Одним из наиболее громких спортивных проектов в Курске несомненно является футбольный клуб «Горький». Команда создана не только для участия в соревнованиях, но и для вовлечения жителей исторического центра города в спортивные мероприятия, развития футбола «для болельщиков», а не для владельцев клуба. Развитие локального патриотизма (в хорошем смысле этого слова) – это очень важная вещь. Мы с коллегами ее разделяем и несколько месяцев назад приняли решение о начале сотрудничества с футбольным клубом «Горький». Пожалуй самое важное, что мы должны были сделать на начальном этапе – регистрация юридического лица. Поскольку клуб не нацелен на ведение коммерческой деятельности, основная часть доходов – пожертвования, было принято решение о регистрации автономной некоммерческой организации.
Про сложности в регистрации НКО мы слышали много и клиента предупредили, но самое интересное началось дальше. Во время подготовки документов мы получили устав недавно созданного футбольного клуба из другого региона. Мы его вычитали на предмет опечаток/ошибок, внесли правки с учетом особенностей нашей команды, заполнили форму, оформили протокол и со спокойной душой отнесли на регистрацию.
Сотрудник Минюста со скучающим видом документы пролистал, ухмыльнулся, принял документы. В коридоре мы встретили руководителя, которая сказала в шутку, что надоели ей все эти заявители – ходят, открывают НКО, а потом через год закрывают. А потом нам пришёл отказ в регистрации. Мотивы отказа:
Мы знали про практику местного Минюста – за один день до истечения срока на принятие решения о регистрации/отказе сотрудники Минюста звонят заявителю и предлагают внести изменения в документы, если он не хочет получить отказ. Нам такой звонок не поступал. После отказа мы забрали документы и пошли на приём. В коридоре встретили таких же заявителей, которые приходят уже в третий – пятый раз. Я немного скептически отнесся к этим людям и подумал: как можно так долго ходить? Обратились бы уже за помощью к специалистам.
А потом я понял, что обращайся-не обращайся к специалистам, а все равно получишь отказ. На приёме нам было указано еще на десяток, по мнению сотрудников Минюста, нарушений при оформлении документов. На вопрос почему это все не указано в отказе, который нам направлялся, сотрудник Минюста промолчал и ухмыльнулся. Далее с нашей стороны последовал колоссальный труд по стилистическому редактированию устава и протокола собрания учредителей – мы меняли местами части сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, переписывали другими словами пункты устава. В таких случаях оскорбительно для профессионала то, что ты написал тоже самое, но у Минюста есть «хорошая фраза» и другие варианты формулировок не принимаются. В один момент я даже спросил после такой стилистической правки: «А что, это правда имеет какое-то юридическое значение?». Сотрудник Минюста устало поднял глаза и сказал: «Здесь всё имеет какое-то значение вообще-то…» и опустил глаза обратно в наш устав.
Единственное, пожалуй, что мы смогли отстоять – это название. Нам предлагались следующие названия: Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «Футбольный клуб «Горький», Автономная некоммерческая организация «Футбольный физкультурно-спортивный клуб «Горький». Ну, скажите, кто так называет футбольные команды? Спорили мы очень долго и довели одну из сотрудниц Минюста до того, что она подскочила со своего места и сказала, что мы сейчас снова отказ получим, если не будем слушать и записывать все, что они нам говорят, а не спорить. В итоге она спросила у нас хотим ли мы впоследствии стать «федерацией». В планах такого не было, мы ответили, что не хотим и нам разрешили называться АНО «ФК «Горький».
Новые пакеты документов мы носили около 5 раз. Только мы сдавали и Минюст все устраивало, нам звонили и просили на следующее утро принести устав с новой перестановкой частей сложносочиненных предложений, но в итоге регистрация завершилась успешно.
После таких историй на душе остается горечь.
И самое забавное в контексте п. 2. При подготовке документов по другому вопросу мы наткнулись на сайт одного регионального управления Минюста, где одна из необходимых форм заполнена с ошибкой. В образце заявления Р11001 Управления Минюста по Рязанской области на второй странице листа В (информация об учредителе – физическом лице) заполнена графа «адрес места жительства за пределами Российской Федерации». Разумеется, учредители НКО могут проживать за пределами РФ, однако не в «селе Яблонево Кораблинского района Рязанской области», как указано в образце заполнения формы. Небрежность и неточности данного образца может ввести в заблуждение посетителей сайта, желающих зарегистрировать НКО и добросовестно полагающихся на информацию из такого официального источника.
Так вот и верь Минюсту! Заполнил «как на сайте» и получил отказ.
Хорошо, конечно, то, что хорошо кончается, но, когда на пути людей, которые хотят делать реально важные для локального сообщества дела чинятся препятствия с самого начала, то разве это хорошо? Хотя, зная наше государство, возможно это очередной хитрый план по воспитанию стрессоустойчивости учредителей НКО. Вам еще иностранными агентами становиться, так что и регистрацию переживете.
Видимо, там уже создана непризнанная пока еще международным сообществом республика в знак протеста против существующих правил регистрации в Минюсте))« «адрес места жительства за пределами Российской Федерации». Разумеется, учредители НКО могут проживать за пределами РФ, однако не в «селе Яблонево Кораблинского района Рязанской области»»
а специалисты это, конечно, эти:«Я немного скептически отнесся к этим людям и подумал: как можно так долго ходить? Обратились бы уже за помощью к специалистам.»
которые ещё в школе привыкли списывать?«Во время подготовки документов мы получили устав недавно созданного футбольного клуба из другого региона. Мы его вычитали на предмет опечаток/ошибок, внесли правки с учетом особенностей нашей команды, заполнили форму, оформили протокол и со спокойной душой отнесли на регистрацию.»
может, всё-таки, дело не совсем в государстве?
работает, говорите?«Если есть то, что уже работает, то почему бы этим не пользоваться?»
ну и как, списыванием сильно удалось минимизировать свои затраты?«Мне кажется, что это общее для любого предпринимателя (а юристы тоже предприниматели) - оказать качественную услугу с наименьшими затратами.»
считаете, что можно изучить математику, глядя, как это делает сосед?«Противоречия здесь нет, а жаловаться на тех, кто списывает, если люди сами дают списать...зачем?»
Поздравляю.Однако если приложить для сравнения изначальный проект Устава и зарегистрированный, то дискуссия могла бы стать предметной, помогла бы ещё кому-нибудь избежать колоссальных препятствий.«Хорошо, конечно, то, что хорошо кончается, но, когда на пути людей, которые хотят делать реально важные для локального сообщества дела чинятся препятствия с самого начала, то разве это хорошо? »
Не знаю - мне наоборот легче:))) все-таки практика. Лет десять назад меня их просьбы просто шокировали, я ничего не могла оспорить, поэтому наши диалоги были не очень конструктивными .А сейчас я могу забить на то, что не принципиально, и отстоять то, что мне (и клиенту) нужно и важно. В итоге мы обычно как-то договариваемся.
Но все равно мне непонятно, зачем они это делают - требуют часто бессмысленные правки. Это очень странное занятие ... в принципе. И тратят на это столько времени.. своего и нашего.