Здравствуйте! С января 2017 года функции администрирования страховых взносов были переданы налоговым органам. А с августа, за уклонение от их уплаты, введена уголовная ответственность согласно Федеральному закону от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды»
Так, ст. 199 УК РФ, ранее предусматривающая ответственность только за уклонение от уплаты налогов с организации, дополнена. Теперь, основанием предъявления претензий выступает еще и образование недоимки по страховым взносам, в связи с непредставлением расчета или включением в него заведомо ложных сведений, совершенное в крупном, особо крупном размере или группой лиц по предварительному сговору.
Крупный и особо крупный размер остался прежним и нижним порогом, позволяющим квалифицировать деяние как преступление, является недоимка в пределах трех финансовых лет более 5 млн руб., если она превышает 25% от общей суммы, подлежащей уплате, либо просто более 15 млн руб.
Примечательно, что теперь размер недоимки могут считать, как по налогам и взносам в отдельности, так и вместе.
Ст. 199.2 УК РФ также была уточнена в части введения ответственности за сокрытие денежных средств и имущества за счет которых должно производиться взыскание страховых взносов.
Напомним, что администрирование страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сохранилось за ФСС, при этом в УК РФ была введена специальная ст. 199.4, предусматривающая ответственность за уклонение от уплаты указанных взносов организацией, путем:
Крупным размером по данной статье является сумма взносов в пределах трех финансовых лет более 2 млн руб., если она превышает 10% от общей суммы, подлежащей уплате, либо превышающая 6 млн руб., а особо крупным 10 млн руб. (при превышении 20%), либо 30 млн руб. соответственно.
Не смотря на то, что в настоящее время еще не возбуждено ни одного уголовного дела за совершение страхового преступления (закон, устанавливающий преступность деяния, обратной силы не имеет, а ближайшая сдача расчетов по взносам будет за 9 месяцев 2017 года), уже сейчас можно сказать, что в абсолютном большинстве случаев претензии бизнесу будут предъявлять по ст. 199 УК РФ, причем чаще сразу за уклонение от уплаты и налогов, и страховых взносов, на этом остановимся поподробнее.
При всем многообразии способов оптимизации уплаты страховых взносов, наиболее распространенными являются схемы:
При выявлении вышеуказанных схем, привлечение конкретных лиц, прежде всего генерального директора и главного бухгалтера, к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов (ст. 199 УК РФ) станет возможным, если будут установлены два факта:
1. Осведомленности конкретных лиц, ответственных за правильность расчета и своевременность уплаты страховых взносов, о том, что ИП фактически состояли в трудовых отношениях или в компании производилась выплата «серых» заработных плат, посредством обналичивания через высокие з/п нескольких сотрудников и «компании-однодневки». Такая осведомленность, как правило, устанавливается посредством:
2. Умышленного включения в расчет по страховым взносам заведомо ложных сведений, что может быть выявлено путем получения доказательств:
Процесс привлечения к уголовной ответственности по страховым составам полностью совпадает с порядком предъявления претензий по налоговым преступлениям и состоит из трех этапов
Будет проводиться сотрудниками ОЭБиПК (отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) с целью сбора информации о совершенном правонарушении, влекущем за собой привлечение к уголовной ответственности.
Собираемые силовиками доказательства можно разделить на три группы:
Как правило, сбор доказательств в рамках доследственной проверки, производится посредством:
Наиболее эффективной тактикой защиты от необоснованных претензий на данном этапе является законное противодействие полицейским, с целью исключения оснований для возбуждения уголовного дела. То есть принятие мер, направленных на защиту источников информации от их несанкционированного изъятия и получения.
В связи с этим, на данном этапе могут быть даны следующие рекомендации:
1. При поступлении запроса о предоставлении документации, его оценка на предмет законности и обоснованности, а также анализ рисков в случае передачи полиции истребуемой информации.
Для справки: за не предоставление ответа на законный и обоснованный запрос из полиции на этапе доследственной проверки ст.19.7 КоАП РФ предусмотрен штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб.
