Просуществовав почти 9 с половиной лет, с 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена с передачей всех ее полномочий, осуществляемых в сфере регулирования, контроля и надзора финансовых рынков, Банку России в лице созданной в его структуре Службы по финансовым рынкам.
Фактически процесс выглядел как присоединение (интеграция) ФСФР к Банку России с ее переименованием в Службу Банка России по финансовым рынкам: большинство сотрудников центрального аппарата и территориальных органов ФСФР попросту перешли в новую структуру, да и объем текущих полномочий Службы Банка России по финансовым рынкам, в аспекте регулирования деятельности участников финрынка, мало чем стал отличаться от объема полномочий канувшей в лету ФСФР.
Формально причиной принятия такого решения явилась цель создания мегарегулятора, и стоит заметить, что еще в 2012 году именно поглощение ФСФР Банком России рассматривалось в качестве основного варианта развития событий, поэтому создание Службы по финансовым рынкам с переходом к ней полномочий ФСФР в целом выглядело как вполне закономерный процесс, наконец-то облаченный в нормативно-правовую форму. Тем ни менее, еще летом 2013 года и особенно в преддверии 1 сентября среди многих обычных участников финрынка, то есть юридических лиц, которые в силу своей организационно-правовой формы вынуждены были непосредственно проходить регистрационные и иные процедуры в ФСФР, и для которых данная служба являлась одним из контролирующих органов, появилось множество вопросов, основными среди которых были:
Фактически, по крайней мере, на уровне территориальных органов, упразднение ФСФР и создание Службы Банка России по финансовым рынкам выглядело как обычная «смена вывески»: все территориальные (межрегиональные и региональные) органы ФСФР остались в тех же зданиях и помещениях с тем же самым кадровым составом (поменялась лишь малая часть должностных лиц), как и было ранее, сохранились и все контактные телефоны. Основные кадровые и структурные перемены затронули центральный аппарат, правда, они также не особо сказались на обычных участниках финрынка.
Между тем, в ряде источников еще в августе-сентябре 2013 года стала появляться информация, что фактическая «смена вывески» - это не более чем первый шаг на пути поглощения ФСФР Банком России, сделанный с наименьшими издержками и в мягкой форме, применительно к участникам финансового рынка. В перспективе же вполне можно ожидать последующее разделение функций и полномочий новой службы по отдельным структурам Банка России, которое, скорее всего, придется на 2014-2015 годы, тем более что вступление в силу ряда полномочий Банка России отложено по времени.
Процедура упразднения ФСФР и создания Службы Банка России по финансовым рынкам изначально предусматривала решение не только организационных вопросов, но и вопросов передачи всех документов и незавершенных ФСФР процедур на рассмотрение Службы по финансовым рынкам.
В итоге:
Полномочия по регулированию деятельности участников финансового рынка:
Полномочия в сфере бухгалтерского учета (некредитные финансовые организации):
Полномочия, определяющие новый статус Банка России как мегарегулятора:
Учитывая, что существенный объем полномочий банка России, в целом, и Службы Банка России по финансовым рынка, в частности, затрагивает некредитные финансовые организации, в отношении которых новая службы наделяется специальной компетенцией, стоит обратить внимание на те виды деятельности, которые прямо предусмотрены в законе в качестве оснований признания юридических лиц некредитными финансовыми организациями.
К таковым видам деятельности относится деятельность: