Здравствуй, Регфорум!
С целью создания рычагов государственного регулирования стремительно развившегося за последнее время рынка новых экономических объектов – токенов, криптовалюты и т. п., обеспечить легальность сделок в цифровой среде в Государственную Думу 26.03.2018 был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса РФ» (далее – законопроект).
Законопроектом вводится новое базовое понятие «цифровое право» вместо популярного в обиходе термина «токен». По своей сущности цифровое право близко к сущности ценной бумаги. Законопроектом предлагается определить понятие «цифровое право» как совокупности электронных данных (цифровой код, обозначение), удостоверяющей права на объекты гражданских прав (проект п. 1 ст. 1411 Гражданского кодекса РФ), то есть права на вещи, имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные (интеллектуальные) права. Законопроект имеет важную оговорку о том, что такие цифровые права признаются только в случаях, предусмотренных законом. При этом планируется, что создание цифровых прав, их использование и распоряжение такими правами будут детализировано в соответствующих федеральных законах, которые будут разрабатываться с участием Банка России, Минфина России, Минэкономразвития России и иных полномочных ведомств.
Вместо обиходного «криптовалюта» вводится понятие «цифровые деньги». Которые, однако, в законопроекте не названы законным в РФ платежным средством, так как на данном этапе являются лишь ничем не обеспеченной условной единицей, созданной с помощью вычислительных технологий, однако в будущем планируется законодательно установить условия и случаи, когда юридические лица и граждане смогут использовать цифровые деньги на легальной основе, в контролируемых объемах и дополнительно урегулированном порядке (проект п. 2 ст. 1412 Гражданского кодекса РФ). Также планируется применение новых правил о цифровых правах к цифровым деньгам. Таким образом, в информационной системе должны будут совершаться принудительные и обязательные записи об обладателях цифровых денег, о переходе прав на них к другим обладателям, что, например, обеспечит возможность включать цифровые деньги в конкурсную массу должника или наследственную массу. Кроме того, наряду с иностранной валютой цифровые деньги можно будет использовать в формулировках валютных оговорок в соглашениях (проект изменений и дополнений редакции ст. 317 Гражданского кодекса РФ).
Законопроектом предложен целый ряд мер по совершенствованию форм сделок и договоров, адаптированных для совершения новых сделок с цифровыми правами, заключения договоров с такими объектами (проект изменений и дополнений редакций ст.ст. 160, 432, 493, 494 Гражданского кодекса РФ). Так, законопроектом предлагается, что выражение воли лицом с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (например, путем заполнения формы в сети Интернет или передачи сигнала) будет приравнено к простой письменной форме сделки. Таким образом, законодатель заложил правовую основу для заключения т. н. «смарт-контрактов», что также бесспорно упростит совершение целого ряда простых односторонних сделок.
Для цели обеспечения исполнения сделок с цифровыми правами законопроектом вводится единственное правило: факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается, за исключением случаев вмешательства в действия указанной программы. Это значит, что прошедшие идентификацию в системе пользователи совершают действия, подчиняясь алгоритму компьютерной программы, организующей сеть, а лицо, приобретающее цифровое право (то есть право на тот или иной цифровой объект), получает это право автоматически при наступлении определенных в пользовательском соглашении обстоятельств. Таким образом, воля заключить договор в такой сделке также включает и волю исполнить обязательства, возникшие в связи с данной сделкой.
Законопроектом предусмотрена и легализация сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации, то есть т. н. «big data», для чего вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации (проект ст. 7831 Гражданского кодекса РФ) и расширяется понятие «база данных» путем внесения изменений в редакцию абз. 2 п. 2 ст. 1260 Гражданского кодекса РФ, и определения ее как свода любого массива информации вместо привычного понятия о «совокупности данных и сведений». В данном случае законодатель преследует цель защитить законный интерес сторон (одной из сторон) таких договоров от совершения действий сторонами (или одной из сторон) договора по возможному раскрытию третьим лицам предоставленной информации в течение определенного периода.
Внесенный законопроект в настоящее время готовится к первому чтению в Государственной Думе. В случае принятия данный законопроект, полагаем, заложит базовые основы существования легального оборота цифровых прав и денег на территории РФ, а также совершения и исполнения сделок в цифровой среде и легализует сбор и обработку значительных массивов обезличенной информации.