2. Учитывая, что гласные ОРМ опрос и обследование помещений могут проводиться только с согласия лица, в отношении которого они направлены, а за отказ лица от проведения в отношении него гласного ОРМ отсутствует какая-либо ответственность, при несогласии на проведение опроса или обследования, вы имеете право отказаться от их проведения.
3. В связи с тем, что на практике далеко не всегда обследование носит добровольный характер, довольно эффективным способом защиты является принятие мер по подготовке к принудительному проведению данного ОРМ до визита полицейских, и в этом поможет:
Собранная на этапе доследственной проверки информация будет передана в Следственный комитет, где по результатам ее анализа, принимается решение о наличии или об отсутствии признаков состава преступления, а как следствие, о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.
Порядок возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты страховых взносов полностью совпадает с налоговыми составами, следователь обязан направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором стоит на учете плательщик страховых взносов информацию по поступившему сообщению о преступлении с приложением расчета предполагаемой недоимки. В ответ на это налоговики могут дать три варианта ответа:
При этом следователь, как и прежде, не связан решением налоговой и вправе возбудить уголовное дело без него.
При рассмотрения сообщения о об уклонении от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следователь направляет информацию не в ФНС, а в ФСС, и не вышестоящий, а в территориальный орган в котором страхователь состоит на учете (ч.ч. 7-9 ст. 144 УПК РФ).
Помимо этого, если материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела направлялись налоговым органом или органом страховщика, а впоследствии было принято решение об отказе в возбуждении дела, следователь в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления обязан направить его копию налоговикам и в ФСС (ч. 4.1 ст. 148 УПК РФ). Ранее аналогичная обязанность была у следователя только при прекращении уголовного дела, которая также уточнена в части страховых преступлений (ч.4 ст. 213 УПК РФ).
В рамках расследования дела уже проводятся допросы, обыски, выемки, а также иные следственные действия, предусмотренные УПК РФ. Учитывая, что при расследовании уголовного дела полномочия силовиков существенно расширяются (предусмотрено право на принудительное изъятие предметов и документов, а также возложения на свидетелей обязанности по явке на допрос и даче показаний), с данного этапа защита становится значительно сложнее, при этом важной ее составляющей является формирование и реализация защитной позиции.
Формирование нами защитной позиции включает в себя следующие этапы:
Важным условием эффективной реализации защитной позиции, является осознание всеми лицами, вовлеченными в процесс расследования по делу (прежде всего генеральным директором и главным бухгалтером), необходимости выстраивания и реализации единой защитной позиции.
Как показывает практика, самостоятельная защита с перекладыванием ответственности на других, в итоге приводит к тому, что претензии предъявляются и гендиректору, и главбуху за совершение деяния группой лиц по предварительному сговору. При этом, пребывание в статусе свидетеля далеко не всегда говорит о том, что лицо таковым является, поскольку процессуальный статус может быть изменен на обвиняемого уже непосредственно перед уведомлением об окончании следственных действий (когда дело фактически готово для передачи на рассмотрение в суд).
Снизить риски уголовного преследования по ст. 199 УК РФ в рамках расследования дела, позволит:
Для оценки перспектив по возможным видам наказаний по страховым составам, имеет смысл обратиться к статистическим данным по налоговым преступлениям, приведенным на сайте Судебного департамента при Верховном Суде. Так, за 2016 год доля штрафа в структуре наказаний за налоговые преступления составила 21,8%, в 10,5% случаев было назначено условное лишение свободы, в 8,7% случаев – реальное лишение свободы. Оправдательным приговором закончилось 1,4% дел.
Необходимо отметить, что вовлечение в процесс уголовного преследования, влечет за собой серьезные временные, моральные и материальные издержки, не говоря уже о рисках быть привлеченным к уголовной ответственности и лишиться бизнеса. При этом, своевременное принятие превентивных мер позволяет их существенно снизить, либо вовсе избежать.
В этой связи могут быть даны следующие рекомендации по профилактике рисков: