Хорошая статья.
Впрочем, всё изложенное искажается мутной призмой российской действительности. Иррациональность, беспощадность и пристрастность банков). Было бы интересно почитать материал полевого бойца)
Открытие банковского счета в наши дни является распространенной процедурой, а для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой это также является обязательным условием осуществления своей обычной хозяйственной деятельности (ст. 861 ГК РФ).
В данной статье мы отметим основные причины отказа кредитных организаций в открытии банковского счета как физическим, так и юридическим лицам.
Физические лица являются потенциальными потребителями банковских услуг и обладают соответствующими права на их реализацию. При получении отказа в открытии текущего счета потребительские права граждан не нарушаются, если данный отказ обоснован кредитной организацией в рамках действующего законодательства по следующим основаниям.
Отдельно хотелось бы выделить объективные причины отказа, то есть те, которые банк принимает без рассмотрения заявления и других необходимых документов для открытия счета.
Субъективные причины, влияющие на отрицательные решения банка в большей своей части продиктованы Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливающим обязательную процедуру идентификации для всех потенциальных владельцев банковского счета. Статья 3 федерального закона определяет идентификацию как совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Собственно говоря, данный критерий является базовым при установлении любых отношений в банковской сфере, в не зависимости от статуса клиента (физическое/юридическое лицо) и его местоположению в экономической среде (хозяйственное общество, некоммерческая организация, индивидуальный предприниматель и т.д.).
По своей сути последние два пункта являются довольно размывчатыми для понимания клиента кредитной организации, так как они в полной мере не дают ему возможности понять причины отказа. Особенно это связанно с тем, что граждане пользуются банковскими услугами на бытовом потребительском уровне (не профессионально) и далеки от таких замысловатых формулировок. Но, не смотря на это, законодатель не ограничивает права граждан на получение банковских услуг, а только лишь пытается предоставить банкам дополнительные инструменты противодействия с так называемыми «обнальщиками» и другими неблагонадежными лицами. Так, что законопослушным гражданам отказ в открытии счета по формулировкам пунктов 3 и 4 не грозит.
Юридические лица также как и физические лица проходят обязательную процедуру идентификацию банком, которая включает в себя целый комплекс мероприятий, направленный на получение достоверной и актуальной информации о клиенте.
Ознакомление с учредительными документами и документами, подтверждающими регистрацию организации в Едином государственном реестре юридических лиц, предоставляют кредитной организации возможность ознакомиться с историей и целью создания юридического лица, узнать адрес государственной регистрации, наименование и лицо, исполняющее обязанности представителя организации (генеральный директор, президент и т.п.).
Проверка адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица является обязательной процедурой для банка. Банк вправе проверить достоверность адреса, указанного в документах клиента путем собственной (выездной) проверки либо через другие разрешенные законом источники (официальные информационные ресурсы органов власти). Не редко адрес расположения юридического лица не совпадает с адресом, указанным в регистрационных документах. В таких случаях банк вправе дополнительно запросить и проверить документы, подтверждающие право организации располагаться по фактическому адресу (договоры, распоряжения органов власти и т.д.)
Проверка документов, подтверждающих полномочия представителя юридического лица (протоколы, приказы, доверенности и т.п.), в совокупности с выпиской из ЕГРЮЛ позволяют банку определить лицо, которое в дальнейшем будет распоряжаться денежными средствами на расчетном счете без предоставления дополнительных документов (кроме документов удостоверяющих личность). Это же правило применяется и в случаях наличия у клиента главного бухгалтера, обладающего правом второй подписи.
Оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати (банковская карточка) обязательная процедура для открытия счета юридическим лицом, установленная Инструкцией Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Банковская карточка оформляется с целью фиксации образцов подписей «первых лиц» и печати организации для последующего сличения работниками банка документов, предоставляемыми клиентом. Банковскую карточку можно оформить в кредитной организации или у нотариуса.
Проверка контрагентов организации проводиться по принципу «скажи мне кто твой друг, и, я скажу кто ты». Если в данном списке будут реально существующие и функционирующие организации это положительно скажется на принятии решения банком об открытии расчетного счета.
Проверка наличия юридического лица в так называемых «черных списках» является неотъемлемой процедурой, проводимой банками. В настоящее время вслед за появлением организаций «однодневок», «обнальщиков» и организаций финансирующих терроризм появляются соответствующие информационные базы с одноименными названиями. Организации, попавшие в такие списки однажды, имеют большие трудности в общении с кредитными организациями.
