на связи»
я же написал, что комменты не для Вас, а для автора статьи«то, что ниже, писалось как комментарий для Владимира Нарцева, но почему то отражается как ответ для Вас. Не обращайте внимания»
« Владимир Логинов Сообщение от Алексей «Лицензирование как и регистрация, должен быть постоянный контроль, а лучше как и везде связи» позволю себе немного дополнить : "... и системное комплексное видение всей процедуры"По поводу связей не соглашусь. Со связями можно любую хрень протащить, но до тех пор пока "связи" на связи. Слетели, уволились, утратили интерес - нет "связей", а юрлицо будет расхлебывать последствия (штрафы, административные приостановки и т.п.) Предпочитаю изначально компетентный и, - подчеркивая повторюсь, - системный подход.»
Я понял про те. Я про этот тоже. Зря Вы так думаете, что там возьмутся за непонятно чего. Там возьмутся за работу и без косяков клиентов. Пример: получение лицензии 45-ть дней, можно получить за 2-е недели; какие-то изменения можно уточнить по телефону и многое, что можно переговорить, но без нарушения закона, даже обнаружился косяк, сами позвонят.
Другой пример: отдали в Минюст документы и через месяц пришли за исправлением ошибки или отказом. Вот это пару примеров, так что связи роль играют, только это не значит нарушение закона, а вовремя поправить ошибки, не дожидаясь истечения времени для получения отказа или приостановки.
Первый раз слышу, чтобы ИП мог заниматься охранными услугами - может вы имели ввиду детективные все таки услуги? Так как Частная охранная организация может быть все таки в форме только ООО«Чтобы получить лицензию для работы как частное охранное предприятие, нужно открыть ООО. Вы имеете право оформить разрешение как индивидуальный предприниматель, но по закону сможете работать только в одиночку. Соответственно, и список доступных услуг будет для вас ограничен.»