Доброго времени суток!
Хочу поделиться с Вами своей историей и опытом в «запуске» бизнеса.
Предисловие
Мой опыт в должности главного бухгалтера уже 17 лет. В 2007 году организация, где я работала, открыла новый вид деятельности - турагентство. Именно с этого периода стал накапливаться мой опыт работы бухгалтера турагентства + опыт работы менеджера по туризму + опыт работы управляющего турагентства + опыт проведения обучающих курсов «Менеджер турагентства».
По воле случая я переехала в другой город. Устроилась работать бухгалтером в другое турагентство. Возникла ситуация, когда нам понадобились услуги юристов. Так я познакомилась со своими будущими партнерами. Ребята (семейная пара) около полугода уговаривали меня начать совместную работу. Идея: услуги для турагентств: Бухучет + обучение + юридическое обслуживание + кадровые вопросы. Как говорится, «все в одном флаконе».
Начало работы
Фирма у юристов уже существовала с 2007 года. Они оказывали юридические услуги в сфере туризма, проводили семинары. Небольшая клиентская база была ими наработана. Им недоставало участка «бухучет в турагентстве» и «обучение менеджеров». Мы сняли офис в совершенно удаленном участке города. Рабочее время на основной работе я не затрагивала. И относилась ко всей этой затее, как к подработке, Группы на обучение по субботам у меня худо-бедно набирались. Развитие направления «Бухгалтерское обслуживание» я откладывала, так как совершенно не было времени. Примерно половину года мы мирно просуществовали, практически не встречаясь.
На очередной планерке мы решили, что требуется достойный офис и затраты на его аренду скорей всего будут оправданы. Тут помог случай - я подошла к управляющему здания, где находился офис моей основной работы, и попросила его сдать офисы в аренду на верхних этажах. И... все получилось! Мы стали обладателями прекрасных комнат, с лекционным залом, кабинетом, достойной офисной мебелью. И дело пошло!…С юристами пришлось общаться плотнее. Мы стали проводить совместные семинары и встречи, мне пришлось более плотно развивать направление «бухгалтерское обслуживание фирм». Началась более серьезная работа по рекламе услуг фирмы, разработка сайта, методических материалов и т.д.
Анализ совместной работы
Есть одна очень хорошая пословица: «Только в болоте не бывает волн». Как только наша фирма стала набирать обороты, менять структуру работы внутри фирмы, стали возникать разногласия с партнерами.
Структуру развития фирмы можно условно разделить на три этапа:
***Единой команды из нас не получилась. Мы можем работать только как две разные команды.
На первый взгляд возникает вопрос: Что же могло не получиться, и что делить в такой маленькой компании? «Кошельки разные» - делить нечего. Попытаюсь проанализировать ситуацию.
1 - Совместимость с партнерами
Может быть в крупных компаниях существует какой то тест на психологическую совместимость с партнером, или тесты, выявляющие предположительную совместную работу, но я никогда не слышала, чтобы будущие партнеры проводили такие тесты между собой. Хотя странно, ведь для сотрудников фирм существует огромное количество методик и тестов для проведения собеседований при приеме на работу. Оказалось, что именно принятие совместных решений по дальнейшей работе фирмы нам стало даваться с каждым днем сложнее. Предполагаю, что работа в разных сферах деятельности, разница в возрасте (я старше), опыт, стиль предыдущей работы, амбициозность, степень занятости т.д. не давали нам быстро находить общий язык.
2 - Партнерство с семейной парой + документальное оформление
Следующая моя ошибка - это партнерство с семейной парой. Как не крути, личные отношения в паре накладываются на бизнес. Четко говорю, что при решении вопросов – это «превосходство 2 к 1» не в мою пользу. К тому же, мое откладывание «на потом» оформление документов о введении меня официально в состав учредителей это «подтверждало» и документально, действительно «без бумажки мы никто». Мое нахождение в офисе не совпадало с графиком партнеров. Опять психология. Мой вклад в деятельность фирмы - не фиксируется. Фирма набирала обороты, и постепенно стало появляться ощущение, что я не равноправный партнер, а наемный сотрудник у данной пары.
3 - Подход к работе с клиентами
Если не описывать конкретные случаи, то подход к работе с клиентами у нас оказался не просто разным, а кардинально разным. Я считаю, что в сфере услуг мы «бегаем» (в рамках разумного) за клиентом. Это такая же услуга потребителю, которую мы продаем. А продажа подразумевает хотя бы минимум – это технику продаж. Мои партнеры считают по-другому. Услуги юриста важные. Клиент должен сам прийти и позвонить, если ему надо.
4 - Организация работы моего направления
В этой части я ругаю себя постоянно. Ребята активно работали по рекламе, и получилось, что новые клиенты поступали ко мне буквально одновременно. К новым объемам я была не готова. Одновременное поступление 3-5 фирм по бухгалтерскому обслуживанию, с полным восстановлением учета, дополнительно проверки налоговых, отчетность, подготовка семинаров, основная работа и т.д.
Таким образом, я занималась «текущими делами», а мои партнеры большие сил бросали на «развитие» и поиск новых клиентов, разработку сайта, логотипа, имиджа фирмы, развитие новых направлений. На этой почве также стали возникать разногласия. В запуске новых проектов, разработке идей, подготовке новых семинаров я практически не участвовала, из-за больших объемов текущей работы. Понимание того, что мне нужен помощник, пришло позже.
Наверное, каждая фирма проходит определенный этап. На сегодняшний день мы нашли наиболее оптимальное решение. Исключив партнерские отношения на уровне одной фирмы ввели их в отношения двух фирм партнеров. У нас сохраняется клиентская база. Планируются совместные мероприятия для наших клиентов. Очень деликатное отношение «на сцене» перед клиентами, их наши «перетрубации» никак не затронули. Делается два сайта, которые будут «пересекаться» ссылками. У нас два офиса. Мы организуем и обсуждаем совместные мероприятия. У меня появился партнер и помощник по моему направлению.
Если вовремя отбросить внутренние амбиции, и задача, и цель выстроены правильно, то можно с партнерами не расстаться, а реорганизовать отношения и деятельность, пусть маленького и начинающегося бизнеса.