В результате вышеизложенного можно выделить следующие причины отказа банка в открытии счета юридическому лицу:
В целях получения положительного решения кредитной организации при обращении к ней для открытия банковского счета предлагаем вам ознакомиться со следующими рекомендациями.
В заключении хотелось бы добавить, что все действия или бездействия кредитной организации могут быть обжалованы вами в претензионном или судебном порядке. Претензия (жалоба) может быть направлена непосредственно в банк, а также в Центральный банк Российской Федерации письменно или через электронный ресурс (http://www.cbr.ru).
Иски граждан о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения кредитной организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора (ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей»)
Иски юридических лиц направляются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика (ст. 35 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Хорошая статья.
Впрочем, всё изложенное искажается мутной призмой российской действительности. Иррациональность, беспощадность и пристрастность банков). Было бы интересно почитать материал полевого бойца)
Спасибо! Собственно это статься "глазами банка" так сказать.
Вся беспощадность и, порой кажущаяся иррациональность кредитных организаций, зачастую продиктована надзирающими органами с их регулярными проверками в поиске "левых" клиентов. А как правило это каждый второй клиент.
А-а-а, т.е. вы совсем-совсем из банка)
Ну вы же понимаете, что ваш взгляд, конечно, аргументированный и обоснованный, но в отделениях, "в поле", и в сб работают порой довольно странные люди. Прекрасно понимаю, что у банков определенные заморочки не с пустого места возникли.
Но у кого-то глаз наметанный, а кто-то по бумажке работает. В Москве можно составить целую карту по отделениям с их политикой) Это-то я иррациональностью и беспощадность и называю)
Абсолютно согласен с вами, так как приходиться работать по разные стороны барикад.
И, порой, личное отношение или некомпетентность отдельных работинков формируют негативное впечатление о банке в целом.
Что же касается подхода кредитных организаций к работе с клиентами без формальностей, т.е. формированию своей собственной клиентуры, это отдельная тема для обсужждения. Надеюсь у меня появиться возможность написать соответствующую статью.
Да, напишите, конечно) Я, да и многие тоже, поделятся впечатлениями о "формировании своей собственной клиентуры" по другую сторону)
А напишите нам статью о том, как оно, "по другую сторону баррикад"? А то ведь банковские работники многого не видят... или видят?
Опытный работник подмечает всё, от способа держать ручку в руке до ориентации в собственных документах.
Добрый день ,Олег!Я хотела бы поинтересоваться об 115 статье.Дело в том ,что я обычный гражданин.хотела открыть счет(чтоб бывший муж перечислял деньги на ребенка и так зп туда перечислять)ну и естественно совершать покупки по карте.И вот ,мне отказали ссылаясь на 115 статью.(а у меня уже дипрессия неделю и слезы)Какой из меня террорист или мошенник,у меня приводов никогда небыло,денежных операций тоже.Да и вообще ,на чем основываются делая такой вывод и приклеивают такое клеймо на всю жизнь?что мне теперь делать(сотрудники банка сказали ,что никогда в жизни никаких операций в этом банке я осуществить не смогу)Подскажите ,как быть?Весь интернет перерыла,но по всей видимости я первопроходец!Заранее Вам Спасибо!
Благодарю Вас за ответ !Когда я немного успокоилась,обратилась повторно в другое отделение этого банка,сотрудница подтвердила факт данной присвоеной мне статьи.Так же мне удалось узнать у нее что в этом банке я не числюсь ни каким злостным человеком,я не являюсь ни каким поручителем,так же на мне нет никаких кредитов,ранее у меня был в этом банке счет(который был закрыт надлежащим образом)я даже предположила что кто то воспользовался моими паспортными данными,на что сотрудница сказала что нет,это исключено!я чиста перед ними(она сама была в недоумении),но помочь к сожалению ни чем не может!(Я сделала запрос в банк ,чтобы мне прислали письменный ответ,для дальнейшего обращения в ЦБ .Я конечно открыла счет в другом банке,но тот был бы для меня более удобен.
Почему-то все забыли, что руководство подразделений банков "на земле" зачастую само предоставляет обнальные услуги, на чем очень хорошо зарабатывает. Так что придирчивость банков и отказы в открытии счета на ровном месте объяснимы. Кто-же захочет собственными руками лепить себе конкурентов?
Смысл подавать в суд?
по 115-ФЗ о легализации ИП проиграет любой суд, даже если будет тысячу раз прав.
какая может быть легализация если по ИП не было еще движений? А в списках терористов/экстремистов я не состаю
Да задолбали банки везде им мерещиться отмывание доходов преступным путем. Или отказ не нахождение по месту регистрации.