Привет всем! Коррупция – явление современности, давно перешагнувшее рамки национального права, подрывающее авторитет государственной власти и доверия граждан ко власти. Согласно формулировке Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Минюст России, совершенствуя законодательств РФ об административных правонарушениях в сфере противодействия совершения административных правонарушений коррупционной направленности, разместил на едином портале, для размещения проектов нормативных актов Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», который предлагает установить административную ответственность за незаконное вознаграждение, от имени юридического лица, предлагаемое в интересах третьих, в том числе и аффилированных лиц. Данным законопроектом, при его принятии, восполняется ряд пробелов, в том числе в борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
Во-первых, заинтересованная компания может дать взятку за то, чтобы ее внесли в список участников предстоящего тендера на право получения крупного контракта и ограничили число его участников, или вообще по тем или иным причинам исключили соперника. Во-вторых, она может платить за получение конфиденциальной информации о максимальных и минимальных ценовых порогах, а информированность при крупных сделках означает лидерство. В-третьих, с помощью определённого сближения можно вынудить чиновников или иных лиц определить условия тендера, чтобы компания-взяткодатель оказалась единственным кандидатом, полностью удовлетворяющим всем требованиям. В-четвертых, компания может просто купить себе победу в тендере. Наконец, выиграв контракт, компания может за взятки добиться завышения цен или поблажки при приеме качества продукта. О чём и свидетельствует мировая практика.
Предлагаемый проект (речь про изменения абзаца 1 части 1 статьи 19.28 КоАП), разработан по поручению Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова и выглядит следующим образом:
«1. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах третьих лиц должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав(в том числе, когда по указанию таких должностных лиц деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются, имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах третьих лиц должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением…».
На сегодняшний день ст. 19.28 КоАП установлена административная ответственность юридических лиц за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Таким образом действующая редакция ст. 19.28 КоАП предусматривает возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности за совершение деяний от имени или в интересах юридического лица.
Законопроект предлагает расширить статью в части возможности привлечения юридических лиц к административной ответственности тогда в случае, когда противоправные действия совершены ещё и в интересах третьих лиц – коими являются аффилированные лица, различные общества, т.е. получающие что-то с выгодой для себя. Детализируются лица, выступающих в и от имени взяткополучателя.
В данном случае это всего лишь проект закона, который, несомненно, претерпит ещё ряд изменений и дополнений, однако, начало положено и, как говорят, «лиха беда начало».